Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Мухтар Аппазов, «Казтелепорт»: экономическая выгода от использования облаков перевесит страхи

    Интервью с Мухтаром Аппазовым, генеральным директором АО «Казтелепорт», о том, почему миграция в облака выгодна и как сделать переход к облачным услугам максимально комфортным и рациональным.

    29 сентября 2016 13:16, Константин Грумблер, Profit.kz

    Сложная экономическая ситуация заставляет казахстанские компании экономить на инфраструктуре. Одним из актуальных решений становится миграция в «облака». О том, почему это выгодно и как сделать переход к облачным услугам максимально комфортным и рациональным, мы поговорили с Мухтаром Аппазовым, генеральным директором АО «Казтелепорт».

    Мухтар Аппазов, Казтелепорт

    — Мухтар, расскажите о направлениях деятельности вашей компании. Какие услуги вы предоставляете?

    — Наша компания на рынке присутствует достаточно давно, с 1999 года. «Казтелепорт» является 100%-ой дочкой «Народного банка». Основное направление нашей деятельности — предоставление телекоммуникационных услуг всей группе «Халык» и ее партнерам. Достаточно длительное время мы оставались компанией, которая предоставляет бизнес «последней мили». В последнее время банк стал передавать нам дополнительные компетенции, и мы стали расширять портфель нашего бизнеса. Сейчас помимо телеком-услуг мы занимаемся обслуживанием POS-терминалов, предоставляем услуги процессинга для банков второго уровня. Также у нас есть бизнес, который связан с построением структурированных кабельных систем (СКС) и обслуживанием гермозон. Компания также занимается поставкой ИТ-оборудования и расходных материалов для печатной техники. В связи с тем, что у Халык банка обширная сеть гермозон по всему Казахстану, у нас есть опыт строительства и поддержки их инфраструктуры. И с недавнего времени мы начали запускать новый бизнес, связанный с предоставлением услуг дата-центров. Сейчас у нас работает три дата-центра: два в Алматы и один в Астане. Плюс к этому мы можем использовать обширную инфраструктуру гермозон «Народного банка».

    В этой области «Казтелепорт» оказывает услуги по нескольким направлениям: от размещения серверного оборудования клиентов в наших дата-центрах до предоставления всей инфраструктуры как услуги. Клиенты в нашей облачной инфраструктуре могут арендовать готовые виртуальные серверы с предустановленной ОС, а также получить вычислительные ресурсы, дисковое пространство, сетевую инфраструктуру и системы защиты периметра в виде виртуального дата-центра. У «Казтелепорта» есть, также, два вида программного обеспечения, которое мы можем предоставить как сервис. CloudVKS дает возможность проводить видеоконференции и вебинары в несколько кликов без потребности в собственных серверах и программном обеспечении. Также в облаке доступна самая популярная программа в Казахстане — 1С, то есть, у наших клиентов теперь нет необходимости приобретать лицензии этого ПО, они могут их брать в аренду.

    — То есть, у «Казтелепорта» три ЦОДа?

    — Да, на данный момент три ЦОДа, которые отвечают всем необходимым требованиям надежности. Обслуживают их высококлассные специалисты, в том числе прошедшие сертификацию Uptime Institute.

    Мухтар Аппазов, Казтелепорт

    — Становятся ли услуги коммерческих ЦОДов более востребованными у казахстанских компаний? Насколько активно бизнес приходит в дата-центры?

    — Сейчас, глядя на рынок, мы видим, что облачными услугами пользуются в основном более-менее продвинутые компании или компании, у которых нет своей компетенции в этом направлении. Последние несколько наших клиентов — это представительства иностранных компаний, для которых эта услуга привычна и они понимают все преимущества облачной аренды. Собственная инфраструктура — это всегда большие расходы и всегда компромиссы. Если для компании это не профильный бизнес, то руководство будет стараться сэкономить, бухгалтерии всегда будет казаться, что выделяются неоправданно огромные средства, а ИТ-шникам — что бюджета недостаточно.

    В любом случае построение дорогостоящей инфраструктуры, замораживание своих капиталов — не совсем правильно с точки зрения функционирования компании, особенно в текущей экономической ситуации. Ведь большинству компаний нужно, чтобы ИТ-инфраструктура была устойчивой, резервируемой и защищенной. Этот набор характеристик практически всегда является универсальным. Мы же занимаемся этим профессионально, у «Казтелепорта» есть возможность приобретать оборудование соответствующего качества, и у нас есть экспертиза и опыт по его сопровождению.

    Сейчас на ситуацию влияют несколько факторов. Во-первых, экономический: тенге просел и стоимость построения и содержания собственной ИТ-инфраструктуры для отечественных компаний возросла в несколько раз. Если раньше, в тучные годы, можно было позволить себе построить серверную, закупить оборудование, то сейчас цена подобного проекта возросла кратно падению тенге. Поэтому сегодня плюсы от возможностей облачных технологий стали более явными, а те выгоды, которые компания может получить от аренды, стали превышать те опасения, которые заставляли компании строить свою собственную инфраструктуру.

    Например, услуги бэкапирования. По сути, бэкап — это куча до поры до времени ненужной информации, которую необходимо где-то хранить. Как правило, под это используется любое свободное на данный момент пространство, включая построенное на дорогих дисках. С течением времени компания перестает иметь возможность правильно использовать свои текущие ресурсы. Использование услуги Backup-as-service позволит не только сэкономить деньги, но и более рационально использовать свои внутренние мощности.

    Второй момент больше психологический. Казахстанские компании пока не готовы к миграции в облака, а многие даже и не знают о таких возможностях. Но я уверен, что с течением времени ситуация будет меняться. Мы все уже пользуемся облаками в повседневной жизни, самые простые примеры — Google Drive или Microsoft OneDrive. Это общемировой тренд, и я не вижу каких-то уникальных особенностей нашего ИТ-рынка, которые бы позволили нам миновать его. В целом те страхи, которые сейчас присутствуют на нашем рынке, известны давным-давно, они уже кем-то пережиты и преодолены. Люди пользуются облачными технологиями и рано или поздно явное преимущество аренды инфраструктуры станет очевидным для большинства компаний.

    Мухтар Аппазов, Казтелепорт

    — Убеждать в том, что переходить на облачные услуги рационально, нужно технических директоров или руководителей компаний?

    — Тенденции такие. В компаниях с сильным ИТ — отношение настороженно-негативное. У ИТшников есть опасения, что мы забираем их хлеб, что не видать им новых технологичных проектов, если инфраструктуру отдадут на аутсорсинг. Но ИТ-специалисты должны понимать, что дорога в виртуализацию развязывает им руки с точки зрения творчества, какой-то созидательной работы, более интересной, чем ковыряние в железках и кабелях.

    А руководителям компаний нужно показывать экономическую целесообразность миграции в облако. Часто, когда производится сравнение аренды и построения собственной инфраструктуры, расчеты производятся некорректно. Собственная инфраструктура закладывается с избыточностью, с каким-то прогнозом роста на горизонт событий в среднем 5 лет. Соответственно, даже если сейчас у вас таких объемов нет, вы должны купить оборудование с запасом. В случае аренды вы потребляете только те ресурсы, которые необходимы вам сейчас. В случае роста требований с течением времени вы просто арендуете дополнительные ресурсы.

    Виртуальная инфраструктура особенно хороша для работы над проектами. Если ресурсы необходимы на определенное время, то зачем их покупать, ведь можно взять в аренду и после окончания проекта у вас не останется куча ненужного железа.

    И еще один момент: никто не застрахован от пиков, перегрузок. Сможет ли компания их отработать, ведь экономически держать избыточные мощности неправильно. Нам наша профессиональная деятельность позволяет эти ресурсы перераспределять. В этом отношении приобретение услуги гораздо более правильно. Пиковые нагрузки — нарастили мощности, прошел пик — ничего лишнего не платите. Вы всегда платите только за то, что потребляете.

    Мухтар Аппазов, Казтелепорт

    — В чем ваше конкурентное преимущество?

    — У АО «Казтелепорт» хорошая репутация на рынке, нас знают и могут рекомендовать. Мы работаем с «Народным банком», а у него много партнеров, в том числе и в банковской среде, которые так или иначе с нами сотрудничают. Наш бренд — это наше конкурентное преимущество. Недавно мы запустили уникальный для Казахстана продукт — портал самообслуживания по приобретению облачных ресурсов. Это продукт для компаний малого и среднего бизнеса, мы сделали его максимально удобным и доступным. На портале можно в течение 15 минут заказать, оплатить и получить виртуальную инфраструктуру для своих нужд. Такого предложения на рынке Казахстана еще не было. Архитектура этого решения базируется на концепции Software-defined storage.

    — Кто сейчас ваши основные клиенты в этой области?

    — В целом это финансовые учреждения и крупные холдинги. У Компании есть облака с классической инфраструктурой, серьезным оборудованием, где мы делаем проекты под ключ для корпоративных клиентов. Но сказать, что мы фокусируемся только на корпоративном бизнесе, нельзя. Нам интересны как крупные корпорации, так и сегмент МСБ. Наша последняя инициатива с запуском портала в большей степени также направлена именно на этот сегмент. Мы предлагаем таким компаниям универсальные продукты, которые максимально удовлетворяют требованиям этого сегмента рынка, и в то же время обеспечивают низкую стоимость обслуживания за счет унификации.

    — Как вы считаете, конкурентны ли ваши продукты по сравнению с зарубежными провайдерами?

    — Да. Наше преимущество в том, что мы находимся здесь и готовы оказывать поддержку на двух языках. Наши мощности размещены в Казахстане, а чтобы ни говорили, расстояния все же играют свою роль. Если сервера расположены, например, в Германии, это будет сказываться на времени отклика.

    Мухтар Аппазов, Казтелепорт

    — Больше интереса у ваших клиентов вызывает возможность взять в аренду место или получить ПО как услугу?

    — Для большинства компаний, возможно, это будет выглядеть как последовательность этапов. У нас есть клиенты, у которых сервера уже достаточно старые, но они еще не самортизировались. Первый этап — это аренда стойки по мере выхода оборудования из строя. Это постепенная миграция инфраструктуры в виртуальную область. Такое направление является наиболее гармоничным, позволяет компании самой регулировать скорость перемещения в облако и нивелировать риски. Из своего опыта я знаю: те, кто начал этот процесс, продолжают последовательно двигаться в этом направлении. И вторым этапом идет уже полностью виртуальная инфраструктура.

    Программное обеспечение как услуга все-таки очень специфичная вещь. Так, 1С, которую мы предлагаем, это базовая версия. Аренда этого ПО является массовым базовым продуктом за невысокую цену. Преимущество в том, что вы можете иметь доступ к базе везде, где есть интернет. Нет необходимости покупать сервер, переживать по поводу вирусов, резервирования — эти хлопоты с заключением договора переходят на сторону поставщика услуги. Если это штатный функционал, то обновление версий и миграция в облако осуществляются бесплатно. Хотя в нашем облаке есть и компании с кастомизированным ПО.

    У нас есть несколько задумок по расширению линейки предоставляемых сервисов, но пока мы решили двигаться поэтапно и для начала хотели бы набрать критическую массу.

    Мухтар Аппазов, Казтелепорт

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.