Казнет на замке?
Сможет ли оказать серьезное влияние на будущее Казнета принятый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей».
Главным событием отечественного интернет-рынка последних месяцев стал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». Неоднозначность этих поправок вызвала столь бурные дискуссии, что обсуждалась сама необходимость их принятия. Представители СМИ и НПО характеризовали закон как репрессивный и губительный для Казнета. При этом противники принятия до последнего надеялись, что вся эта история не более чем
Начнем с цифр, характеризующих отрасль связи в целом. По оперативным данным Агентства по статистике, предприятиями связи за январь-июнь 2009 года оказано услуг на сумму 209,9 млрд. тенге, что в сопоставимых ценах на 3,6% больше, чем в первом полугодии
Количественные показатели внутреннего рынка телекоммуникаций (согласно официальной статистике) выглядят следующим образом: на первое полугодие число основных телефонных аппаратов местной сети составило 3,65 млн. единиц, абонентов сотовой связи — 16,65 млн., а абонентов интернета — 666,5 тыс.
К количеству абонентов чуть позже мы обязательно вернемся, поскольку приведенные цифры вызывают некоторые вопросы. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что интернет-услуги стали занимать заметную долю в общей структуре доходов отрасли — почти 10%. Показательно, что на фоне общей стагнации на рынке, когда большая часть его сегментов продемонстрировала в первом полугодии либо отрицательный, либо слабый положительный рост, лишь два из них сохранили динамичное развитие. Так, доходы от услуг передачи данных выросли на 78,7%, а от интернет-доступа — на 31,5%. Причем темпы роста услуг интернет-доступа населению были еще выше — 66,8%. Кроме того, интернет активно осваивает село: доходы от интернет-доступа в сельской местности выросли в первом полугодии на 114,6%, в т. ч. населению — на 151,4%.
Тем не менее, в региональном плане на рынке все еще наблюдается очень сильный дисбаланс. Так, на Алматы сегодня приходится более 50% всего интернет-рынка в денежном выражении. Далее идут Астана, Карагандинская и Атырауская области. Аналогичная ситуация и с уровнем проникновения. По абсолютному количеству абонентов лидируют Алматы, Астана и Карагандинская область, а наивысший уровень проникновения наблюдается в Алматы (14%), Астане (8%), Карагандинской, Костанайской и Павлодарской областях — примерно по 5%.
Все это говорит о том, что потенциал дальнейшего роста огромен, а интернет, как и прогнозировалось ранее, становится новым драйвером отечественного рынка связи.
Возвращаясь к количеству интернет-абонентов в Казахстане, в первую очередь хочется выразить некоторое недоумение вызванное статистическими данными. В отчете статагентства не поясняется, что имеется в виду под «абонентом» — именно один конечный пользователь или все же абонентская линия доступа, которой могут пользоваться несколько (например, члены семьи), а то и сотни человек (сотрудники крупной компании). Тем не менее, логично предположить, что речь все же идет об абонентских линиях. В пользу этого говорят исследования независимых компаний, по оценкам которых интернет-аудитория в Казахстане еще на начало года составляла порядка 2,5 млн. человек. Любопытны в этом плане и данные некоторых интернет-ресурсов.
Так, по статистике Mail.ru, средняя суточная аудитория этого портала из Казахстана равна 455 тыс. посетителей. В социальной сети «ВКонтакте» на начало августа было зарегистрировано 616 тыс. казахстанцев. А согласно данным казахстанского счетчика CountZero, сайты Казнета в будний день (точнее — за сутки) посещает около 680 тыс. наших граждан. Понятно, что все интернет-пользователи страны не могут каждый день ходить на Mail.ru, поголовно являться участниками одной соцсети и составлять суточную аудиторию Казнета.
Однако больше всего озадачивает расхождение в данных Агентства по статистике и АО «Казахтелеком». Первое заявило, что в первом полугодии в Казахстане насчитывалось 666 тыс. абонентов интернета, а «Казахтелеком» в своем отчете за январь-июнь только по своей группе компаний указал 1,4 млн. пользователей услуги интернет-доступа (в т. ч. более 900 тыс. — абоненты широкополосного доступа). Выходит, что либо статагентство недостаточно тесно работает с национальным оператором, либо расхождение вызвано несогласованностью понятия «абонент».
