FoodPanda.kz — завоевание откладывается?
После официального запуска FoodPanda в Казахстане прошла уже пара недель, и на рынке воцарилась тишина — ни активностей, ни рекламы, ни продвижения.
Совсем недавно в Казнете с шумом и помпой было заявлено о старте нового проекта по доставке еды FoodPanda.kz. Мировой игрок, уже представленный в 33 странах, пришел в Казахстан с намерением занять до 50% рынка доставки еды. Понятно, что учитывая любовь алматинцев к различным предприятиям питания, именно с Южной столицы началось шествие FoodPanda по республике. Как нам рассказал руководитель проекта Ральф Вензель, следующими городами для его запуска FoodPanda.kz должны стать Астана, Караганда и другие крупные населенные пункты, а также западный регион. В идеале проект должен охватить все регионы республики.
На старте проекта его руководители особо подчеркивали — маркетинговая поддержка будет серьезной и не оставит конкурентам (которых насчитывается около шести) никаких шансов. Тем не менее, после официального запуска FoodPanda в Казахстане прошла уже пара недель, и на рынке воцарилась тишина — ни активностей, ни рекламы, ни продвижения. При том, что изначально казахстанская версия FoodPanda взяла совсем неплохой темп (проект стартовал всего за полтора месяца до официального запуска, причем за это время было подготовлено и мобильное приложение), такая задержка уже после анонса проекта выглядит непонятно. Конечно, на рынке, где всего несколько прямых конкурентов, можно не торопиться. Но на фоне портала Lamoda.kz, принадлежащему тому же холдингу Rocket Internet, заметна некоторая заторможенность. Как мы все помним, Lamoda выходила в Казахстан напористо и агрессивно — баннерами пестрили страницы всех крупных порталов и соцсетей. А вот FoodPanda ведет себя «тихо» и пользователей пока не «вербует». Более того, официальный сайт проекта, уже начавший было работать, теперь недоступен, а мобильное приложение при выборе страны «Казахстан» выдает ошибку. Как нам прокомментировала данную ситуацию Олеся Мельникова, управляющий директор FoodPanda в Казахстане, в настоящее время идет смена хостера: «У нас будет казахстанский хостинг, надеемся, что уже завтра все заработает».
А что же конкуренты? Известно, что в Казнете (успешно или не очень) действует несколько аналогичных сервисов. Самым крупным из них, появившимся, кстати, также совсем недавно, является Chocofood, принадлежащий активно развивающемуся холдингу Choco Family. Именно данному сервису в настоящий момент принадлежит наибольшая доля рынка доставки еды в республике. «Мы делаем сотни доставок в месяц и растем на 30% в месяц. Через полгода будем делать тысячи. На рынке онлайн-заказов еды в Казахстане (не считая заказов через телефон) мы занимаем больше 50% и намерены увеличивать нашу долю», — говорит Анель Белиловская, директор Chocofood.kz.
К стремлению FoodPanda завоевать рынок в Choco Family отнеслись философски. Вот как прокомментировала ситуацию Анель Белиловская: «Каждый смотрит на эту ситуацию по-своему, мы же стараемся больше оперировать цифрами. Можно ненавидеть своего конкурента и всячески мешать ему вести бизнес, но от этого изменится только ваше состояние. Очень важно понимать, с какими чувствами вы соперничаете: стараетесь всеми силами потопить соперника или больше внимания уделяете своему проекту? Ненависть ведет к саморазрушению, а мы к этому не стремимся. Но, тем не менее, мы не относимся к этому вопросу легкомысленно. Мы наблюдаем и стараемся оставаться в курсе дела. Для нас запуск FoodPanda не был неожиданностью, мы знали это за два месяца до официального открытия. В целом, все остается как прежде. Наша команда — холдинг Choco Family — уже не раз сталкивалась с сильными конкурентами. Когда наш холдинг только образовался, на рынке уже работал международный игрок Kupikupon.kz, что не помешало нам обойти его через 3 месяца с момента нашего запуска. Аналогичная ситуация сложилась, когда на рынок заходил Biglion (российский игрок с многомиллионными инвестициями) — они громко заходили, обещали «смести нас с рынка», инвестировали в 2 раза больше, чем мы, но их доля рынка на сегодня 1%, а наша — около 50%. У FoodPanda есть только один шанс обойти нас в долгосрочной перспективе — если мы расслабимся и перестанем активно работать на этом рынке. В остальном мы уверены, что команда менеджеров из другой страны не сможет справиться с командой предпринимателей, отлично знающих локальный рынок».
Касательно финансовых «вливаний» международного холдинга в развитие и продвижение местного проекта пока можно только строить предположения и вспоминать историю выхода Lamoda.kz. Ральф Вензель, совладелец и главный управляющий директор FoodPanda, заявил о намерении инвестировать «настолько много, насколько это необходимо». А вот в Chocofood высказали некоторые сомнения в результативности этой схемы. «Не стоит забывать, что мы входим в крупнейшую e-commerce группу в стране, с общей базой в 650 000 пользователей, — говорит Анель Белиловская. — Те шаги, которые FoodPanda только предстоит пройти (получить аудиторию и ее лояльность), мы уже прошли. Мы работаем с более чем 115 ресторанами в двух городах, хотя открылись всего 4 месяца назад. Мы дерзкий и быстрый проект. Мы будем внимательно наблюдать за развитием наших коллег по рынку, но адекватно понимаем, что FoodPanda — это не бездонная бочка с деньгами. Ограничения есть у всех, и на каждую страну глобальный игрок выставляет свои ограничения».
Действительно, то, что сработало в случае с сайтом, продающим модную одежду, может не сработать в случае с доставкой ресторанной еды, ведь специфика здесь совсем другая. Кроме Chocofood на данном рынке действует также еще несколько проектов, но их развитие пока не такое бурное. Это Grub.kz, Restoran.kz, Bestfood.kz, Looloo.kz, Nadom.kz. Некоторые из них весьма довольны выходом зарубежного игрока, способного вкладывать серьезные инвестиции, ведь за счет этого возможность развития получают и небольшие проекты, присоединившиеся к «большому брату». Именно так поступили в Nadom.kz, открывшемся в августе 2013 года и имеющем в своей базе порядка 4000 клиентов. Сервис начал сотрудничество с FoodPanda, надеясь тем самым «поднять спрос». «Выходу FoodPanda мы только рады, ведь FoodPanda будет своим продвижением продвигать и наш проект, и если они смогут занять ту долю рынка, которую говорят, тогда Nadom.kz тоже сможет поднять свои позиции», — так прокомментировали наш запрос представители Nadom.kz, пожелавшие, однако, не называть себя.
В общем, как мы видим, бурный и агрессивный старт FoodPanda пока не состоялся, что, безусловно, вызывает сожаления. Ведь большее число игроков на рынке стимулирует его развитие и дает возможность пользователям выбрать наилучшие предложения. «Нам будет интересно увидеть, как FoodPanda будет действовать, посмотреть на их управленческие технологии, на маркетинговые шаги, поэтому мы относимся к этому шагу положительно, как к возможности поучиться у глобального игрока. Кроме того, любая конкуренция положительна для всех ее участников. Уверены, что приход такого игрока подстегнет рост рынка, он быстрее расширится, больше людей начнут им пользоваться, а уж какой сервис предпочтут люди — тут все зависит от того, кто будет больше о них заботиться и думать. Наша конечная цель — сделать процесс заказа еды удобным и выгодным, мы работаем в первую очередь для потребителя, а для него в конкуренции сплошь позитивные последствия. Увеличится разнообразие товаров, и цены будут изменяться. Результат намерений, что с нашей стороны, что со стороны FoodPanda, будет виден через показатели, только они имеют значение в конечном счете», — считает директор Chocofood.kz. Ее мнение поддерживает и Жандос Жакетов, руководитель проекта Looloo.kz: «Наша компания желает удачи и процветания данному сервису, мы только рады возникновению подобных компаний. Более того, конкуренция только стимулирует нас и помогает улучшать Looloo.kz».
Ну что же, посмотрим, как в дальнейшем будет развиваться зарубежный новичок в казахстанских реалиях. Хочется верить, что неработающие для Казахстана сайт и мобильное приложение вскоре вновь будут запущены.