Рынок ПК для потребителей болен, но еще жив
Вместо того чтобы безучастно наблюдать, как гаджеты отвоевывают долю рынка у ПК, их производителям, как считают аналитики, следовало бы задуматься, каким образом удовлетворять запросы потребителей, предъявляющих к персональным компьютерам особые требования.
26 января 2017 07:19,
Рубрики: Мир
Грег Кейзер, IDG news Service
По данным исследовательских компаний, в третьем квартале поставки персональных компьютеров опять сократились.
Аналитики IDC заявляют о 4-процентном сокращении поставок ПК в третьем квартале, в то время как их конкуренты из Gartner утверждают, что спад по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 6%.
Причиной двухлетнего спада, самого длительного в истории отрасли, в Gartner назвали поведение потребителей. «Проведенный нами опрос показал, что большинство потребителей на развитых рынках имеют и используют по крайней мере три различных типа устройств, — сообщила аналитик Gartner Микако Китагава. — Причем ПК среди этих устройств отводится не самый высокий приоритет, и сегодня люди не чувствуют необходимости обновлять ПК так часто, как раньше».
Отраслевые аналитики указывают на растущий разрыв в потребностях в ПК между конечными потребителями и корпоративным сектором. В обоих сегментах интервал между обновлениями увеличивается, но предприятия в конечном итоге все же модернизируют имеющиеся у них ПК. Источником роста здесь становятся компании, обновляющие свое оборудование по мере отказа от Windows 7 в пользу Windows 10.
Быть может, сегмент потребительских ПК уже при смерти? А производители, пытающиеся угнаться за сужающимся рынком, который не демонстрирует никаких признаков восстановления былого величия, настоящие безумцы?
«Потребители все реже и реже обращаются к своим ПК, — указала аналитик компании Creative Strategies Каролина Миланези. — Со многими задачами, решавшимися когда-то при помощи персональных компьютеров, теперь успешно справляются смартфоны и планшеты. За ПК сохраняются лишь самые скучные и утомительные операции, связанные с управлением файлами, налоговой отчетностью и профессиональной деятельностью.
В начале нынешнего года компания Creative Strategies провела опрос, в котором приняли участие 550 индивидуальных потребителей. Только 12% респондентов сообщили о покупке нового ПК в 2015 году, а почти две трети (62%) признались, что в ближайший год не собираются приобретать новую систему.
Более четверти опрошенных заявили, что покупали ПК более пяти лет тому назад. Из них 70% не чувствуют никакой необходимости его модернизировать.
Означает ли это, что потребительский рынок уходит в прошлое?
«Я полагаю, что делать такие выводы и заявлять о кончине бизнеса потребительских ПК слишком рано, — заявила Миланези. — Думаю, в ближайшие пару лет на рынке появится много интересного для потребителей. Я имею в виду, в частности, технологии виртуальной реальности и дополненной реальности».
Аналитик Technology Business Research Эзра Готтейл еще более категоричен. «Конечные потребители останутся важной частью рынка ПК, — считает он. — А продолжающийся долгий спад объясняется не столько тем, что потребители отвергают ПК, сколько экстраординарным увеличением продолжительности жизни цифровых систем. В последние годы она выросла с трех-четырех лет до шести и более. Я думаю, продажи быстро вернутся на прежний уровень. Если потребители почувствуют, что их ПК устаревают, и при этом будут располагать необходимыми для их модернизации средствами, они продолжат покупать компьютеры».
Одной из причин увеличения продолжительности жизни персональных компьютеров Готтейл считает повышение их производительности благодаря SSD.
Миланези же полагает, что производителям для выживания необходимо создавать, выводить на рынок и продавать еще более надежные и высокопроизводительные ПК.
Такого подхода компания Apple придерживалась на протяжении десятилетий: ее компьютеры Mac стоят дороже среднего ПК с операционной системой Windows и по сравнению со среднестатистическими машинами имеют лучшую репутацию. Чтобы обеспечить Mac устойчивое положение, в Apple отказались от наращивания объемов продаж в пользу более высокого уровня нормы прибыли.
В Microsoft, придерживаясь при выборе стратегии для семейства Surface той же линии, намерены приступить к освоению сегмента настольных компьютеров и наладить выпуск собственных моноблоков.