Вообще, в отчете «Казахтелекома» обращают на себя внимание высокие темпы роста абонентской базы. Для сравнения: в первом полугодии 2008 года у оператора было 850 тыс. интернет-пользователей, включая 456 тыс. абонентов широкополосного доступа (ШПД). Таким образом, всего за год общая база увеличилась на 65%, а количество
Тем временем в весеннем отчете аналитического агентства
Как показало исследование, по итогам 2008 года общее количество абонентов ШПД в Казахстане составило 305 тысяч, увеличившись более чем на 90% по сравнению с 2007 годом. При этом доля домохозяйств в общем объеме пользователей ШПД возросла с 82 до 88%. В абсолютных значениях на конец прошлого года широкополосное подключение к интернету имели 268 тыс. домохозяйств и 37,2 тыс. предприятий Казахстана. В 2008 году опережающий рост числа абонентов в сегменте домохозяйств усилился и составил 103% по отношению к 2007 году. В сегменте предприятий данный показатель составил 32%, что связано с более чем
Если говорить в целом об уровне проникновения интернета, то компания PROFIT Online оценивает месячную аудиторию интернет-пользователей Казахстана в
Конечно, интернет-рынок развивается не только за счет прироста аудитории. Отчетливо наблюдается и движение со стороны бизнеса. Так, с июня 2009 года к Национальному центру обмена интернет-трафиком подключились еще два казахстанских провайдера — «СТС» и «Базис-Телеком». По словам новых участников пирингового центра, такое взаимодействие позволит разгрузить внешние интернет-каналы и уменьшить задержки передачи данных внутри Казахстана.
Напомним, что первый в Республике Казахстан Национальный центр обмена интернет-трафиком (Kazakhstan Traffic Exchange) функционирует в Алматы с октября 2007 года. Центр предоставляет возможность отечественным провайдерам интернет-услуг обмениваться казахстанским трафиком без использования международных интернет-каналов, по единым для всех правилам и условиям подключения в соответствии со стандартными пиринговыми соглашениями. С вхождением двух новых участников в рамках центра осуществляется пиринговое взаимодействие между сетями уже шести операторов. Это АО «Казахтелеком», АО «Нурсат», ТОО «Интелсофт», AO «Astel», ТОО «СТС» и ТОО «Базис-Телеком». Скорость обмена интернет-трафиком достигает 15 мегабит/сек.
Все большее распространение получают беспроводные решения: до конца года АО «Казахтелеком» планирует запустить в южной столице услугу беспроводного доступа к интернету по технологии Evolution-Data Optimized
Таким образом, интернет-рынок в Казахстане динамично развивается. Сможет ли остановить или хотя бы затормозить это развитие принятие нового закона? Очевидно, что нет. Интернет-аудитория будет расти, формируя спрос на самый разный контент, а интернет-бизнес будет идти ей навстречу, предлагая все новые сервисы и услуги в Сети.
Хотя и нельзя утверждать, что закон не окажет совсем никакого влияния, понятно, что оно будет распространяться прежде всего на политизированные сайты. Хорошо это или плохо — вопрос сложный и на него нет однозначного ответа. С одной стороны, интернет до последнего оставался эдаким океаном свободомыслия: легко быть смелым анонимно, прячась за «ником». И как только речь зашла о том, что за свои слова нужно отвечать, некоторая часть «свободолюбцев» запереживала: «Нас ущемляют!» Вместе с тем если посмотреть на ситуацию со стороны государства, то этот шаг выглядит вполне логично: оно хочет защищать свои интересы, в том числе и в интернет-пространстве. И это абсолютно нормально.
Всем известны случаи блокировки проблемных сайтов и до принятия поправок, что
На фоне борьбы за свободу слова в интернете весьма интересно выглядит попытка оценить экономический эффект вводимых поправок. Так, по инициативе Международного центра журналистики MediaNet при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан» был проведен опрос более 60 профессиональных участников Казнета, имеющих многолетний опыт в интернет-бизнесе, — провайдеров и владельцев сайтов.
Как оказалось, разработчики законопроекта не поинтересовались мнением 95% опрошенных провайдеров и 98% владельцев сайтов. Отношение участников рынка к инициативе приравнять все интернет-ресурсы к СМИ тоже в большей степени негативное — так считают 80% провайдеров и 77% владельцев сайтов. 80% провайдеров и 34% владельцев сайтов уверены, что после принятия закона себестоимость их работ значительно увеличится (более чем на 10%). А это, как уверяют исследователи, еще больше снизит конкурентоспособность казахстанского интернет-бизнеса. 52% владельцев сайтов также считают, что законопроект снизит посещаемость их ресурсов, особенно если будут прецеденты с раскрытием анонимности пользователей. Выводы исследования драматичны: себестоимость интернет-бизнеса в Казнете подорожает более чем на 10%, число казахстанских ресурсов сократится, а также усилится эмиграция казахстанских интернет-пользователей в зону ru.
Хочется отметить, что авторы исследования несколько сгустили краски. Видимо, ими преследовалась цель привлечь как можно больше внимания к самой проблеме. На самом деле, конечно, никакого массового закрытия сайтов ожидать не стоит. Вопрос предпочтений пользователей — Казнет или Рунет — тоже не новый: все зависит от качества продукта. Модерация комментариев к материалам и сообщений на форумах осуществлялась и раньше — просто теперь этому аспекту будет уделяться чуть больше внимания.
И все же окончательно понять, чего больше принес нам новый закон — хорошего или плохого, — мы сможем спустя
Комментарии