Банкротство TravelSystem: сигнал к переформатированию туристического рынка?
Смогут ли онлайн-сервисы заказа билетов создать достойную альтернативу туроператорам?
Туристический сезон в Казахстане стартовал жарко и ярко — и дело вовсе не в солнечной июньской погоде. 3 июня тревел-рынок страны был повержен в шок новостью о крахе одного из ведущих туроператоров страны, компании TravelSystem.
Информация о том, что деятельность туроператора приостановлена, была размещена на сайте TravelSystem.
Одной из первых реакций в социальных сетях стал комментарий представителя «Ассоциации туристических агентств Казахстана» (АТАК) Дениса Кривошеева: «Сообщаю, что компания TravelSystem объявила о своей несостоятельности. Руководитель компании уже в Европе. Рынок находится в состоянии шока и не в состоянии осознать произошедшее».
Первыми жертвами краха TravelSystem оказались около 600 туристов, которым уже сегодня грозит выселение из оплаченных номеров в отелях Турции. Не решен окончательно вопрос и с их обратным авиаперелетом. И, разумеется, практически не на что рассчитывать тем путешественникам, которые приобрели у TravelSystem туры на более поздние даты.
Туризм в офлайне: начало краха?
Будем честны: банкротство компании-туроператора — новость резонансная, но в данном случае интересно другое: осознают ли туристы, что крах TravelSystem знаменует начало конца «традиционных» туроператоров? Сумеют ли наши соотечественники, подобно россиянам, перейти на туризм нового тысячелетия — самостоятельное планирование поездок и бронирование всех необходимых тревел-услуг в интернете?
Будем надеяться, что казахстанские туристы не подвергнутся такой же «шоковой терапии», которую в прошлом сезоне пришлось пережить россиянам: о банкротстве один за другим объявили 6 (!) компаний-туроператоров. Счет пострадавших шел на тысячи: выселения из гостиниц, отсутствие обратных авиарейсов, оказавшиеся недействительными туры...
Сегодня, через год после череды банкротств российских туроператоров, аналитики констатируют: обвал туроператоров вызвал бум на рынке онлайн-тревела. Россияне перестали доверять «традиционным» операторам, наконец преодолели свой исконный страх онлайн-платежей и научились бронировать туристические услуги в интернете.
Ведущие интернет-сервисы России отметили скачкообразный рост количества пользователей. До лета 2014 года доля туристов, покупавших авиабилеты онлайн, не превышала 20%; уже к зиме рынок продемонстрировал невиданные в условиях экономического кризиса темпы роста — более чем на треть.
Онлайн-тревел: сервис гарантирован
Смогут ли онлайновые сервисы создать достойную альтернативу туроператорам?
Об особенностях этой сферы бизнеса рассказывает руководитель сервиса Kissandfly.kz Святослав Малимонов: «Онлайн-тревел — один из наиболее технологичных сегментов e-commerce в мире. Здесь абсолютно все жестко регламентировано международными правилами и стандартами. Ценообразование, безопасность платежей, стандарты обслуживания и постпродажной поддержки — ни в чем не может быть никаких импровизаций и уступок местным реалиям. Или ты соответствуешь мировым стандартам, или с тобой никто не работает.
Безопасно ли покупать авиабилеты и бронировать отели онлайн? Давайте посмотрим на опыт Запада. В США путешествия самостоятельно планируют и бронируют онлайн около 60% туристов. В Великобритании и странах Скандинавии в интернете приобретается до 80% авиабилетов и туристических услуг. В Европе этот показатель составляет от 30% до 50% в разных странах. Цифры говорят сами за себя.
Еще один довод в пользу онлайновых покупок — в большинстве отелей оплата производится уже при заселении, это общемировая практика.
Мы продаем авиабилеты на регулярные рейсы — в отличие от чартерных, предлагаемых туроператорами, их отмена или существенное опоздание маловероятны. Для каждого рейса мы отображаем среднюю задержку: 0 минут, 2 минуты... Лишь у немногих рейсов этот показатель достигает 12-16 минут.
Итого, уже сегодня Kissandfly.kz готов предложить казахстанскому туристу авиаперелеты и отели по всему миру, цены без необоснованных комиссий и наценок, безопасность платежей, а главное — уверенность в том, что оплаченные вами авиаперелеты и отели будут предоставлены вам в полном объеме. Даже если мы вдруг обанкротимся!»