Предел проникновения
Состояние рынка сотовой связи в Казахстане.
Рынок сотовой связи близок к насыщению. Задачи, стоящие перед игроками, меняются: теперь им важно не привлечь новых абонентов, а удержать старых. Для этого сотовики предложат новые услуги, повысят качество связи. А вот дальнейшего снижения цен может не быть.
В 2008 году операторы сотовой связи вплотную приблизились к максимальному охвату страны. Количество зарегистрированных абонентов сотовой связи достигло 15,9 млн. человек и выросло на 27%. По данным
Объем рынка сотовой связи в денежном выражении в 2008 году вырос на 29%. Рост в 2007 составлял 50%. Таким образом, темпы роста рынка в целом замедляются в связи с близостью к насыщению. Как отмечают в
Если поскрести
Нынешний уровень проникновения по активным абонентам близок к максимальному. Достичь 100?процентного проникновения по активным абонентам невозможно. Это означало бы, что даже, например, младенцы говорят по телефону. В Казахстане, вероятно, не удастся достичь даже 100-процентного покрытия территории. По итогам трех кварталов прошлого года в зоне покрытия было более 80% населения страны. Существует определенный порог по количеству населения в
Если бы операторы получали средства из солидарного фонда для субсидирования своих убытков при строительстве сети в малонаселенных регионах, то охват сотовой связью можно было бы существенно расширить. Но по закону операторы должны только платить в фонд, но ничего из него не получать. Поэтому, по словам
«Рынок пока еще не насыщен. Но проникновение по активным абонентам (более 80%) говорит о том, что рынок близок к насыщению. Проникновение сотовой связи в Казахстане очень неравномерно. В Алматы и Астане — номинальное проникновение больше 100% и реально близится к этой цифре. А в регионах намного ниже, особенно в сельской местности — не более 60%. Достаточно большой кусок рынка еще не охвачен и есть куда развиваться», — говорит
По прогнозам АИС, плотность абонентов сотовой связи к 2012 году возрастет до 120 на 100 жителей.
Определенный фронт работ остался. Как рассказала директор департамента корпоративных коммуникаций GSM Kazakhstan Аида Досаева, операторы будут брать новых абонентов в основном из небольших населенных пунктов. При проникновении 80% резерв роста еще есть. Сейчас операторы обеспечили связь в населенных пунктах с численностью населения от 2000 человек. GSM Kazakhstan планирует, что к концу 2012 года он покроет все населенные пункты с населением от тысячи человек.
Новый тренд
«Основная тенденция, которая связана со 100?процентным проникновением сотовой связи, это увеличение средней продолжительности разговора (MOU) при снижении средней доходности с одного абонента (ARPU), — отмечает
Участники рынка не упустят возможности забрать оставшихся абонентов, это уже не будет определяющим трендом. «Если в
В нынешних условиях сервис выйдет на первый план. Это направление стало набирать вес в 2008 году, в частности, проявилось в строительстве точек обслуживания абонентов сотовой связи двумя крупнейшими операторами. Речь идет о салонах связи, максимально доступных для клиента (т.е. присутствующих даже в небольших населенных пунктах), где он может купить
Как рассказывает эксперт
По мнению эксперта, доходы от голосовых услуг
В плане развития дополнительных услуг эксперты возлагают надежду на появление в Казахстане 3G — связи третьего поколения. В АИС в конце прошлого года заявили, что 3G будет запущено в 2009 году, когда будут высвобождены частоты в Алматы и Астане. Уже сейчас операторы могут запускать сети 3G в отдельных зданиях.
Павел Родин рассказывает: «3G — это технология, которая делает услугу, хотя бы мобильного интернета, гораздо более привлекательной для потребителей. Появление этой технологии сделало бы услугу доступа в интернет более интересной и емкой с точки зрения ее потребления. Рост пользования мобильным интернетом дал бы больше выручки и т.д. Но с другой стороны, это требует инвестиций. И сейчас проблематично сказать, будет больше доходов или затрат. Потому что пока ничего непонятно: когда, на каких условиях и т.д.».
Капля кризиса
Близость к максимальному спросу на рынке будет не единственным определяющим фактором в 2009 году. Тенденции будет задавать еще и кризис. Если раньше отрасль телекоммуникаций, и сотовая связь в частности, была в числе тех, кто почти не пострадал от кризиса, то теперь ситуация изменилась, и во многом
«Сказать спустя неделю после девальвации, как она повлияет, нельзя. Кризис без девальвации — одно, теперь — другое. Мы инвестировали очень много денег в казахстанский бизнес, и существенная доля этих инвестиций долларовая. Понятно, что мы закупаем все оборудование за границей, и те же
Он считает, что 2009 год будет годом повышения эффективности бизнеса по сокращению издержек, повышению показателя пользования и повышения ARPU. Придется сокращать издержки и при этом держать уровень маржинальности бизнеса. Кризис дал возможность повысить эффективность, поскольку в хорошие времена никто особенно не задумывается над операционными издержками и пр. «Но девальвация — это серьезно, и здесь уже не скажешь, что девальвация — это хорошо, это удар по бизнесу», — отмечает Павел Родин.
Потребитель, вероятно, ощутит на себе последствия такой ситуации. При этом операторы немного
В 2008 году цены сотовой связи в Казахстане, по данным операторов, упали на
Комментарии