Следите за новостями

Цифра дня

17,9 млн абонентов сотовой связи имеют доступ к интернету

Нилс Херцберг, SAP: технологии IoT призваны решать проблемы

Глава подразделения IoT компании SAP SE рассказал о том, как компании могут использовать Интернет вещей и какие перспективы открываются для них.

30 ноября 2016 11:30, Наргиз Асланова, Profit.kz

Интернет вещей (IoT) активно входит в нашу жизнь и становится частью повседневных бизнес-процессов. Бизнес присматривается к новой концепции, пока, однако, слегка опасаясь ее масштабности. Нилс Херцберг (Nils Herzberg), глава подразделения IoT компании SAP SE, рассказал о том, как компании могут использовать Интернет вещей и какие перспективы открываются для них, а также о том, что сама SAP делает в этом направлении.

Нилс Херцберг, SAP

— Г-н Херцберг, расскажите, как SAP видит себя в направлении Интернета вещей и какие проекты развивает?

— В первую очередь мне бы хотелось сказать, что мы бы не объявляли о наших намерениях инвестировать 2 миллиарда евро в IoT, если бы наш настрой в отношении Интернета вещей не был оптимистичным, если бы мы не видели будущего для SAP в этой сфере. Если вкратце, то наши клиенты заинтересованы в возможностях технологий IoT, поэтому мы работаем в этой сфере. Мы видим ценность в сценариях с использованием IoT. Мы также рассматриваем IoT как возможность получения дополнительного дохода для компании.

Мы инвестируем в платформы. SAP HANA Cloud Platform — очень важная составляющая нашей стратегии в области Интернета вещей. Мы также вкладываем средства в приложения. Помимо этого мы развиваем партнерскую экосистему. У нас нет цели сделать все в одиночку, поэтому нам нужны партнеры, такие как Vodafone, Siemens, Hitachi, Intel и Cisco для дальнейшего развития технологий Интернета вещей, для распространения концепции. Также мы недавно объявили о планах инвестировать в создание так называемых Thing Labs. Это лаборатории, в которые наши клиенты могут приходить с чем угодно, будь это автомобиль или холодильник, и совместно со специалистами SAP разрабатывать сценарии и воплощать идеи в жизнь. Мы также помогаем нашим клиентам с внедрением технологий Интернета вещей, с определением областей, в которых они могли бы применять эти технологии, и перспектив, которые впоследствии могут для них открыться.

— Каковы главные преимущества концепции Интернета вещей с точки зрения SAP?

— Главное преимущество Интернета вещей заключается в том, что эти технологии помогают нашим клиентам понимать реальность гораздо лучше, чем раньше. Что я имею в виду? Возьмем теоретический пример — ваш диктофон. Допустим, Sony хочет лучше понимать, как вы используете это устройство, для того чтобы, во-первых, позвонить вам, если в диктофоне обнаружились неполадки, чтобы продать вам новую батарею или новое устройство, а во-вторых, собрать данные об использовании и на их основе создать более совершенное устройство, которое они продадут вам в следующий раз. Также для координации производства и закупки запасных частей им нужно понимать, какое количество таких устройств находится сейчас в эксплуатации по всему миру. Если все устройства этой модели уже выбросили, компания может прекратить производить и закупать запасные части для них. Существует несколько возможных способов улучшения качества сервиса при наличии детальной информации об использовании того или иного девайса.

То же актуально и для железнодорожных компаний. Чуть больше месяца назад мы представили проект с Trenitalia, итальянской железнодорожной компанией. Их проект сосредоточен на сфере predictive maintenance (предиктивный ремонт), это тоже IoT проект. Они устанавливают датчики на свои локомотивы, чтобы сократить расходы на техобслуживание, не теряя при этом в безопасности: получая информацию с датчиков, они имеют возможность ремонтировать только те части, которые нуждаются в ремонте. Таким образом, они контролируют наличие запасных частей, сервисного персонала и качество ремонтных работ. С помощью внедрения технологий IoT они рассчитывают сэкономить 8-10% на техобслуживании. Сейчас их бюджет на подобные работы составляет 1,3 миллиарда евро. Они также верят, что мониторинг составов позволит сократить количество незапланированных неполадок. Это значит, что вы как клиент железнодорожной компании не будете неприятно удивлены не пришедшим вовремя поездом. За счет этого Trenitalia планирует ежегодно экономить 10-20 миллионов евро, которые им приходилось тратить на оплаты штрафов за опоздания. Теперь у них есть инструмент для предотвращения задержек. Кроме того, они понимают, что смогут сэкономить средства за счет более рационального использования каждой отдельно взятой части своего оборудования. Именно такого рода выгоду уже ощущают наши клиенты. SAP помогает своим заказчикам получать такие результаты с помощью платформ и решений, которые предлагает, а также с помощью баз данных, аналитики, предиктивных возможностей.

