Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Слоны не умеют танцевать

    О позиции «Вымпелкома» по вопросу покупки 51% доли в сотовом операторе «Мобайл Телеком Сервис» (брэнд Neo).

    7 августа 2009 10:30, Надежда Акулова, Computerworld Казахстан
    Рубрики: Бизнес, Связь

    Сегодня рынок мобильной подвижной связи Казахстана сохраняет некое напряжение по поводу продажи «Казахтелекомом» доли своего участия в «Мобайл Телеком Сервис» (брэнд Neo). Поэтому «центром тяжести» пресс-ланча с топ-менеджментом компании «Вымпелком» 28 июля в Алматы был вопрос о том, намерена ли компания выкупать 51% доли Neo. Надо отметить, что представители «высшего эшелона» компании впервые прибыли в Казахстан для знакомства с командой казахстанского офиса. Кроме нижеупомянутых спикеров, в дискуссии с журналистами принял участие генеральный директор «Вымпелком» Александр Торбахов, а также генеральный директор «КаР-Тел» Дмитрий Кромский.

    С самого начала беседы вроде бы стало понятно, что компания не имеет виды на Neo. «Я думаю, будет лучше, если мы будем развивать свой собственный бизнес», — сказал главный управляющий директор «ВымпелКом» Борис Немшич. Но затем мысль коллеги подхватил вице-президент по странам СНГ Дмитрий Плесконос, который сказал: «Мы всегда открыты конкуренции благодаря тому, что мы достаточно широко представлены в СНГ, и имеем опыт работы, где проникновение не достигло еще 100%, и шикарный опыт работы, где проникновение уже достигло 100% — это Украина». На наш взгляд, его слова уже можно расценить двояко. Забегая вперед, скажем, что официального заявления о покупке доли Neo компания «ВымпелКом» на деловой встрече не сделала. Далее тема развилась еще больше, суть изложения которой мы и постараемся передать вам. Для любого сотового оператора начать свой бизнес в любой стране, когда проникновение связи уже достигло отметки в 100% — непростая задача. Поэтому ситуацию, которая, собственно говоря, и сложилась в Казахстане, нужно рассматривать объективно со всех сторон. А именно, насколько предложение о покупке доли Neo будет интересно игрокам рынка?

    По словам Дмитрия Плесконоса довольно успешные компании уже дали официальный отказ, имена которых не назывались на пресс-ланче. Компании понимают непростую ситуацию на локальном рынке с уже сложившейся культурой. Дело в том, что восточные страны имеют свою специфику на рынке сотовой связи, где Казахстан в ряде вещей очень сильно отличается, например, от Украины. В частности, в Украине отсутствует персонализация абонентов. Исходя из этого, рынок там сформировался таким образом, что номера абонентов сотовых телефонов не являются уникальными, то есть пользователи не дорожат им как в Казахстане, Грузии, Армении. Для этих же стран смена номера чревата последствиями, а именно вопросами типа «у тебя что, проблемы на работе, в семье?». И это только один из примеров отличия. «Куча хороших примеров на наш взгляд, которые показывают, что как только государственные структуры начинают заниматься мобильным бизнесом, — тот не работает. Опыт Казахстана — наглядный пример», — считает Дмитрий Плесконос. Аналогичная модель казахстанского рынка сотовой связи есть в Беларуси, где также работают два крупных оператора связи. Третий оператор, который непосредственно принадлежит государству, давно выставили на продажу, но продать потенциально не получается по причине малочисленности абонентской базы (около 300000). В принципе, «Мобайл Телеком Сервис» ненамного опередил рынок Беларуси, где на май 2009 года он обслуживал 920000 абонентов.

    Итак, игроки, которые будут выходить для покупки доли Neo, будут серьезно рассматривать все детали сделки. «С точки зрения регуляторики Казахстан не самая простая страна по одной простой причине, что лицензионные обязательства — они очень жесткие», — отмечает Дмитрий Плесконос. Здесь исполнительный вице-президент имеет в виду то, что территория Казахстана довольно большая, где оператор должен иметь полное покрытие всех 36 тысяч километров дорог республиканского значения, включая железнодорожные трассы. Потенциально он должен покрыть все населенные пункты страны с населением в 1000 человек, что, в принципе, является серьезной задачей для любой компании. В этом плане компания «КаР-Тел» опережает своего основного конкурента по бизнесу. В январе 2008 года она объявила о стопроцентном покрытии трасс, став первой из местных сотовых операторов, которые выполнили одно из главных условий предоставления государственной лицензии на оказание услуг мобильной связи. Это достаточно дорогой инвестиционный проект, с которым третьему оператору также придется столкнуться. Мы озвучили лишь некоторые главные задачи для будущего нового игрока уже сложившегося рынка со своими правилами игры.

    Интрига по выявлению третьего GSM-оператора в Казахстане будет сохраняться до 31 августа, после чего должен состояться конкурс для потенциальных инвесторов, заинтересованных в приобретении доли Neo у «Казахтелекома».

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии