Частоты в стандарте GSM-1800: тендера не будет?
Не исключается возможность передачи частот в стандарте GSM-1800 вообще без проведения тендера.
Не исключается возможность передачи частот в стандарте GSM-1800 вообще без проведения тендера. АИС с удивительной последовательностью проваливает тендеры на радиочастоты.
19 августа, после 15 дней, предоставленных на обжалование, в законную силу вступило решение суда Астаны об отмене конкурса на использование полос частот для предоставления услуг сотовой связи стандарта DCS-1800. Астанинским городским судом первой инстанцией был признан незаконным приказ председателя Агентства РК по информатизации и связи (АИС) о проведении конкурса на частоты, а также утвержденная пресловутым приказом конкурсная документация.
Сам факт объявления 6 февраля тендера на частоты в стандарте DCS-1800 (АИС упорно называет стандарт GSM-1800 его техническим наименованием) внес переполох в ряды компаний, связанных с работой на телекоммуникационном рынке. Как оказалось, у государства есть свободные частоты в стандарте GSM. На продажу был выставлен радиочастотный спектр, крайне необходимый двум казахстанским сотовым операторам, предоставляющим услуги в стандарте GSM-900. Последние в настоящее время полностью исчерпали имеющийся частотный ресурс в 5Мгц и вынуждены устанавливать компенсирующее недостаток частот оборудование для обеспечения приемлемой связи. Постоянные расходы на приобретение новых базовых станций в конечном итоге сказываются на конечных ценах для потребителей. Получение частот позволило бы GSM-операторам резко сократить вышеуказанную статью расходов, занимающую от 40% до 80% всех издержек компаний.
О своем решении принять участие в конкурсе заявили как операторы сотовой связи, так и фирмы-однодневки, владельцы которых планировали выгодно перепродать выставленные частоты, хотя, согласно конкурсной документации, делать это было запрещено. Кроме того, детальное изучение представленной конкурсной документации явило множество нарушений, на основании которых любой потенциальный участник тендера мог его приостановить и отменить.
Следует отметить, что объявленный конкурс смущал своей чуть ли не предопределенностью. Во-первых, глава АИС постоянно подчеркивал необходимость прихода нового оператора на рынок связи. В конкурсной документации содержалась мотивировка, позволяющая отстранить от участия претендента, имеющего любые нарушения законодательства, без пояснения. Национальный оператор связи даже утвердил постановлением правительства концепцию своего развития на 2004—2006 годы, где видит именно себя оператором сотовой связи в стандарте DCS-1800. Мало того, организатор тендера предложил участникам конкурсную документацию, повторяющую почти дословно другую — на предоставление услуг связи в стандарте CDMA-800, причем отмененную по аналогичным основаниям горсудом Астаны в августе 2003 года.
АИС, объявив 10 марта днем проведения тендера, вдруг сообщило о переносе даты на 1 июня. Ведомство связи мотивировало изменение сроков «необходимостью привлечения большего количества потенциальных участников». Кроме того, на торги единым лотом была выставлена полоса частот шириной в 10 МГц, при том что существующие два GSM-оператора используют по 5 МГц. Данное обстоятельство организатор конкурса объяснил «технологической необходимостью», так как «чем выше диапазон частот, тем меньше способность радиоволн отражаться и огибать преграды. Учитывая это, зона охвата базовой станции DCS-1800 значительно меньше, чем стандарта GSM-900. В связи с этим необходимо большее число базовых станций DCS-1800 для одинаковой территории охвата базовыми станциями GSM-900. Данное увеличение базовых станций обуславливает необходимость выставления на конкурс полосы частот шириной не менее 10 МГц». Между тем получение полосы частот в 10 МГц одним из существующих операторов связи одномоментно экономически уничтожило бы другого. Делить частоты АИС не хотело. Как говорилось выше, цель была привести на рынок нового оператора или дать возможность одному из операторов мобильной связи развивать еще один стандарт.
Свою заинтересованность проявили 19 компаний, а в конечном итоге осталось 6 претендентов на частоты: ТОО «GSM Казахстан», ОАО «Казахтелеком», ОАО «Вымпелком», АО «Алтел», ТОО «Kazkommerts securities» и ТОО «Com cell center». Однако проведение конкурса было приостановлено по иску одного из несостоявшихся участников — ТОО «Гранада ЛТД». При этом АИС, упорно отстаивавшее проведение конкурса, неожиданно пересмотрело свою позицию, согласившись в суде с доводами противоположной стороны. Конкурс был отменен.
Между тем в постановлении суда фигурирует абзац, где говорится, что в статье 18 Закона «О связи» установлено, что «лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи с использованием полос радиочастот и ресурса нумерации выдается на конкурсной основе только в определенных случаях». Эти «случаи» утверждаются Государственной межведомственной комиссией по радиочастотам, которая, кстати, может не выносить соответствующее решение, что, в свою очередь, приведет к кулуарной передаче частот. Учитывая, что стартовая цена на частоты была установлена в Т4,5 млрд, а цена продажи оценивалась в $60—70 млн, возможные потери бюджета очевидны.
Также необходимо отметить неадекватную работу казахстанского ведомства связи, которое с поразительной последовательностью провалило 2 тендера на продажу частот в стандартах GSM-1800 и CDMA-800, инициировало ограничение иностранного участия в капитале телекоммуникационных компаний, положило конец одному из быстроразвивавшихся сегментов связи — IP-телефонии, и т. д.
Комментарии