О развитии IT-аутсорсинга в Казахстане.
Учитывая общую ситуацию в мире финансов, многие компании начинают задумываться об оптимизации затрачиваемых средств на содержание и обслуживание IT-инфраструктуры. В этом случае речь идет не об учете распечатываемых страниц среди офисного персонала или лимите интернета для каждого сотрудника, а об экономии средств на IT, о замене собственных кадров, поддержкой со стороны компаний, предоставляющих услуги аутсорса.
IT-аутсорсингом можно назвать передачу компании полностью/частично функций, связанных с обслуживанием сетевой инфраструктуры; проектированием и реализацией автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; системной интеграцией и т.д. То есть задачи могут быть индивидуальные. Таким образом, кампания-заказчик может отказаться от содержания своих IT-отделов, привлекая на определенный пакет услуг сторонних специалистов. Несмотря на то, что на первый взгляд кажется это невероятным и не выгодным, многие бизнес-структуры уже используют данные варианты технического сопровождения. И вот почему.
Плюсы и минусы
Во-первых, это сокращение расходов на содержание IT-специалистов. В Казахстане специалист среднего класса обходится в год примерно в 12000–15000 долларов. Как правило, отдел состоит из двух и более специалистов. Во-вторых, пользуясь услугами аутсорса, бизнес-структура экономит средства на повышении квалификации персонала. В данном случае даже примерно трудно сказать, в какую сумму может обходиться ежегодное повышение квалификации, так как самый минимальный курс обучения может стоить от 1000 долларов и выше. В-третьих, нет необходимости постоянно модернизировать оборудование. В-четвертых, переложение всех IT-проблем на аутсорс обеспечивает качественное и надежное решение проблем, причем своевременно. Снижение затрат на управление IT-проектами и общее сокращение расходов может достигать порядка — 50%. В целом говорить о плюсах услуг аутсорса можно долго, но всегда ли применим данный вариант сторонних услуг сопровождения?
В идеале аутсорс не может быть классическим вариантом для каждой бизнес-структуры. В некоторых случаях он может оказаться очень дорогим, если использовать его для поддержания текущей деятельности компании (установка программного обеспечения, заправка картриджей, перезагрузка сервера и т.д.), даже небольшой, а средней компании. Так как зависимость работы офиса от информационных технологий сейчас крайне велика и, учитывая, что час приходящего специалиста может стоить от 15 долларов, при этом, если у него даже есть 60% занятости именно в вашем офисе, то ни о какой выгоде речи быть не может. В данном случае дешевле и спокойнее будет привлечь системного администратора среднего класса, но на постоянной основе. Ведь ожидание, когда приедет специалист и, к примеру, перегрузит сервер, может привести не к экономии средств на содержание системного администратора, а, наоборот, к часовым простоям и миллионным убыткам. Так что говорить о том, чтобы передать именно рутинные функции по обслуживанию IT-инфраструктуры в аутсорс в Казахстане пока не выгодно.
В то же время бывают ситуации, когда компания использует в работе узконаправленное оборудование или не пользующееся большим спросом в виду специфики прикладного программного обеспечения для автоматизации каких-либо процессов. Так что в некоторых случаях вполне разумнее использовать аутсорс для отдельных сегментов IT-проектов компании.
Однако для фирмы в 10–20 человек эффективнее пользоваться услугами стороннего администратора, нежели держать отдельную штатную единицу для небольшого количества сотрудников.
Главное — считать
Если говорить о популярности таких услуг в мире, то еще три года назад на западном рынке услуг аутсорса доходы оценивались по данным Gartner Croup в 160 и 72 млрд. долл. Что касается Казахстана, то его доля крайне мала и на это есть вполне объективные причины. В республике пока еще единицы компаний, пользующиеся услугами IT-сопровождения. В этом большую роль играет менталитет и невладение вопросом. То есть топ-менеджеры компаний не знают, или пока не видят, преимуществ перехода на аутсорс.
По словам Сергея Вострикова, начальника сервисного центра компании «Алси», — в первую очередь в Казахстане пользуются услугами сопровождения IT-проектов западные компании: «Они считают, что это дешевле. Нашими клиентами являются такие компании как местный проект Sony Ericsson, Nokiа в Казахстане, проект BMV.
Анализируя договоры, можно сказать, что бывает разный уровень сопровождения — полный или частичный. Например, восьмичасовое пребывание инженера на рабочем месте. Можно сказать, что западные компании в этом случае тщательнее просчитывают бюджеты. К тому же они застрахованы от человеческого фактора, который в случае аутсорса исключен. Например, свой системный инженер заболел или еще что-то произошло, нужно искать замену. Мы со своей стороны в рамках договора гарантируем своевременную квалифицированную работоспособность. В наш сервисный центр начинает поступать все больше компаний и тут уже возникает вопрос квалифицированных кадров. Все труднее и труднее находить профессиональных специалистов, которые могли бы предложить свои услуги, так как нам нужна высокая квалификация. Но все равно пытаемся находить и удовлетворять пожелания клиентов по мере возможности. Конечно, некоторые запросы в наших условиях бывают невозможными — это техническая поддержка 24 часа в сутки и 365 дней в году. С нашей стороны мы можем реализовать, но это упирается в такие финансовые вложения, на которые пока еще ни один клиент не согласился бы. То есть желание есть, а возможности оплатить пока нет«.
В заключение хочется сказать, что IT-аналитики прогнозируют изменение ситуации, так как в Казахстане существует большой потенциал для развития, модернизации IT-инфраструктуры.
Комментарии