Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    ИТ в кризис: спасательный круг или балласт?

    Итоги прошедшего 15 мая в Алматы круглого стола «Информационные технологии — ключ к выживанию в кризисе», проведенного центром компетенций Orient Lab.

    26 мая 2009 11:28, Наргиз Асланова, Computer Club Magazine
    Рубрики: Бизнес

    15 мая Центр компетенций Orient Lab, входящий в состав группы компаний Orient, провел в Алматы круглый стол «Информационные технологии — ключ к выживанию в кризисе». Топ-менеджеры и руководители IT-отделов казахстанского бизнеса обсудили актуальные ИТ-решения, направленные на оптимизацию бизнес-процессов компаний в условиях экономического кризиса.

    Цели мероприятия озвучил в своем приветственном слове Леонид Буткеев, директор ТОО «Orient Telecom». По его словам, изменившиеся экономические условия кардинальным образом повлияли на IT-стратегии компаний. Они быстро встали на путь минимизации расходов, в том числе и на информатизацию. В рамках построения IT-инфраструктуры речь больше не может идти об имиджевых внедрениях — инвестиции теперь должны быть серьезно обоснованы. Решение о внедрении той или иной системы должно приниматься поле тщательного анализа экономических выгод.

    Открыл конференцию Максим Казак, руководитель CNews Analytics, который представил обзор нынешнего состояния информационных технологий в России. В целом, с приходом на пост президента Д. Медведева, информационные технологии получили более высокий приоритет. Через 2 месяца после инаугурации президент провел Госсовет по ИТ в Карелии, а в феврале 2009 состоялось заседание Совета при Президенте по развитию информационного общества, по итогам которого было создано 8 рабочих групп, отвечающих за вопросы информатизации различных отраслей. Тем не менее, в органах государственной власти в настоящее время не существует централизованной IT-инфраструктуры. Ведомства не придерживаются единых стандартов и не используют единую инфраструктуру, созданную для них. К большим неоправданным затратам приводит разработка собственного заказного ПО при существовании готовых аналогов.

    Кроме этого, до сих пор ограничивается доступ одних ведомств к базам данных других. Все это сильно снижает эффективность работы государственных информационных систем. Новое правительство стремится уйти от «феодальной ведомственной информатизации». Планируется, что в скором времени будет принято решение о создании единого совета главных конструкторов, предполагается, что его возглавит министр связи. Он будет обладать достаточными полномочиями для введения единого стандарта создаваемых информационных систем. Если говорить о масштабах российского рынка IT, то все прошедшие годы он развивался достаточно быстро. Его объем в 2008 году составил 23,3 млрд. долларов, что явилось увеличением на 33% относительно 2007 года. Крупнейшим потребителем информационных технологий является госсектор, затраты на ИТ в госуправлении, образовании и здравоохранении в 2008 году составили 4,1 млрд. долларов.

    Кроме того, Максим Казак представил рейтинг ИТ-компаний России. Динамика совокупной выручки 100 крупнейших ИТ-компаний с 2001 по 2008 годы показала стремительный рост — с 97 млрд. рублей в 2001 году до 603 млрд. рублей в 2008 году. На двадцатку крупнейших компаний здесь приходится 74% совокупного дохода. По итогам 2007 года в структуре рынка на закупку оборудования приходится более 60% общих IT-продаж, 18% — на программное обеспечение и чуть более 20% — на услуги в сфере информационных технологий. Россия является развивающимся рынком, который еще не насыщен компьютерным оборудованием. И хотя доля «железа» по-прежнему высока, доля ИТ-услуг и ПО постепенно растет.

    В 2009 году ситуация на рынке кардинально изменилась. По оценкам Gartner, в первом квартале дистрибьюторам в России было отгружено 1,2 млн. ПК, что на 46,8%  меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Корпоративный сегмент получил 914 тыс. шт. компьютеров (снижение на 49%), домашние пользователи — 313,8 тыс. шт. (снижение на 39,2%). Продажи ноутбуков упали на 45,3%. Прогнозы на 2009 год сильно разнятся. Так, Минкомсвязи РФ говорит о росте IT-рынка, который к концу года вырастет в рублях на 32,8%. При этом IDC прогнозирует сокращение ИТ-рынка России на 25% по итогам года.

    Сейчас, в связи с кризисом, стратегии заказчиков информационных технологий сильно изменились. По исследованию CNews Analytics стратегий 118 компаний на 2009 год, в 92% опрошенных компаний был приостановлен ряд проектов, 5% заявили о сворачивании всех проектов, а 3% — полностью отказались от новых проектов. Изменились и IT-бюджеты. У 10% бюджет увеличился, у 4% снизился незначительно, в 29% компаний — остался прежним, а у 54% исследованных — снизился. Судя по полученным цифрам, несмотря на коллапс, бизнес продолжает развиваться, — говорит Максим Казак. Однако сокращение IT-бюджетов было достаточно ощутимое. Основными пунктами, за счет которых это сокращение произошло, стали оптимизация затрат по всем направлениям (26% опрошенных), отказ от развития IT-инфраструктуры (16%), отказ от закупки ПО (8,4%) и отказ от закупки аппаратного обеспечения (6,7%). Таким образом, наблюдаются значительные изменения в IT-структурах компаний. Можно ожидать, что все большее внимание будет уделяться принципиально новым типам операционных систем (ОС для виртуальных дата-центров) и постепенное снижение доли традиционных ОС, что повлечет за собой новую фазу развития OpenSource-решений. При этом, в условиях кризиса, ключевым фактором выбора IT-решений снова стала цена продукта. Ожидается и развитие аутсорсинга, поскольку он способен высвободить капитал для дальнейшего реинвестирования в основной бизнес.

    Остальные спикеры круглого стола поделились собственными методами и наработками повышения эффективности и снижения затрат в своих сферах бизнеса в нынешних условиях. Так, в компании Air Astana делают ставку на онлайн-продажи, об этом рассказал Рустем Карымов, менеджер по электронной коммерции компании. В настоящее время на общее развитие оказали влияние несколько факторов: у компании существенно сократился пассажиропоток, а цены на топливо существенно не изменились на фоне снижения цен на нефть. К отрицательным факторам относится и девальвация тенге, при том, что более 60% расходов компании осуществляется в иностранной валюте. В IT-структуре происходит оптимизация всех существующих бизнес-процессов, сокращение капитальных и текущих расходов, внимательный отбор перспективных и приоритетных проектов. На более поздний срок перенесен крупный проект по внедрению ERP-решения. Компания переориентируется на онлайн-услуги, а также ищет пути генерирования дополнительного дохода путем продажи сопутствующих услуг через свой сайт: помимо билетов, это страховки, возможность бронирования отелей и транспорта online. Так, переход на онлайн-продажи авиабилетов, по расчетам компании, приносит дополнительный доход порядка 10% по сравнению с традиционными продажами.

    Подобные решения для оптимизации бизнеса и сокращения расходов представили и другие участники конференции. Дмитрий Скибин, начальник Службы информационных технологий ТОО «АлматыЭнергоСбыт» рассказал о последствиях финансового кризиса в своей компании. Платежи бюджетных организаций в 1-м квартале 2009 года пришли не полностью или с опозданием, а потребление электроэнергии сократилось на 3% среди физлиц и на 8% — среди юрлиц. При этом замечен рост абонентской базы — количество физических абонентов превысило 400000. В Службе информационных технологий в результате секвестирования был сокращен бюджет, по причине роста цен аннулированы заключенные контракты, произошла корректировка бюджетов на 2-е полугодие. Для решения трудностей и оптимизации работы предприятия существует проект по внедрению ERP-решения, запланированы строительство корпоративной СПД и телефонной сети, редизайн внешнего корпоративного сайта и создание внутреннего сайта компании. Ожидается улучшение телефонной поддержки пользователей за счет модернизации контакт-центра. Что касается кадровой политики, то сокращения штата ИТ не произошло. Проведено тестирование знаний ИТ-сотрудников, планы по их обучению остались на прежнем уровне.

    В страховой компании «Алтын Полис» продажу страховых полисов начали проводить в режиме реального времени. Для этого на основе программы 1С была применена схема интеграции двух информационных систем. О реализации данного решения рассказал представитель АО СК «Алтын Полис» Виктор Будянский. Передача данных осуществляется через колл-центр компании по схеме Агент-Оператор. В схеме передачи задействована сотовая сеть Beeline с использованием опции Frifon с дальнейшей передачей пакета голосовых сообщений (до 30 одновременно) на группу телефонов колл-центра. Подобное решение позволяет значительно сократить сроки оформления страховых полисов, обработки и введения информации в реестр. Посредством программы можно сформировать различные отчеты в целом по компании, по филиалам, об общем состоянии продаж у различных ее пользователей, по определенным отрезкам времени. Таким образом, видно, что внедрение подобного решения для малого и среднего бизнеса является менее затратным и более функциональным, нежели перевод всех бизнес-процессов на работу в сложных CRM- и ERP-продуктах.

    Итогом конференции стал вывод, что сейчас наблюдается становление казахстанского бизнеса на путь минимизации расходов, в том числе на информатизацию. Возникли серьезные трудности и у компаний, работающих с государственными структурами: средства, предусмотренные бюджетом на развитие ИТ-структуры, перенаправлены в другие области экономики, в частности на социальные проекты и здравоохранение. Также под вопросом остается выделение этих средств в следующем году. Поэтому в этом сегменте рынка наблюдается резкий спад. На многих предприятиях идет сокращение зарплат и увольнение сотрудников сферы ИТ. Компании стараются избавиться от сотрудников, которые имеют зарплату, неадекватную их возможностям, либо являются узкоспециализированными инженерами. Группы таких специалистов уже пытаются предлагать свои услуги на рынке в качестве фрилансеров, естественно, по демпинговым ценам, но и с достаточно низким качеством, поскольку в первую очередь сокращались наименее квалифицированные сотрудники. В данный период спросом пользуются сотрудники, умеющие и готовые совмещать несколько должностей, являющиеся специалистами широкого профиля.

    По словам Леонида Буткеева, сейчас повышается приоритет тех направлений, которые могут снизить стоимость обслуживания ИТ-инфраструктуры. В этих условиях предпочтение отдается решениям, которые позволяют выбрать оптимальные схемы инвестиций для получения в достаточно короткие сроки максимального бизнес-эффекта.

    «Учитывая состояние мировой экономики, необходимо искать новые варианты ИТ-решений, которые смогут позволить бизнес-структурам оперативно реагировать на малейшие изменения рынка, проявлять гибкость и адаптивность к новым условиям игры на рынке», — заключил Леонид.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии