Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Связанные одной сетью

    Отрасль связи, в том числе мобильной, оставалась последним бастионом стабильности, не поддававшимся кризисным штормам, однако волны кризиса докатились и до сотовых операторов.

    Отрасль связи, в том числе мобильной, оставалась последним бастионом стабильности, не поддававшимся кризисным штормам. Однако волны кризиса докатились и до сотовых операторов. И в условиях, когда абонентской базе расти уже практически некуда, а абоненты начинают экономить на связи, удары волн становятся все ощутимее.

    Ключевой новостью весны стал факт — абоненты начали экономить. Несмотря на то, что сотовая связь практически стала неотъемлемой и естественной частью нашей жизни. Мы едим, пьем, разговариваем по телефону. И если еще недавно многие уже не разделяли разговоры на «по городскому» и «по сотовому» — звонки делались с телефона, с которого в данный момент было просто удобнее позвонить, — то сегодня это разделение вновь проявляется. Так, по результатам исследования компании «Комкон», с начала апреля 36% экономически активного населения крупных городов России стало экономить на сотовой связи. С ноября число экономящих на связи респондентов увеличилось в 3,6 раза. «Конечно, это не означает, что расходы на сотовую связь упали на треть, — предупреждает представитель «Комкона» Нелли Мамян, — но отражает осознание россиянами необходимости экономии. Полностью перестал пользоваться мобильной связью только 1% участников опроса, а в Москве таких не было».

    Отечественные операторы сотовой связи также признают, что абоненты стали экономить. Тенденция сокращения расходов на сотовую связь появилась с осени прошлого года, причем как среди физических лиц, так и среди корпоративных клиентов. «Люди стали более внимательно относиться ко всем статьям расходов, в том числе и к расходам на телекоммуникационные нужды. Поскольку основной и наиболее популярной среди абонентов услугой по-прежнему остается голосовая связь, то сокращение происходит именно в этом направлении. При этом SMS-трафик увеличивается, поскольку абоненты замещают голосовую связь SMS», — говорит директор департамента корпоративных коммуникаций K’Cell Аида Досаева в своем комментарии еженедельнику «Курсив».

    Несколько иной позиции придерживаются представители главного конкурента K’Cell — оператора Beeline. Так, руководитель службы по связям с общественностью ТОО «КаР-Тел» Павел Родин уверен, что сотовая связь уже прочно вошла в список повседневных потребностей большинства казахстанцев, и расходы на нее будут сокращаться в последнюю очередь. Впрочем, желание людей более бережно относиться к своим расходам, на его взгляд, вполне объяснимо. Но он считает, что стремление экономить может в первую очередь сказаться на использовании дополнительных неголосовых услуг.

    Но, как бы там ни было — экономят абоненты на голосовой связи или дополнительных услугах, — а факты спада подтверждаются и цифрами.

    Началось все с замедления темпов роста. Так, в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, темпы роста рынка связи упали втрое: с 33% до 10,4%. Замедление роста наблюдалось весь прошлый год и особенно отчетливо проявилось во втором полугодии. В январе 2008 года рынок против января 2007 года вырос на 21,4%, до апреля темпы роста восстанавливались и за период январь-апрель достигли 28,1%, а потом снова пошли на спад: январь-май — 26,1%, январь-июнь — 23,4%, январь-июль — 20,6%, январь-август — 17,3%, январь-сентябрь — 14,2%, январь-октябрь — 12,5%, январь-ноябрь — 11,4%, январь-декабрь — 10,4%.

    Основным потребителем услуг связи оставался корпоративный сектор (59,8%), а доходы от реализации услуг связи населению в 2008 году составили 40,2%, или 165,7 млрд. тенге ($1,37 млрд.), что на 11,1%  больше, чем в 2007 году. При этом в доходах от реализации услуг связи населению 57,7%  пришлось на услуги мобильной связи.

    Всего же, по сообщению Агентства по статистике, казахстанскими предприятиями отрасли связи в 2008 году было оказано услуг на сумму 412,3 млрд. тенге (примерно $3,4 млрд.). Львиная доля в структуре доходов традиционно пришлась на услуги мобильной связи: 52,8%  (в сравнении с 2007 годом объем услуг мобильной связи вырос на 17,6%).

    Таким образом, в Казахстане продолжался ускоренный рост доходов операторов мобильной связи на фоне снижения роста доходов компаний, предоставляющих услуги фиксированной телефонной связи.

