Следите за новостями

Цифра дня

До 100 млрд тг. получит бюджет благодаря верификации смартфонов

    Телекоммуникации не должны быть монопольными

    Сегодня на большом телекоммуникационном рынке нашей страны, увы, нет конкуренции.

    12 июня 2006 14:49, Ольга Муравьева, Мегаполис
    Рубрики: Рынок, Связь

    Сегодня на большом телекоммуникационном рынке нашей страны, увы, нет конкуренции. По сути, работает лишь один оператор — акционерное общество «Казахтелеком», которое само же устанавливает цены на большой перечень своих услуг и таким образом диктует эти цены на территории всего Казахстана. В результате — непомерные для многих семей тарифы на международную, междугородную и мобильную связь, а интернет по этой же причине остается для многих непозволительной роскошью.

    Напомним, что на одном из последних совещаний по вопросам либерализации отрасли телекоммуникаций глава правительства Даниал Ахметов привел такие цифры: с 2004 года более восьмисот операторов связи изъявили желание работать в секторе телекоммуникаций, впрочем, повезло немногим — лишь 36 компаний подключились к сетям «Казахтелекома». Премьер-министр подверг критике «Казахтелеком» за монополизацию рынка телекоммуникаций, который получил 33 миллиарда прибыли, установив при этом одни из самых высоких тарифов в мире на услуги интернета, международной и междугородной связи.

    В результате Казахстан, имея уровень ВВП на душу населения, примерно равный с Россией, по развитию телекоммуникаций — телефонная и интернет-плотность — значительно отстает от своего ближайшего соседа. По этим же показателям наша страна находится на несколько шагов позади Беларуси и Украины, учитывая, что у них, внутренний валовой продукт на душу населения ниже. Если говорить об этом в цифрах абсолютных, можно привести такую статистику. Уровень обеспеченности мобильной связи достигает лишь 37 процентов, телефонная плотность составит 17,7 абонента на 100 жителей, а количество пользователей интернета — всего 2,7 на 100 жителей. Нет сомнения, что причиной всему высокие тарифы. Так, например, тарифы на выход во Всемирную сеть в Казахстане в три раза выше, чем в России, Китае, в два раза — чем в Украине, Беларуси, Германии и США. Не поговоришь долго и по «мобильнику» — стоимость на разговоры в нашей стране почти в три раза выше, чем в Беларуси, в четыре — чем в Китае! Звонки из Казахстана в зарубежье ударят по вашему кошельку в три раза сильнее, чем если бы вы находились в России и Украине, и в полтора раза — если бы вы звонили из Германии.

    Такая ситуация сложилась из-за отсутствия конкуренции на рынке телекоммуникаций. Долгое время компания «Казахтелеком» имела эксклюзивное право на предоставление услуг междугородной и международной связи, которое отменили лишь в 2004 году, после принятия нового Закона «О связи». Альтернативные операторы в настоящее время только строят свои сети связи и по своим финансовым и техническим условиям пока значительно уступают возможностям «Казахтелекома». По данным Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли, сегодня «Казахтелеком» занимает более чем 90% долю на рынках международной, междугородной связи и интернета.

    Немаловажен вопрос присоединения операторов. Сейчас ситуация выглядит так: отсутствуют прямые присоединения между их сетями. Все шесть альтернативных монополисту операторов вынуждены взаимодействовать между собой в основном через сети «Казахтелеком», при этом ни одна их этих компаний не присоединилась к его сетям ни на междугородном, ни на международном уровне. За два последних года к сети «Казахтелекома» присоединились только 19 из 119 операторов местной связи и пять из 114 провайдеров интернета. То же самое касается и 62 операторов новой, но очень востребованной услуги — IP-телефонии.

    На прошедшем совещании премьер-министр поручил подготовить ряд мер по созданию конкуренции на рынке телекоммуникаций с учетом мирового опыта. По мнению экспертов, необходимо осуществить реструктуризацию и демонополизацию «Казахтелекома». Рассмотрев возможные варианты, рабочая группа предложила функциональный признак реструктуризации компании.

    Однако для принятия окончательного решения Агентство намерено изучить этот вопрос с привлечением независимой зарубежной консалтинговой компании, имеющей опыт работы в столь специфическом секторе. И только после завершения работ консультантов можно будет сделать выводы, каким образом можно достичь конкуренции в телекоммуникационной сфере.

