Прозрачность правительства достижима
Интервью с заместителем председателя правления АО «Национальные Информационные Технологии» Сериком Алиаскаровым о ходе реализации программы е-правительства.
Госпрограмма формирования «е-правительства» включает в себя в четыре этапа. В рамках первого этапа планировалось введение в действие веб-портала «е-правительства», представляющего весь спектр информационных услуг. В рамках реализации последующих трех этапов — интерактивного (2006–2007 годы), транзакционного и заключительного (2008–2010 годы) — должно было быть сформировано ядро инфраструктуры, включающее системообразующие базы данных, веб-портал и правительственный шлюз, удостоверяющий центр и информационные системы госорганов, объединенные единой средой передачи данных. Таковы были планы.
19 апреля 2006 год. В ходе пресс-конференции эксперт проекта «Глобальная инициатива по политике интернета» Дмитрий Гусак заявляет о том, что реализовать программу по созданию «электронного правительства» в Казахстане за три года нереально. По его словам «до сих пор в правительстве при решении каких-то вопросов превалирует все же политический взгляд, а не технологический. Если правительство, или власть, считает, что можно сделать за три года, и планируется сделать за три года, то ни один «технарь» под этим не подпишется». Дмитрий высказал мнение, что запланированный объем работ по созданию «е-правительства» «за трехлетний срок, наверное, не выполнялся ни в одном государстве мира, включая самые продвинутые».
Сегодня мы публикуем интервью с заместителем председателя правления АО «Национальные Информационные Технологии» Сериком Женисхановичем Алиаскаровым, которое опровергнет не самые оптимистичные прогнозы экспертов.
— Когда был создан и впервые запущен web-портал электронного правительства?
— Первая версия web-портала электронного правительства e.gov.kz была запущена в апреле 2006 года.
— Какие сложности возникли к ходе создания этого проекта?
— В основном эти сложности были организационного характера, нежели технического — они касались ведения переговоров с государственными органами. Кроме того, велась большая работа по обучению сотрудников государственных структур как взаимодействовать с проектом.
— Электронные подписи люди еще не получают, а процесс принятия жалоб на вашем портале идет. Как осуществляется процесс?
— После запуска первой версии на нашем портале была поведена интернет-конференция, где мы рассматривали и отвечали на вопросы населения. Кроме того, существует блог-платформа государственных органов, куда могут обратиться граждане — blogs.e.gov.kz. Если мы говорим об официальном письме пользователя, то сам процесс принятия жалоб не может осуществляться без электронной цифровой подписи.
— Говорят, что электронное правительство поможет побороть коррупцию. На ваш взгляд, каким именно способом этому может способствовать ваш проект?
— Главная цель web-портала — создать единую точку доступа к электронным услугам государственных органов. Пользователь быстро, практически в онлайн-режиме получает ответ на свое обращение, минуя приемные чиновников, где предполагается какое-либо коррупционное нарушение. Таким образом, портал электронного правительства способствует снижению коррупции в госорганах.
— Расскажите схему для обычных людей, которые хотели бы отправить посредством этого сайта свою жалобу. Дойдет ли жалоба до нужного лица?
— Схема проста и ни для кого не составит труда донести свою жалобу до любого госоргана. Итак, пользователь заходит на сайт, регистрируется на портале www.e.gov.kz в разделе «Мой портал». Нужно отметить, что для этого нужно иметь под рукой лишь удостоверение личности, откуда будет взят специальный код — ИИН. Далее он попадает в виртуальную приемную и создает свое обращение. Затем обращение поступает в Центр единой системы электронного документооборота. Данный центр отправляет обращение в требуемый государственный орган на рассмотрение.
— Человек не получает никакого документа в виде справки, что документ сдан, не знает имени, кому отправляет жалобу. Как перепроверить и отследить схему движения документа?
— Наоборот, пользователь получает 5 уведомлений в процессе отработки обращения. Это: уведомление о доставке, уведомление о регистрации в системе электронного документооборота (номер входящего документа), уведомление о резолюции с указанием фамилии исполнителя обращения, уведомление об исполнении обращения, непосредственный ответ.
— В законопроекте «Об информации и защите информации» указано, что информация, размещенная на сайтах государственных органов, будет перепроверяться. А кто сейчас регулирует размещение информации на сайте электронного правительства?
— Непосредственно сам государственный орган.
— Ведете ли вы статистику, сколько человек в день посещает ваш сайт?
— Безусловно, у нас есть такая статистика. На данный момент портал электронного правительства посещает до 3557 человек в день. И этот показатель постоянно растет, что говорит о возрастающем интересе к порталу и предлагаемым на нем услугам для физических и юридических лиц. Сейчас количество информационных услуг для граждан составляет более 1000 услуг на портале.
В этом году планируем довести их количество до 1500. Рекордным же показателем стала цифра 37560 — именно столько людей посетило сайт www.e.gov.kz 5 июня 2007 года — в тот день проводилась интернет-конференция с президентом РК Н. А. Назарбаевым.
— Сколько людей уже получили результаты обращения в госорганы посредством электронного правительства?
— Здесь мне бы хотелось привести несколько цифр. Во-первых, общее количество уникальных посетителей портала на сегодняшний день составляет более 123600 человек. Зарегистрированных на сайте с 2006 года — 5078 человек. Количество участников интернет-конференций в 2008 году составило 1718 пользователей.
— Следующий этап в развитии вашего проекта?
— На данный момент мы дорабатываем систему обращения граждан в части обращения юридических лиц. Также мы планируем запустить социологический опрос среди пользователей web-портала электронного правительства для выявления путей его дальнейшего развития.
Комментарии