— Интернет вещей входит в нашу жизнь и вскоре может стать частью повседневных бизнес-процессов. Что бы вы посоветовали вашим заказчикам? На что следует обратить внимание?

— Прежде всего, я бы посоветовал им скорее начинать внедрение, потому что это длительный процесс, это не проект на три месяца. Во-вторых, я бы посоветовал делать то, что для них наиболее логично и целесообразно. Интернет вещей не стоит внедрять в погоне за модным трендом. Технологии IoT призваны решать проблемы.

Самые лучшие наши кейсы — те, в которых мы помогаем нашим заказчикам помогать их клиентам. В конечном итоге, все, чего хотят наши заказчики — это расширять пул преданных им покупателей. Другая группа заказчиков — те, кто постоянно находятся в поисках решений для увеличения эффективности бизнеса и снижения затрат. Как можно снизить затраты? Для этого необходимо сократить ненужные расходы на ненужные вещи. Что такое ненужная вещь? Например, грузовик, который простаивает изо дня в день. Как можно оптимизировать использование такого грузовика? Другой пример ненужных затрат — бумажные инвойсы. Зачем людям сидеть и вчитываться в бумажные инвойсы, когда можно применять технологии, которые смогут считывать информацию самостоятельно? Ведь 80% операций может быть автоматизировано. Еще одно ненужное занятие — ручной ввод данных. Зачем? Зачем это нужно, например, на складе? Почему нельзя использовать штрих-коды? Они сократят количество ошибок, которые совершают работники. Люди совершают ошибки: вы им платите, они совершают ошибки, потом вы платите опять, чтобы кто-то устранил эти ошибки. Как все это предотвратить? Я думаю, что через какой-то промежуток времени мы начнем думать, как применять роботов для выполнения различных рутинных задач, например, для переноса материалов с одного места на другое. Людям не нужно этим заниматься, если можно поставить робота, который будет это делать целый день более эффективно и с меньшими финансовыми затратами. Такие инициативы мы тоже поддерживаем.

— А с какими вызовами, на ваш взгляд, придется столкнуться компаниям при внедрении Интернета вещей?

— На мой взгляд, вызовом может стать отсутствие навыков, необходимых для работы с технологиями IoT. Я имею в виду навыки работы с программным обеспечением, с управлением данными, аналитикой, статистикой. Многие из наших клиентов на сегодняшний день не обладают набором этих знаний.

Другой вопрос, с которым мы сталкиваемся — это вопрос обучения сотрудников новым технологиям. Существует ряд вещей, которым сотрудники должны научиться, прежде чем компания сможет соответствовать современным технологическим требованиям и эффективно конкурировать на рынке. Но, как мне кажется, многие предприятия недостаточно инвестируют в своих людей. Это очень важная составляющая программы Индустрия 4.0, которую, например, сейчас проводит Германия и в которую вовлечены профсоюзы. Но вопрос здесь не только в сокращении рабочих мест, а в том, как сделать так, чтобы Германия осталась производственной державой. Для этого нужно развивать навыки работников.

— Можете ли вы привести примеры реализованных проектов в сфере IoT, в которых SAP принимала участие?

— Конечно. Один я уже привел, это пример компании Trenitalia. Другой достаточно обсуждаемый кейс — это проект одного немецкого предприятия, производящего компрессоры. Сейчас они хотят продавать кубометры спрессованного воздуха, т.е. они уходят от продаж одного только оборудования. С помощью технологий SAP мы смогли обеспечить все условия для этого перехода. Но такие бизнес-модели возможны только в том случае, если они реализуются без участия людей: данные должны «перетекать» от компрессора в платформу, а затем в платежную систему. Нельзя отправлять людей к компрессорам, чтобы проверить, сколько воздуха они произвели, это не имеет финансового смысла. Мы применили здесь новую бизнес-модель.

Также у нас есть пример из химической отрасли. Производителям гербицидов необходима налаженная коммуникация с фермерами. Например, фермер хочет понять, какой болезнью заражено то или иное растение, он делает фотографию, с помощью которой технологии определяют заболевание и подходящий вид гербицида. Далее ему необходимо знать прогноз погоды, т.к. 50% используемых гербицидов неэффективны из-за погодных условий, в которых они применяются. Так данная компания начала продавать не только сами гербициды, но и сервис для определения конкретного продукта, а также наиболее подходящего момента для его использования. Таким образом, мы создаем экспертные системы для более «умного бизнеса».

Другой пример, который пришел мне на ум, это решение, которое мы разработали совместно с Roche. Оно предназначено для предотвращения диабета у пользователей. Тот, кто находится в группе риска, может регулярно измерять уровень сахара у себя в крови, заносить эту информацию с помощью своего телефона в «облачную» платформу, где проводится ее анализ. Эти данные доступны не только самим пациентами, но и врачам, которые, основываясь на индивидуальной статистике, могут предлагать лечение с учетом особенностей конкретного человека, а не демографической группы, к которой он принадлежит. Концепция индивидуального лечения становится доступной благодаря IoT.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.