Репутация сегодня в цене
Интервью Хайрата Карибжанова, президента АО «Казахтелеком», о принципах управления и слагаемых успеха компании.
Одним из безусловных лидеров по внедрению принципов корпоративного управления среди казахстанских компаний является АО «Казахтелеком». Это неоднократно признавали как международные, так и казахстанские эксперты. Их награды стали своевременными в нелегкую пору, когда зачастую неоправданная критика и упреки посыпались на Казахтелеком как из рога изобилия. Объективное признание компании как открытого и публичного предприятия является очередным доказательством того, что Казахтелеком не на словах, а на деле практикует открытый и прозрачный бизнес. О слагаемых успеха компании в интервью «&» рассказывает президент АО «Казахтелеком» Хайрат Карибжанов.
— Хайрат Салимович, какие принципы лежат в основе кодекса корпоративного управления АО «Казахтелеком»?
— Сейчас, когда Казахстан готовится к вступлению в ВТО, развитая система корпоративного управления становится для каждой отечественной компании своеобразной визитной карточкой, по которой в цивилизованном мире определяют перспективы сотрудничества. И Казахтелеком стремится к тому, чтобы наша деятельность соответствовала лучшим международным стандартам. Необходимо отметить, что правительство страны на постоянной основе уделяет большое внимание вопросам совершенствования корпоративного управления в национальных компаниях. Созданный Указом главы государства холдинг по управлению государственными активами «Самрук» также будет способствовать внедрению лучшей мировой практики корпоративного управления, благодаря чему, мы надеемся, будет достигнута максимизация долгосрочной ценности компаний с государственным участием.
Уже сейчас мы можем говорить об определенных успехах в построении эффективной системы корпоративного управления Казахтелекома. Принципы, которые лежат в основе нашего кодекса корпоративного управления, — общепринятые. По сути дела, это общечеловеческие ценности: справедливость, честность, ответственность, прозрачность, профессионализм и компетентность. Уважение прав и интересов всех заинтересованных в деятельности компании лиц способствует повышению прозрачности нашей деятельности. Создатели базового кодекса корпоративного управления — рабочая группа при Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) — не изобретали велосипеда при его разработке, тем более что основные принципы корпоративного управления в развитых странах вырабатывались десятилетиями и явились естественным следствием хода экономических процессов. Принципы и положения базового кодекса были незначительно изменены в соответствии со спецификой нашей деятельности и легли в основу Кодекса корпоративного управления АО «Казахтелеком». Это принципы защиты прав и интересов акционеров, эффективного управления компанией советом директоров и правлением, прозрачности и объективности раскрытия информации о деятельности, законности и этики, стабильной дивидендной политики, профессиональной кадровой политики, охраны окружающей среды, регулирования корпоративных конфликтов.
За простым «сухим» перечислением этих принципов скрыто многое, и далее, по ходу нашей беседы, я постараюсь раскрыть подробнее суть если не всех, то хотя бы наиболее важных и существенных.
— Успехи компании в реализации принципов корпоративного управления не остались незамеченными — эксперты неоднократно признавали Казахтелеком лучшим в этой сфере…
— Логичной оценкой усилий всех — менеджмента АО «Казахтелеком», акционеров и инвесторов — стало решение издательского дома Euromoney о признании нашей компании победителем в номинации «Лучшая телекоммуникационная компания СНГ в 2005 году» («The Best Telecom Company in CIS 2005»). В 2004 году мы были признаны «Лидирующей компанией в Центральной Азии» («The Leading Company in Central Asia 2004»). Номинация более высокого уровня 2005 года стала результатом улучшения показателей работы Казахтелекома по сравнению с другими телекоммуникационными компаниями на пространстве СНГ. На оценку экспертов и аналитиков Euromoney влияют такие факторы, как финансовая прозрачность, организационная структура, система управления, система взаимоотношений с инвесторами и акционерами, позиции компании на рынке, инновационный характер деятельности и профессионализм сотрудников. Последнее заслуживает особенного внимания, ведь именно благодаря высокой квалификации и организованности в работе коллективу Казахтелекома удалось достичь такого высокого результата. За этой дорогой победой стоит труд людей, их знания и опыт. Еще раз отмечу, что мы стремимся вести бизнес в соответствии с лучшими международными стандартами корпоративного поведения. Оценка издательского дома Euromoney является признанием усилий руководства и акционеров компании, направленных на улучшение качества корпоративного управления, повышение финансовой прозрачности и уважение прав инвесторов. Еще одно пополнение в копилке достижений Казахтелекома — диплом Казахстанской фондовой биржи (KASE). По итогам 2005 года компания награждена «За стремление к прозрачности». Награда KASE для поощрения организаций, чьи ценные бумаги торгуются на данной бирже, была учреждена два года назад. При этом чести называться самой открытой и прозрачной удостаиваются финансовые и нефинансовые компании.
По состоянию на 1 января 2006 года в списке KASE категории «А» торговались ценные бумаги 35 нефинансовых организаций. Из них самую высокую оценку получил лишь Казахтелеком. Ежегодная награда Казахстанской фондовой биржи присуждается на общем собрании акционеров, в состав которого входят представители ведущих банковских структур, брокерских компаний — профессиональных участников рынка ценных бумаг. Согласно правилам поощрения листинговых компаний награды KASE удостаиваются компании, демонстрирующие наилучшие примеры делового поведения на рынке ценных бумаг и наиболее полно раскрывающие информацию о своей деятельности. В частности, поощряются компании, в течение всего года соблюдающие условия KASE по своевременному предоставлению периодической отчетности (включая финансовую отчетность и аудиторские отчеты по ней). На оценку биржи также влияет своевременность и полнота раскрытия информации о событиях, затрагивающих интересы инвесторов. Кроме того, наибольший шанс на получение награды имеют предприятия, проявляющие инициативу по обнародованию информации о себе и текущей деятельности.
— Расскажите поподробнее о том, как Казахтелеком реализует принцип защиты прав и интересов акционеров?
— Компания гарантирует всем акционерам возможность реализации своих прав. Участие в работе органов управления осуществляется в соответствии с принадлежащей акционеру долей. Владельцы голосующих акций имеют гарантированное право на соблюдение принципа «одна акция — один голос». Компания обеспечивает справедливое отношение ко всем акционерам и эффективное участие акционеров в принятии ключевых решений корпоративного управления. Показательно, что за последние четыре года не было ни одного случая обращения с жалобами со стороны миноритарных акционеров Казахтелекома в регулирующие и судебные органы. Большую работу по гарантированию прав акционеров проводит и независимый регистратор, ведущий реестр держателей акций нашей компании. Также необходимо отметить, что в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» в нашей компании существует служба внутреннего аудита, подчиняющаяся непосредственно совету директоров.
— Что компания предпринимает для обеспечения прозрачности своей деятельности?
— Казахтелеком неукоснительно соблюдает принцип информационной открытости, призванный обеспечить максимальную обоснованность и прозрачность управления компанией. Акционеры или потенциальные инвесторы имеют возможность свободного и необременительного доступа к информации о нашей компании, необходимой для принятия соответствующего решения.
В соответствии с принципом прозрачности структуры компании раскрываемая публично информация о Казахтелекоме позволяет оценить степень контроля основных групп акционеров, включая доли участия реальных владельцев в структуре акционерного капитала. Мы своевременно раскрываем информацию об основных результатах, планах и перспективах своей деятельности, которая может существенно повлиять на имущественные и иные права акционеров и инвесторов, а также в полном объеме отвечаем на запросы акционеров. Помимо публикации своей финансовой отчетности на сайте KASE, мы используем и другие каналы для информирования акционеров о своей деятельности: проводим регулярные собрания акционеров; публикуем информацию в годовом отчете, в средствах массовой информации, на нашем сайте.
Компания регулярно предоставляет информацию о стратегически значимых корпоративных событиях в своей деятельности и в то же время следует строгим и надежным механизмам раскрытия и конфиденциальности внутренней (непубличной) информации, определенной советом директоров.
— Действующих акционеров и потенциальных инвесторов наверняка в первую очередь интересуют принципы дивидендной политики компании?
— Наша компания учитывает предложения акционеров о дивидендной политике. При реализации этой политики обеспечивается прозрачность механизма определения размера дивидендов и порядка их выплаты.
Мы своевременно и в установленном порядке информируем акционеров о порядке расчета нераспределенного дохода и определения части дохода, направляемой на выплату дивидендов. Безусловно, выплата дивидендов строится на достоверной информации о наличии условий для начисления и выплаты дивидендов на основе реального состояния бизнеса компании. Мы исходим из того, что дивидендная политика должна быть достаточно прозрачной и доступной для изучения акционерами и потенциальными инвесторами.
— Не могли бы вы сообщить
— Конечно. Ведь эти данные открытые и публиковались в печати. За последние пять лет уровень дивидендов на простые акции стабильно повышается. Если выплаты дивидендов на одну простую акцию за 2001 год составляли 155,97 тенге, то за прошлый год эта цифра уже составила 510,06 тенге. В суммарном же выражении выплаты дивидендов за 2005 год достигли отметки 5,7 млрд. тенге, причем более трех миллиардов из них приходится на госпакет акций. Тогда как в том же 2001 году эти цифры составляли 1,8 и 0,94 млрд. тенге соответственно. Как говорится, почувствуйте разницу.
— Да, впечатляет. Какие еще меры Казахтелеком планирует принять для дальнейшего улучшения системы корпоративного управления?
— Казахтелеком работает над созданием эффективной и действенной системы корпоративного управления, которая, в частности, должна повысить привлекательность ценных бумаг компании для инвесторов. Один из первых этапов этой работы — разработка правлением и утверждение советом директоров положения о дивидендной политике, четко определяющего принципы и механизмы реализации этой политики.
В целях исполнения принципа регулирования корпоративных конфликтов мы стремимся создать и поддерживать общекорпоративное информационное пространство, а также стандартизировать процедуры корпоративного управления в подразделениях. Также мы планируем и далее участвовать в публичных мероприятиях, организуемых рабочей группой при АФК, касающихся совершенствования документарной и законодательной базы корпоративного управления в Казахстане, накопления общекорпоративных знаний и опыта. В 2007 году мы планируем проведение ряда мероприятий в целях получения рейтинга корпоративного управления Standard&Poor's. Рейтинговая оценка Standard&Poor's производится в соответствии с критериями, основанными на синтезе международных кодексов, лучших мировых практик и рекомендаций в отношении корпоративного управления.
— Известно, что в Казахтелекоме большое значение придают работе независимых директоров.
— Хочу отметить, что холдингом «Самрук» перед менеджментом компаний, входящих в его состав, поставлена задача комплексного совершенствования стиля и методов корпоративного управления. На внеочередном общем собрании акционеров, которое состоялось 29 мая этого года, было принято решение о расширении до 9 человек состава совета директоров АО «Казахтелеком», что позволило по рекомендации акционеров ввести в него трех независимых директоров. По мнению акционеров, независимые директора, введенные в состав совета директоров Казахтелекома, с учетом владения финансовыми, консалтинговыми и аудиторскими технологиями помогут Казахтелекому добиться еще больших успехов, особенно в приведении corporate governance в компании в соответствие с международными стандартами.
— Используется ли в компании передовой зарубежный опыт в области корпоративного управления? Например, известно, что вы прошли обучение по программе «Современная практика корпоративного управления» в Лондоне.
— Да, действительно, мы стремимся осваивать передовой опыт, в том числе и с выездом за рубеж. Как я уже упоминал в нашей беседе, основные принципы корпоративного управления в развитых странах вырабатывались десятилетиями, и было бы неразумно игнорировать данный факт. В связи с этим мы используем мировой опыт, адаптируя его к нашим реалиям, на системной основе решаем вопросы повышения квалификации персонала, на эти цели ежегодно предусматриваем выделение средств из бюджета компании. Так что со временем, я надеюсь, и мы сможем с гордостью сказать, что это наш вклад в развитие системы корпоративного управления.
— Как уровень корпоративного управления отдельных бизнес-единиц влияет на конкурентоспособность экономики страны в целом, на ускорение реформ?
— Движущими силами развития экономики Казахстана являются корпоративные объединения. Их интегрирующей основой выступает предприятие как юридическое лицо и как бизнес-единица, преобразующая ресурсные факторы в товары и услуги. Концерны и холдинги, консорциумы и финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, как бы мы ни называли эти компании, несомненно, объединяет один важный признак — чтобы выжить в конкурентном мире, они должны быть прибыльными и успешными. Соответственно, у государства с богатыми, устойчиво функционирующими предприятиями абсолютно надежные и стабильные перспективы развития. Думаю, здесь будет уместно вспомнить тезис, высказанный
А система корпоративного управления — это, несомненно, то, что придает мощный толчок успешному бизнесу, своеобразный импульс для развития и укрепления, увеличивающий привлекательность компании для инвесторов.
— Насколько чувствительна связь между повышением уровня корпоративного управления в компании и повышением ее имиджа, а также укреплением доверия к ней со стороны инвесторов?
— Высокий уровень развития корпоративного управления в компании не только укрепляет доверие инвесторов, но и позволяет им принять взвешенное и обдуманное решение об инвестировании. Эмитент, который придерживается принципов открытости и прозрачности, а в своей деятельности руководствуется кодексом корпоративного управления, может рассчитывать на «светлое будущее» своих ценных бумаг, так как инвесторы смогут объективно и всесторонне принимать решения в отношении их инвестиций в компанию. И наоборот, если информация о компании отсутствует, то никто и вкладывать в нее не станет.
— Что, по вашему мнению, необходимо усовершенствовать в действующем законодательстве в области корпоративного управления?
— Для Казахстана, для его финансовых и деловых кругов, тема развития корпоративного управления стала популярной только в последнее время. Мы сравнительно недавно начали рассматривать экономические и правовые отношения через призму корпоративного управления. Естественно, что процесс становления и развития системы корпоративного управления не может быть одномоментным действием. Это большой и долгосрочный проект, направленный на изменение менталитета казахстанского делового сообщества. Создание эффективного и гармоничного законодательства является лишь частью этого действительно масштабного процесса.
Приведу лишь один пример: сравнительная таблица к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов», разработанная рабочей группой при АФК, содержит более 70 страниц различных поправок (131 поправка!) к доброму десятку различных законодательных актов. Это пока что лишь предложение рабочей группы при АФК, тем не менее анализ всех предлагаемых мер может быть полезен для совершенствования казахстанской системы корпоративного управления, а также — в перспективе — для учета данных поправок в корпоративном законодательстве Казахстана. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Тем более что желание совершенствовать эту новую для нашей страны сферу управления есть.
Комментарии