    Так, доход «GSM Казахстан» (торговые марки K’Cell и Activ), по данным АИС, в прошлом году составил 123 млрд. тенге (около 1 млрд. долл.), что на 17% выше, чем в 2007 году (105,23 млрд. тенге). Между тем «КаР-Тел» (торговая марка Beeline) получил в прошлом году доход в размере 88 млрд. тенге (0,73 млрд. долл.), что на 8% выше, чем в 2007 году (81,6 млрд. тенге). Доход «Алтел» (торговые марки Dalacom, Pathword и City) в прошлом году вырос на 7% и составил порядка 9 млрд. тенге (в 2007 году — 8,5 млрд. тенге). По еще одному сотовому оператору — «Мобайл Телеком Сервис» (торговая марка neo) — АИС данные не предоставил.

    Росту доходов мобильных операторов способствовало повышение уровня проникновения сотовой связи, достигшего, по оценкам исследовательской компании iKS-Consulting, 103% по количеству проданных SIM-карт и 86% в реальном выражении. Таким образом, по итогам 2008 года общее количество зарегистрированных абонентов сотовой связи в Казахстане составило 15,9 млн. человек, увеличившись на 27% по сравнению с началом года. Суммарную базу активных абонентов (воспользовавшихся хотя бы одной платной услугой в течение последних трех месяцев) в iKS-Consulting оценили в 13,3 млн. человек на конец года.

    Таблица 1. Динамика развития рынка сотовой связи в 2008 году

    Показатель 1 января 2008 года 1 января 2009 года
    Количество зарегистрированных абонентов, млн. чел. 12,5 15,9
    Количество активных абонентов, млн. чел. 10,2 13,3
    Проникновение номинальное, % 81 103
    Проникновение реальное, % 66 86

    По данным iKS-Consulting

    Благодаря опережающему росту в IV квартале, доля «КаР-Тел» по числу активных абонентов на конец 2008 года увеличилась до 47%. При этом лидерство по доходам сохранилось за «GSM Казахстан» — по оценкам iKS-Consulting на долю оператора пришлось более половины всего объема рынка.

    Таблица 2. Доли рынка сотовых операторов по итогам 2008 года

    Оператор Доля рынка по числу активных абонентов, % Доля рынка по доходам, %
    ТОО «GSM Казахстан» 44 52
    ТОО «КаР-Тел» 47 42
    АО «АЛТЕЛ» 5 4
    ТОО «Мобайл Телеком Сервис» 5 2

    По данным iKS-Consulting

    Число абонентов у компаний «АЛТЕЛ» и «Мобайл Телеком Сервис» практически сравнялось, при этом существует разрыв по доходам, связанный с тарифной политикой МТС, предусматривающей большое количество бесплатных внутрисетевых сервисов.

    По оценкам аналитиков компании J’son & Partners Consulting, абонентская база в Казахстане на конец 2008 года составила 15 млн. абонентов, при этом средний ARPU по стране составляет $11. В компании прогнозируют, что динамика прироста абонентов будет иметь тенденцию падения с 6% за год в 2009 до 2% в 2013 году. Показатель ARPU не будет иметь резкого снижения из-за текущего низкого значения.

    Показатели уровня проникновения, достигнутые в 2008 году, должны стимулировать операторов к поиску источников роста доходов в смежных отраслях связи. Главные надежды по-прежнему возлагаются на развертывание сетей 3G, что в совокупности с бурным развитием рынка интернет-доступа должно обеспечить потенциал для развития сегмента мобильной передачи данных.

    Это подтверждает и опыт Beeline в тех странах, где компания уже оказывает услуги на базе 3G (Таджикистан, Россия, Узбекистан): внедрение 3G в большей степени влияет не на рост количества пользователей сети, а на объемы пользования услугой. «Например, в Челябинске спустя полгода после внедрения 3G абоненты Beeline стали потреблять в 10 раз больше интернет-трафика: один пользователь 3G-интернета потребляет в 30 раз больше трафика, чем абонент, пользующийся GPRS/EDGE», — сравнивает Павел Родин.

    Правда, выдача лицензий на 3G, ожидавшаяся в первом квартале 2009 года, была вновь отложена. Решение о выдаче разрешений сотовым операторам на развертывание сетей мобильной связи стандарта 3G в ряде крупных городов республики стали ждать к маю. То, что этого снова не произошло, уже не удивляет. Частотный спектр, необходимый для внедрения 3G, до сих пор не освобожден в двух главных городах, интересных операторам — Алматы и Астане (часть диапазона находится в ведении Минобороны, другая часть была ранее отдана для использования операторам кабельного телевидения). Поэтому реально запуска 3G в Казахстане теперь стоит ждать в лучшем случае лишь к началу следующего года.