    Кроме этого, как пояснили в АИС, для решения сложившейся ситуации на телекоммуникационном рынке были предложены определенные меры. Во-первых, уже сейчас реализуется пилотный проект по присоединению операторов междугородной и международной связи с участием нескольких компаний: «Нурсат», «Казтранском», «Транстелеком» и «Арна» в Атырауской области. Что касается операторов IP-телефонии, уже согласован типовой договор о предоставлении доступа к этим услугам. В дополнение к этому Агентство по регулированию естественных монополий разработало проект методики по расчету тарифов на присоединение сети и пропуск трафика IP-телефонии. После завершения этого проекта существующие правила присоединения операторов будут доработаны.

    Для развития интернета в Казахстане необходимо решить ряд вопросов: развить контент казахстанского сегмента Всемирной сети, снизить тарифы на доступ к ней, обеспечить ценовую доступность персональных компьютеров и повысить компьютерную грамотность населения.

    Одним из путей решения проблемы контента является размещение в казахстанском секторе интернета зеркал российских сайтов, так как до 80 процентов казахстанцев предпочитают посещать пока именно российские веб-страницы. Также наполнению Казнета может поспособствовать создание всеми республиканскими и местными СМИ своих веб-сайтов. Есть программа и по повышению привлекательности сайтов госорганов и увеличению числа их пользователей. Предлагается также развитие специализированных сайтов. Например, бесплатных почтовых серверов, информационно-познавательных и развлекательных порталов, культурных, образовательных и молодежных сайтов. Но для развития Казнета должны быть созданы определенные условия. Так необходимы льготы на хостинг для сайтов школ, колледжей и университетов. Очень важна и разработка системы интеллектуального поиска информационных ресурсов.

    Нельзя не отметить тот факт, что тарифы на услуги доступа в интернет начали постепенно снижаться — с первого июня на 25 процентов, а с первого сентября еще на 25 процентов (в течение суток в рабочие и выходные дни). В дальнейшем снижение тарифов на интернет будет проходить за счет роста конкуренции, вследствие появления новых операторов, а также развития мобильного интернета.

    Для решения вопросов тарифной политики на доступ в интернет и ценовой доступности компьютерной техники уже в текущем году планируется завершить строительство парка информационных технологий, где будут созданы производства по выпуску дешевых компьютеров за счет того, что в нем предусмотрена безналоговая зона. Одновременно совместно с банками второго уровня прорабатывается вопрос о льготном кредитовании населения при покупке компьютеров. Сейчас в стране 700 тысяч компьютеров, а за три года их количество благодаря различным «акциям» планируется увеличить до одного миллиона трехсот тысяч.

    Но если даже при этом кто-то не сможет купить компьютер, то они легко смогут воспользоваться пунктами общественного доступа, которые разместятся во всех городах — в акиматах, на вокзалах, в аэропортах, больницах, библиотеках и почтах.

    Есть у АИС конкретные планы и по развитию сотовой связи. Во-первых, «Казахтелекому» и операторам сотовой связи необходимо в самые кратчайшие сроки выровнять и начать снижение расчетных ставок. Жизнь подсказывает и то, что уже не обойтись без третьего оператора сотовой связи стандарта GSM. Но, чтобы сотовая связь стала по-настоящему доступной, нужно в первую очередь снизить тарифы на нее, что и было сделано. С первого июня все операторы должны перейти на 10-секундную тарификацию трафика. К началу 2007 года прогнозируется снижение тарифов на сотовую связь при звонках с сети одного сотового оператора на сеть другого. До конца этого года ожидается и снижение тарифов при звонках с фиксированного телефона на сотовый — в общем на 10–15 процентов. Все эти меры в конечном итоге должны привести к тому, что число пользователей сотовой связи возрастет до 7,5 миллиона в 2008 году (сейчас — около 6 миллионов).

    Что касается международной связи, то и здесь назрела необходимость снижения тарифов. Из-за существующих сегодня тарифов на международную связь долго с заграничными друзьями и родственниками по телефону не поговоришь. В октябре 2004 года «Казахтелеком» снижал тарифы на международную связь на 20 процентов, но тарифы по-прежнему остаются высокими. Сейчас АИС совместно с другими госорганами прорабатывает вопрос о снижении «Казахтелекомом» тарифов на международную связь на 12,5 процента и во втором полугодии — еще на 12,5 процента.

    Все с нетерпением ждут и скорейшего запуска спутника КазСат — это позволит предоставлять транспондерные емкости по более низким ценам, чем у действующих сейчас операторов спутниковой связи. Повысить конкуренцию позволит и развитие операторов IP-телефонии, являющейся аналогом междугородной и международной связи.

    Кроме этого, для дальнейшей либерализации отрасли телекоммуникаций агентством планируется принятие целого ряда нормативных актов. Необходимые документы будут разработаны в рамках Программы развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006–2008 годы, проект которой одобрен операторами связи и сейчас находится на утверждении в правительстве.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии