Кривая падения
Вчерашние и сегодняшние лидеры рынка мобильных телефонов, в том числе HTC и Nokia, испытывают серьезное давление со стороны Андроида
12 мая 2016 00:27,
Рубрики: Казахстан
Вчерашние и сегодняшние лидеры рынка мобильных телефонов, в том числе HTC и Nokia, испытывают серьезное давление со стороны Андроида.
Computerworld.kz
Если кто-то думает, что речь идет о фантастическом роботе, который в своей основе использует как традиционные железные узлы, так и живые клетки, он не совсем прав. По крайней мере, в конкретном случае и применительно к тачфонам, о которых пойдет речь. Нелишне будет отметить (для неподготовленной аудитории), что тачфон – это телефон, в котором дисплей выполняет и индикационную роль – т.е. отображает информацию, и как инструмент ввода информации, в данном случае ликвидировав все недостатки, присущие традиционному клавиатурному вводу в пользу невероятной гибкости, ограничиваемой только воображением пользователя и разработчика софта и, собственно, тачфона.
Знаете рецепт хорошего тачфона? Он выглядит не так сложно, как кажется на первый взгляд: возьмите хороший дизайн, снабдите его производительной начинкой, реализуйте несколько интересных инноваций, оснастите это устройство платформой, которая могла бы обеспечить потребности пользователя, обеспечьте факторы, способствующие созданию экосистемы вокруг этой операционной системы (платформы). Кажется все. Я, конечно, мог что-то упустить, но в целом процентов на 95%, думаю, все верно. До поры до времени и у HTC, и у Nokia все было тип-топ. У HTC – колоссальный опыт проектирования тачфонов (и не только для себя, компания является одним из крупнейших контрактных производителей подобных устройств), поэтому понятно, что опыта компании не занимать. Мало того, они (HTC) пошли дальше и создали очень неплохую надстройку к операционной системе Windows Mobile (ранее она называлась иначе), которая смогла нивелировать недружелюбный корпоративный интерфейс софтверного гиганта. В итоге, HTC получило, благодаря сочетанию аппаратного преимущества и надстройки, совершенно уникальную ситуацию и мало того, сформировала массовый спрос на подобные устройства и опередила конкурентов на годы вперед. Да, они (устройства с лейблом HTC) были весьма популярны (сейчас, безусловно, тоже), правда, стоили весьма недешево, фактически компания «снимала сливки» рынка тачфонов, рапортовав из года в год об очень серьезной динамике роста продаж. И казалась эта музыка для HTC «будет вечной», но на практике все оказалось сложнее, компания должна быть готова к снижению доли на рынке, хотя у истоков которого, собственно, и стояла, мало того, она уходит в средний сегмент.
Несколько драматичнее дела обстоят у Nokia. Компания обладает отличной практикой создания аппаратной части, но, на мой взгляд, некоторое время не могла понять чего же от нее хотят потребители: какое-то время в компании вообще не могли предложить что-то стоящее на рынке тачфонов. Этот фактор, да ряд перестановок в высшем руководстве подвел Nokia к печальному лидерству с точки зрения динамики потери доли рынка. И вот мы, наконец, видим что-то стоящее – N8, аппарат, безусловно, заслуживающий внимания, но его тянет ко дну Symbian. Тут следует сделать отступление, что, несмотря на то, что Symbian – это детище альянса, реальную скрипку в нем играет именно Nokia, а потому потраченные на эту платформу миллиарды стоит относить по большей мере именно к Nokia. Так вот, мое мнение тут очень простое – пока Nokia не бросит этот чемодан с наклейкой Symbian, у компании вряд ли ситуация кардинально изменится к лучшему, а потому и доля будет падать, и присутствие на рынке будет ограничиваться обидными low и middle, при том, что потенциал-то намного выше… С этим предположением вполне солидарны данные IDC: во 2-м квартале 2010 г. доля Nokia на мировом рынке мобильных телефонов сократилась до 35% против 37,2% годом ранее, несмотря на то, что компании удалось увеличить объем поставок на 7% - с 103,2 млн до 111,1 млн устройств. Понятно, что тут рост произошел за счет low-end.
С Андроидом или… почти никак
А теперь об Андроиде, применительно к тачфону. Интересно, что радостно рапортовавшая об успехах на рынке Андроид-фонов HTC, вряд ли в тот момент подразумевала, что именно эта платформа станет основным фактором, благодаря которому компания потеряла свою «эксклюзивность» на рынке. И теперь искушенные корейские гиганты (Samsung, LG), уверовавшие в Андроид, получают дивиденды и не только растут на растущем рынке, но и забирают долю у вчерашних лидеров рынка. Динамика этой платформы действительно удивляет, как впрочем, и почти все, к чему прикладывает руку Google. В Сети доступны около 100000 (!) бесплатных приложений для Андроида. Сравните это с тем, что предлагает экосистема Symbian или WM, чтобы понять, что шансов у конкурентов Андроида практически нет. И это прекрасно демонстрирую цифры: по итогам третьего квартала 2009 года устройствам на Android принадлежало 3,5% рынка смартфонов во всем мире, а к началу четвертого квартала 2010 года она выросла до 25,5%. И LG, и Samsung, которые известны высокой культурой производства и отличным качеством своих продуктов, не оставляют HTC никакого шанса нежиться в лучах славы, ведь именно сейчас аппаратные и программные возможности производителей настолько близки, что гайка конкуренции готова затянуть процесс еще сильнее.
В итоге понятно, что послезавтра для вчерашних лидеров может принести совершенно другой окрас, менее радужный и веселый, чем несколько лет назад… А это значит, что пришло время трезво оценить ситуацию, быть готовым к очень непопулярным решениям и даже смене стратегий. При этом важно не связывать рост продаж с безгрешностью стратегии, а правильнее было бы найти параллели с растущим посткризисным рынком…