    Понимая это, операторы активизировались в другом направлении, предлагая абонентам новые услуги и «антикризисные» тарифы. Например, «GSM Казахстан» запустил акционный тариф Activ — «Время говорить-2», по условиям которого оплачиваются только первые 2 минуты разговора, а 27 минут абонент может говорить бесплатно. Особенно активен сотовый оператор nео. Так, был введен новый тариф «Алакай», позволяющий говорить бесплатно до 20 часов в сутки в сети nео после 3 минут оплаченного разговора. Позднее оператор запустил акцию и по бесплатной передаче MMS-сообщений внутри сети. Beeline также ввел новый тарифный план — «Твой стиль» — для поддержки активных пользователей неголосовых услуг, который предоставляет скидки до 40% на передачу SMS, мобильный интернет, WAP.

    Из интересных услуг можно отметить «Узнай мелодию», запущенную «GSM Казахстан» для абонентов K’Cell и Activ. Это система распознавания музыки при помощи мобильного устройства, позволяющая узнать название мелодии и исполнителя понравившейся музыки прямо в тот момент, когда вы ее слышите.

    Другим значимым событием весны стало закрепление «Билайном» своих позиций в бизнес-сегменте. «Кар-Тел» объявил о запуске нового направления работы с корпоративными клиентами на территории Казахстана — Beeline Business. «Beeline существенно укрепился на корпоративном рынке, и для того чтобы еще более усилить свои позиции, мы приняли решение о запуске направления Beeline Business. Запуск Beeline Business — это не просто смена визуального образа, это новая философия обслуживания клиентов. Корпоративный сегмент становится приоритетным направлением развития компании, сфокусированным на разработке эффективных телекоммуникационных решений, столь необходимых компаниям в сложных экономических условиях. Безусловно, новое направление Beeline Business и высокое качество предоставляемых услуг станут сильным преимуществом в конкурентной борьбе на рынке корпоративных пользователей», — отметил Дмитрий Кромский, генеральный директор ТОО «Кар-Тел».

    Для пользователей Beeline Business предлагается выделенное обслуживание у индивидуального менеджера. Услуга рассчитана не только на крупных клиентов, но и на компании малого и среднего бизнеса. В данном направлении не существует привязки к какому-то тарифному плану, в каждом отдельном случае будет предлагаться определенное решение, основанное на предварительной экспертной оценке, что позволит построить телекоммуникационную структуру, наиболее оптимизированную под специфические нужды заказчика. Кроме того, для разных уровней сотрудников компании-заказчика возможно использование различных форм оплаты. К примеру, руководство какой-либо корпорации может использовать кредитную форму оплаты, а рядовые сотрудники будут пользоваться связью по системе предоплаты. Помимо основных сервисов для бизнес-структур (мобильный офис, мобильная почта), в Business-направлении присутствуют такие услуги, как, например, отслеживание местоположения сотрудников посредством GPS.

    В будущем планируется объединение услуг ТОО «Кар-Тел» и ТОО «СА-Телком» под единый брэнд Beeline Business, что позволит в одном пакете использовать услуги фиксированной связи, интернета и мобильной связи. В настоящее время примеры подобных интегрированных телекоммуникационных решений уже реализованы в компаниях Metro Cash & Carry, KPMG и «Нур Банке».

    Однако не все новшества, вводимые операторами, носят «антикризисный» характер для абонентов. Очень удивил Beeline, введя срок действия платежей. На фоне различных акций, новых тарифных планов и услуг, призванных повышать лояльность абонентов и, в конечном счете, мягко и ненавязчиво подталкивать тратить больше, такой шаг выглядит грубовато и резко идет вразрез с традиционной дружественностью «Билайна» к своим абонентам. Тем более, что именно отсутствие ограничений сроков действия платежа обеспечило в свое время «Билайну» высокую лояльность пользователей сотовой связи.

