ITоги-2006: пыль в глаза или развитие?
Итоги 2006 года в сфере информационных технологий Казахстана.
Прошедший 2006 год выдался довольно ярким для рынка информационных технологий нашей республики. Чего только стоит запуск собственного спутника связи или открытие парка информационных технологий. Вообще, его можно смело назвать годом «государства в ИТ». Многие государственные инициативы в
Пришествие продолжается
Лучшим индикатором развития и привлекательности рынка является интерес со стороны зарубежных компаний, которые инвестируют в развитие своих бизнесов в Казахстане. Они открывают представительства, вкладывают в штат, обучение специалистов. И хотя пик открытий, пожалуй, пришелся на 2005 год, в прошедшем году эта тенденция сохранилась, приобретя новые черты: если многие крупные международные компании уже давно имеют у нас свои офисы, то сейчас проявляется интерес со стороны
Так, в 2006 году открылись представительства и филиалы таких компаний, как Nvision (один из крупнейших российских системных интеграторов), Comptek (известный российский дистрибутор телекоммуникационного и сетевого оборудования), начал работу офис «Лаборатории Касперского» (производитель антивирусных систем). В конце осени в Алматы прошли «Дни Terrasoft в Казахстане» (украинская Terrasoft разрабатывает решения по управлению взаимоотношениями с клиентами (CRM)). С 2006 учебного года в Международной академии бизнеса появилась новая дисциплина — «Информационный менеджмент» (CIO), что говорит о качественном росте отечественных ИТ и потребности в управленцах нового уровня. Роль информационных технологий значительно выросла, и взгляд на
Вообще, нельзя не отметить проснувшийся интерес индусов, занимающих в мировом разделении
Ежик в тумане
Другой показатель высокого потенциала и развития — стремительный рост штатов представительств. Так, в «Майкрософт Kazakhstan», начинавшейся с трех сотрудников, сегодня, через три года присутствия, работает уже почти 50 человек. Представительства многих других компаний регулярно переезжают в более просторные офисы. Причина у всех одна: вырос штат, стало тесно, не помещаемся.
Интересен и факт появления в прошедшем году сразу нескольких новых специализированных
Т.е. процессы, происходящие на рынке, явно свидетельствуют — рынок ИТ на подъеме. А цифры,
В то же время в прошедшем году у крупнейшей международной исследовательской компании IDC, специализирующейся как раз на рынке ИТ, в Казахстане начал работать региональный менеджер. Однако пока это не сыграло заметной роли в прояснении ситуации с показателями рынка. Да и к отчетам IDC многие «айтишники», среди которых известные брэнды, частенько предъявляют претензии в недостоверности данных. Также в 2006 году в Казахстане появилась собственная специализированная исследовательская компания, в сферу компетенции которой входят маркетинговые исследования и консалтинг в сфере телекоммуникаций и информационных технологий —
Т.е. развиваться мы развиваемся, но как именно — не известно. Это больше интуитивный процесс. Есть расхожие цифры в целом по отрасли —
Интересное мнение представителя
Цифры есть там, где объемы продаж поддаются учету. Например, в телекоме. Так, по сообщению Интерфакса, предприятиями связи Казахстана в январе-ноябре 2006 года оказано услуг на сумму 247,1 млрд. тенге, что на 20,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В том числе населению за указанный период предоставлено услуг на 89,6 млрд. тенге, что на 27,1% больше, чем в январе-ноябре 2005 года, сообщили 12 декабря в госагентстве по статистике. В результате из общего объема доходов 36,2% получено от реализации услуг связи населению. В структуре доходов от услуг связи за январь-ноябрь 2006 года мобильная связь занимала 45,5%, междугородная — 19%, местная телефонная — 7,7%, интернет — 5,3%, радиосвязь, радиовещание, телевидение — 3,4%, почтовая — 1,8%. Вместе с тем, по данным статведомства, наиболее динамично развивалась сотовая связь: в январе-ноябре 2006 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем услуг увеличился на 57,9%. Основной объем телекоммуникационных услуг и услуг связи предоставляется компаниями «Казахтелеком» и «Казпочта».
Сами с усами
Впрочем, нам есть чем похвастаться и помимо привлекательности для иностранных игроков и «завидных темпов роста». Например, в феврале 2006 года компания «Глотур» объявила о создании совместного предприятия с сингапурцами по производству
Все эти сомнения в целом справедливы и для открытого осенью парка информационных технологий Alatau IT City, в рамках которого, кстати, и будет работать Glotur DS Multimedia. Т.е., если в двух словах, то вопрос сбыта производимой в Парке продукции ставит под сомнение целесообразность производства.
Другим громким событием национального масштаба стал запуск собственного спутника связи Kazsat. И даже был проведен тендер на производство второго спутника. Помимо политических амбиций и извлечения коммерческой выгоды от сдачи спутниковых каналов в аренду, собственный спутник призван сыграть свою роль и в реализации проекта «электронного правительства». Ведь для предоставления населению равных возможностей доступа к электронным услугам нужно будет связать воедино самые отдаленные уголки страны, и спутниковые технологии, учитывая наши просторы и низкую плотность населения, являются самым оптимальным вариантом. Естественно, что наличие собственного спутника при решении таких задач максимально отвечает интересам национальной безопасности.
Однако самым интересным и масштабным является проект «электронного правительства». В реализации этого проекта, что приятно удивляет, идет системная и всесторонняя работа, решается множество сопутствующих задач. Главная из которых — преодоление информационного неравенства, для чего Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи была разработана соответствующая Программа, направленная на создание в государстве условий для широкого использования информационно-коммуникационных и инновационных технологий. 11 октября премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов подписал постановление правительства РК «Об утверждении Программы снижения информационного неравенства в РК на
Понятно, что успешная реализация Программы, в рамках которой будет организовано 2515 компьютерных классов и обучено 2364054 человека (15,7%), значительно поднимет уровень компьютерной грамотности среди населения Казахстана (по прогнозам АИС, до 20,7%, против сегодняшних 5%), что, в свою очередь, спровоцирует рост спроса на весь спектр товаров и услуг ИТ.
Что в итоге?
Подводя некую черту, можно сказать, что рынок ИТ в Казахстане стремительно развивается, а наша страна действительно пытается переориентироваться на несырьевую модель экономики, и государству в этом процессе принадлежит значительная роль. И пускай мы никогда не станем страной, экспортирующей исключительно высокие технологии. Пускай наш Alatau IT City никогда не станет местной «силиконовой долиной». Здесь, как ни странно, главное — не победа, а участие. И если вдруг возникнут сомнения — вспомните про перенос столицы в Астану, спровоцировавший строительный бум. И воспринимайте проекты электронного правительства и пр. как «Астану в информационных технологиях». Понятно, что по ходу их реализации будет много ошибок, претензий и нареканий. Однако большое видится на расстоянии. И искренне хочется, чтобы результаты были видны уже с расстояния ближайших лет. Ведь сфера ИТ — самая динамичная.
Комментарии