«Умные улицы» появятся в Бишкеке этой осенью
Сейчас идет процесс подготовки дизайна программы.
В столице Кыргызстана в пилотном режиме планируют запустить проект «Умный город». Пилот охватит пока только две основные улицы Бишкека. Об этом в рамках международной конференции «Таза коом» сообщил руководитель аппарата президента КР Сапар Исаков, передает Digital Report.
«Мы не хотим никого ждать, а просто хотим привести опытную компанию со знаниями, которая поможет нам в пилотном режиме запустить две улицы. На примере этих улиц мы хотим, чтобы горожане дали свою оценку и почувствовали, удобно ли им это или нет», — сказал он.
Как рассказал заместитель председателя госкомитета ИТ и связи Мирлан Омуралиев, сейчас идет процесс подготовки дизайна программы: «Проект будет включать в себя не только безопасность дорожного движения, но и улучшенную дорожную и придорожную инфраструктуры. Улицы будут оснащены аппаратными комплексами, которые будут фиксировать нарушения ПДД, а также датчиками загрязнения воздуха и многими другими приборами. Для реализации пилотного проекта были взяты две самые загруженные и длинные улицы — проспект Чуй и проспект Манаса».
По словам чиновников, уже идут переговоры с частными компаниями, готовыми помочь в реализации проекта. Однако активисты недовольны таким подходом и считают, что новшество необходимо запустить в гораздо большем масштабе.
«Недостаточно запустить проект „умный город“ лишь на двух улицах. Мы знаем о том, что есть компании, готовые реализовать эту программу во всем городе. Они могут ставить как камеры видеофиксации нарушений ПДД, так и взять на себя управление светофорами и освещением, причем за счет своих инвестиций, а потом окупать их за счет процента от штрафов. Для нашей группы эти 3 вопроса: камеры, освещение и светофоры — принципиальные, и мы требуем, чтобы до октября проект начали не на двух улицах, а по всему Бишкеку, Ошу, на междугородних трассах, а к следующему году и по всей стране», — прокомментировал ситуацию Мирсулжан Намазаалы, один из инициаторов группы «Граждане, требующие безопасный город».
Омуралиев пояснил, что на примере двух пилотных улиц будет произведен анализ существующих и недостающих компонентов для реализации проекта в масштабах всего города. «Мы хотим понять, что у нас уже есть, а чего еще нет. Пилот поможет точно подсчитать, во сколько может обойтись проект», — прокомментировал зампред.
В целом мировая практика масштабных ИТ-проектов всегда подразумевает пилоты с тем, чтобы учесть ошибки и отработать процессы. Также тестовая зона позволяет определиться с набором необходимого функционала и оценить реальные затраты.