    Теперь же, согласно новым правилам ТОО «КаР-Тел», при пополнении баланса на сумму до 299 тенге срок действия платежа составит 30 календарных дней. От 300 до 599 тенге — 60 дней. От 600 до 1199 тенге — 240 дней. От 1200 до 2399 тенге — 360 дней. Более 2400 тенге — 480 дней. В случае неиспользования или непополнения баланса в течении срока действия платежа остаток баланса аннулируется. Абоненты о новшествах в системе оплаты узнали из новостей — оператор не стал пугать клиентов SMS-рассылкой. «Мы выполнили требования закона для таких случаев: известили абонентов за месяц через «Казправду» и «Егемен Казахстан» и разместили информацию у себя на сайте. Этого достаточно», — отметил Павел Родин.

    «Сегодня практически каждый взрослый житель республики является абонентом сотовой связи и имеет зачастую по нескольку сим-карт, но при этом пользуется лишь одной-двумя, а остальные номера мертвым грузом лежат в базе оператора, — аргументирует позицию «КаР-Тела» г-н Родин в комментарии газете «Бизнес и Власть». — При этом номерная емкость любого оператора ограничена. Сроки действия платежей нужны для того, чтобы неиспользуемые номера могли быстрее вернуться в резерв оператора и затем снова быть предложены тем, кому они действительно нужны, — новым абонентам». Т.е.  компания вводит сроки действия платежей для «повышения качества абонентской базы» через ускорение оттока неиспользующихся номеров. «Чтобы не причинять неудобства активным абонентам, которые не успевают использовать платеж в установленный срок, мы будем информировать их через SMS за 3 дня до истечения срока действия платежа. После пополнения баланса на любую сумму срок действия платежа будет продлен», — уверяет г-н Родин.

    В то же время не надо забывать, что операторы тоже имеют определенную нагрузку в виде лицензионных обязательств, которые они должны выполнять вне зависимости от экономической ситуации на рынке. Так, в прошлом году были выданы дополнительные лицензионные обязательства, в рамках которых операторам связи необходимо обеспечить покрытием все населенные пункты Казахстана с численностью населения 1000 человек и более до 31 декабря 2012 года.

    Однако скоро принципы ценообразования на услуги сотовых операторов могут в корне измениться. Агентство РК по информатизации и связи выступило с неоднозначной инициативой ввести единые тарифы на пропуск трафика, которые операторы сотовой связи и «Казахтелеком» используют при расчетах между собой. Конечная цель нововведения — сравнять цены за звонки с сотового телефона внутри сети с ценами звонков на других операторов и городские телефоны.

    «Вы знаете, что звонки между операторами сотовой связи, а также с сотового на городские телефоны очень дорогие, и люди в целях экономии вынуждены пользоваться услугами сразу нескольких операторов, — отметил в беседе с «Деловыми новостями» директор департамента тарифного регулирования АИС Талгат Наметчаев. — Эта ситуация сложилась потому, что вопрос регулирования взаимодействия между операторами связи раньше не ставился. В этом году такой вопрос поставлен». По его словам, каждый оператор сотовой связи применяет разные тарифы на пропуск трафика для своих конкурентов. «То есть получается, что для одних операторов он создает более выгодные условия», — уточнил собеседник.

    Если замысел АИС реализуется, потребителям будет гораздо удобнее, считает г-н Наметчаев, поскольку цены на услуги сотовой связи снизятся примерно на 20%. Главное, чтобы регулятор подошел к вопросу взвешенно. «Межоператорские тарифы и стоимость звонков внутри сети — принципиально разные вещи, — отмечает Павел Родин. — С нашей точки зрения, регулирование АИС тарифов должно основываться на реальных затратах операторов на минуту пропуска трафика, а не на стоимости соединений внутри сети в рамках отдельно взятого тарифного плана». В противном случае высока вероятность того, что для восполнения потерь от более низких тарифов на звонки за пределы своей сети операторы, скорее всего, будут вынуждены поднять расценки на внутрисетевые разговоры.

    Среди основных причин высоких цен на пропуск трафика является низкая конкуренция на оптовом межоператорском рынке. Планы некоторых альтернативных операторов активно развиваться на этом рынке положительно повлияют на формирование оптовых цен, но это вопрос не одного года.

    Между тем мобильный оператор neo объявил о первом миллионе абонентов. Если верить оператору, то с введением новых тарифов за последние месяцы пользователей neo стало больше в несколько раз. За последний год сеть neo пришла во все регионы Казахстана, но оператор не уточняет о качестве своего миллиона — зарегистрированные или активные это абоненты. Но в любом случае понятно, что львиная доля этого миллиона — это очередная (вторая? третья?) «симка» абонента, запутавшегося в сотовых сетях.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии