Репортаж с прошедшей в Казахстане 20-21 октября конференции CIO Summit.
Рынок информационных технологий считается одним из самых быстроразвивающихся. Большинство руководителей предприятий понимают преимущества использования ИТ в бизнесе. В связи с этим возникает вопрос о привлечении IT-специалистов, а главное — менеджера, который будет ими управлять. Наличие в компании высокопрофессионального IT-директора является важной частью современного бизнеса. Кроме руководства сотрудниками IT-отдела, сфера деятельности IT-директора включает также разработку информационной инфраструктуры компании, определение политики обеспечения технической поддержкой пользователей и управление защитой информации.
Для обмена опытом и мнениями, решения сложных задач, налаживания деловых контактов подобным специалистам необходима площадка. Ею стала конференция CIO Summit, впервые прошедшая в этом году в Казахстане. Встреча прошла 20–21 октября по инициативе маркетингового агентства «Форт-Росс», имеющего богатый опыт проведения подобных мероприятий в России. Помимо казахстанских специалистов — IT-директоров, технических директоров, руководителей отделов по информационным технологиям — в мероприятии приняли участие и российские коллеги.
Не удивительно, что самой обсуждаемой темой саммита стало взаимодействие ИT-директоров и бизнеса. Заместитель председателя правления «Народного Банка» Аскар Кусаинов, с точки зрения личного опыта, основной проблемой назвал разобщенность, изоляцию ИT-департамента от жизни организации в целом, что может привести к разобщенности среди топ-менеджеров предприятия. В этом случае основной задачей ИT-директора становится представление интересов ИT-департамента. Его нахождение на стыке «бизнес — ИТ», по мнению Аскара Кусаинова, во многом поможет решить проблемы департамента информационных технологий и привлечь его к решению стратегических задач организации. Мнением из зала в итоге этого выступления прозвучала мысль о том, что приоритетным направлением для ИT-директора является развитие внутренних коммуникаций, что он должен быть, прежде всего, бизнесменом и осуществлять ИT-стратегию с точки зрения основной стратегии развития компании.
Проблема диалога заказчиков и исполнителей встала особенно остро — многие из присутствующих отмечали неспособность бизнеса четко определить цели департамента информационных технологий. «На фоне не вполне ясных целей возникают ошибки и недоработки в проектах. От этого страдает качество услуг и вырастает конечная стоимость внедрения того или иного решения», — отметил Евгений Сущенко, представитель компании «Финград». Отсюда возникают проблемы аутсорсинга — многие заказчики не способны предоставить разработчикам реальные данные. Зачастую появляется необходимость проводить дополнительный мониторинг ситуации, что сказывается на окончательной стоимости.
Относительно стратегии предприятия состоялся отдельный круглый стол, где участники попытались определить, каким образом вырабатывается ИТ-стратегия и можно ли ее отделить от общей стратегии компании. Нужно ли ее вообще отделять и для чего она нужна — мнения гостей разделились. В зале прозвучало несколько мнений о том, что ИT-стратегию вообще не нужно выделять в отдельный документ, так как ее единственная цель — обеспечение работы и доходности бизнеса. К единому мнению относительно этого вопроса участники так и не пришли.
Сюда же можно отнести и дискуссию по вопросам оценки эффективности работы ИT-директоров, ее критериев. Присутствующие говорили о разности оценок работы ИT-департамента другими топ-менеджерами. Себастьян Николя, директор департамента информационных технологий PetroKazalhstan, осветил западную модель работы и функции ИТ-директора.
Кроме того, на саммите были представлены доклады о состоянии ИТ-отрасли. Асылбек Хайрушев, исполнительный директор «Национальной телекоммуникационной ассоциации Казахстана» (НТА), рассказал о рынке связи. По данным, которые он представил в своей презентации, в первом полугодии 2008 года количество абонентов фиксированной связи в Казахстане составило 3337766 человек, что соответствует уровню проникновения 21,6%. Число пользователей сотовой связи достигло 14713924 (плотность мобильных абонентов составляет 95 жителей из 100). На сегодняшний день в РК работают 4 оператора сотовой связи. По состоянию на 1 августа число их абонентов составило: 6979022 у ТОО «GSM Казахстан», 6596091 у ТОО «КарТел», 597818 — у АО «Алтел» и 540993 — у ТОО «Мобайл Телеком Сервис».
Если говорить о развитии интернета, то в первом полугодии 2008 года плотность абонентов достигла 11 человек из 100 (в 2005 году эта цифра была всего 2,7%). Согласно отчетам операторов связи, на конец первого полугодия текущего года зарегистрировано 953368 пользователей интернетом. Из них — 472872 абонента широкополосного доступа.
Далее Асылбек Хайрушев поднял вопрос о проблемах в отрасли телекоммуникаций. По его словам, ими являются отставание разработки нормативно-правовой базы от быстро меняющейся ситуации на рынке и недостаточная демонополизация отрасли. К примеру, оптовая стоимость для интернет-провайдеров на аренду сетей у «Казахтелекома» выше, чем подключение к тарифу Megaline для частных лиц. Именно это, по мнению НТА, оказывает негативное влияние на развитие конкуренции в данной сфере и тарифное регулирование. Кроме того, наблюдается и недостаточность радиочастотного спектра. Его большую часть занимают силовые структуры — до 95% частот. Именно поэтому и возникают сложности с внедрением связи 3G — особо остро проблема с освобождением полос частот стоит в Астане и Алматы. Эта работа проводится АИС совместно с Министерством обороны, и по последним данным, в первом полугодии 2009 года все же ожидается запуск 3G.
С докладами о тенденциях и перспективах развития ИT-рынка выступили Александра Шин, менеджер департамента корпоративного развития Национального инновационного фонда, и Амирет Конысбаев, директор алматинского представительства Казахстанской ассоциации IT-компаний.
Рост мирового рынка ПО с 2003 по 2007 годы держался на уровне 10,5% в год. По оценкам специалистов, аналогичные темпы сохранятся ближайшие 5 лет. Сектор ИT-услуг является доминирующим на рынке и занимает 51,4%. Его рост в 2007 году составил 7,2%. Доля же сегмента ПО и услуг в области интернета составила 34,7%. При этом крупнейшим регионом рынка является Северная и Южная Америка — 45,3% от общего объема услуг.
По данным компании IDC мировой рынок информационных технологий в 2006 году составлял $1160 млрд. По прогнозам на 2010 год эта цифра приблизится к $1480 млрд. Если же говорить об ИT-рынке Казахстана, то в 2007 году он был оценен более чем в $800 млн. (для сравнения: в 2006 г показатель не дошел до отметки в 500 млн.). В структурном разрезе казахстанский рынок 2007 года представлен следующим образом: оборудование — 75%, услуги — 15%, коробочное ПО — 10%.
По словам Амирета Конысбаева, начавшаяся нестабильность на финансовых рынках влияет и на прогнозы в ИT-отрасли: «в связи с последними изменениями во внешней среде, нам придется сделать в них серьезные поправки». К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге количество требуемых вакансий в сфере информационных технологий уменьшилось на 15%. Пострадали и доходы сотрудников, занятых в ней — заработная плата сократилась на 10–15%. Данная тенденция затронула и Казахстан. Кроме внешнеэкономических факторов, у нас сложилась ситуация «кадрового голода». Именно об этом дискутировали участники одного из круглых столов. Помимо вузовской подготовки «айтишников», гости активно обсуждали приемы мотивации персонала, рецепты управления ИТ-департаментами. Интересные факты привел генеральный директор рекрутинговой компании «HeadHunter Казахстан» Виталий Терентьев: «40% соискателей в сфере IT-менеджмента не имеют высшего образования. 18 % из них не собираются его получать, считая, что все знания приобретут на практике». Способами решения кадровых проблем многие участники назвали создание и развитие программ взаимодействия университетов с бизнесом, расширение для студентов возможностей в прохождении стажировки и выполнении небольших проектов на предприятиях.
Хочется отметить, что мероприятие получилось довольно конструктивным. Практически все обсуждения проходили с активным участием гостей из зала. Они высказывали свои мнения и старались искать ответы на предложенные спикерами вопросы. При подведении итогов конференции участники выразили надежду на то, что подобные встречи станут регулярными — возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке, вне своего рабочего места многим показалась привлекательной. Из пожеланий к организаторам основным прозвучало желание видеть на следующих конференциях ИT-директоров компаний более широкого спектра деятельности, так как на прошедшей встрече большинство гостей представляло банковский сектор.
Комментарии