Конференция e*Government.Kz в Астане
По мнению АИС, внедрение электронного правительства в Казахстане может обойтись примерно в Eu250 млн.
3 ноября в Астане состоялась конференция e*Government.Kz, организованная компаниями Deloitte&Touche и ETG Inc. под эгидой Агентства по информатизации и связи РК. На мероприятии были представлены почти все крупные мировые производители программных продуктов и IT-технологий. Задачей конференции стало их знакомство с сотрудниками госструктур, которым предстоит внедрять идею электронного правительства в республике.
Как известно, задача построения е-government была поставлена Президентом страны в ежегодном Послании народу Казахстана. В настоящее время программа по внедрению электронного правительства находится на утверждении в правительстве. При этом, как утверждают в АИС, поставщик оборудования будет определяться по закону, то есть посредством проведения тендеров на государственные закупки.
Казахстанский вариант е-government, как говорится в пресс-релизе к конференции, «разработан с учетом мирового опыта и предусматривает долгосрочную перспективу с реализацией в 3 этапа».
Первый этап — это разработка инфраструктуры электронного правительства, которая включит в себя создание портала и шлюза е-government, платежного шлюза для взаимодействия с банковской системой, национальную идентификационную систему, единую транспортную среду госорганов и пр.
Второй этап предполагает развитие сервисов электронного правительства для взаимодействия с населением. Он также предполагает полномасштабный реинжиниринг административных процессов.
Третий этап носит название «Построение информационного общества». Он предусматривает трансформацию деятельности госорганов и организаций, в том числе реализацию проектов е-медицины, е-образования, е-демократии и т. д.
О сроках и этапах внедрения е-government заместитель председателя АИС Куанышбек Есекеев сказал следующее: «Я не хотел бы загадывать по срокам, но с 2005 года мы начнем реализовывать программу по внедрению электронного правительства, как это и было поручено Президентом. Вначале это будет простое информационное взаимодействие между госорганами, которые предоставляют услуги непосредственно населению и самими пользователями. Затем, примерно через год, будет внедрено транзакциозное (интерактивное) взаимодействие с этими госорганами — например, граждане смогут заполнять анкеты и отправлять их в различные ведомства и делать тому подобные вещи. И, наконец, третий этап — это реализация так называемого »правительственного шлюза«.
По словам г-на Есекеева, смета расходов по внедрению программы е-government будет просчитана после утверждения программы. Он предположил, что с учетом опыта Эстонии, где внедрение электронного правительства обошлось в Eu250 млн, в Казахстане речь может идти примерно о таких же цифрах.
Для того чтобы электронное правительство стало доступно для каждого гражданина, необходим свободный доступ к телефонным и интернет-услугам. Поэтому в настоящее время Агентством по информатизации разработана программа либерализации телекоммуникационного рынка с целью упрощения доступа к интернету в сельской местности.
Однако, по мнению вице-президента по развитию бизнеса в странах СНГ компании ETG Анвара Иргашева, помимо решения проблем с доступом к интернет-ресурсам необходимо решение вопросов стандартизации, как технологической, так и правовой (то есть принятие целого ряда законодательных актов). «Сложность развития е-government состоит в том, что необходимо создание новой »электронной культуры« взаимоотношений между государством и обществом. Если этого не учитывать, то идея электронного правительства потеряет социальный смысл», — заметил он.
Кроме того, сложностью может стать вопрос интеграции и взаимодействия внутренних систем документооборота и обмена информацией между самими государственным ведомствами. Для этого необходима разработка единых национальных технологических стандартов системы, в которой будет работать е-government. Решение вопросов интеграции потребует больших инвестиций, считает г-н Иргашев.
Комментарии