Интернет в Казахстане. При всем богатстве выбора...
Как развивать Казнет, как сделать казахстанские сайты более посещаемыми и увеличить уровень проникновения интернета в массы.
В последние месяцы в Казахстане наблюдается значительный рост интереса к теме интернета. Проводятся различные конференции и круглые столы, снимаются передачи, активизировались исследовательские компании. Интернет-рынок активно развивается, но пока все еще находится в начале своего пути. Основной вопрос, над которым все бьются — «Как нам обустроить Казнет?», — как его развивать, как сделать казахстанские сайты более посещаемыми и увеличить уровень проникновения интернета в массы. Вопросы, конечно, больше риторические, но попробуем на них ответить.
Зерна от плевел
По мнению А. Есеркегенова, главного коммерческого директора АО «Казахтелеком», существует ряд основных причин, препятствующих должному распространению интернета в Казахстане, а именно: невыразительный казахстанский интернет-контент; отсутствие конкурентного хостинга; высокая стоимость регистрации доменных имен; слабое развитие системы электронных интернет-платежей.
Впрочем, наиболее серьезным и действительно оказывающим влияние (помимо тарифов на интернет-доступ, о которых представитель «Казахтелекома»
«Большинство пользователей сети интернет в Казахстане используют российские и иностранные ресурсы, что создает отток пользователей из Казнета, — отметил господин Есеркегенов во время своего выступления на конференции «Интернет Альтернатива 2008». — В связи с этим казахстанская компания вынуждена платить значительные суммы иностранным провайдерам за внешний трафик. Сравнение российского рынка услуг доступа к сети интернет с казахстанским выявляет значительное отличие — это развитый локальный контент, за который российские операторы не платят и, следовательно, этих затрат нет в себестоимости российских услуг. АО «Казахтелеком» ставит перед собой задачу улучшить контент Казнета и создать привлекательные условия для развития отечественных ресурсов». Пока же, по данным «Казахтелекома», около 80% трафика уходит за пределы Казахстана, и только 20% остается внутри страны.
Контент, конечно, развивать надо, к этому вопросу мы еще вернемся. Но все же такая постановка проблемы, когда все якобы упирается только в некачественный местный контент, тоже не совсем правильна. Первоочередная задача — это все же приобщить людей к интернету в принципе. А уже потом, когда доля пользователей будет значительной, включатся бизнес-механизмы: начнется борьба за трафик, будет появляться адекватное контент-предложение растущему спросу. Сейчас же, если провести аналогию с телевидением, разговоры идут о том, чтобы делать качественные местные передачи в условиях, когда большинство населения телевизор вообще не смотрит. А у многих и «телевизора» (компьютера) до сих пор нет.
С другой стороны нельзя пускать процесс на самотек и ждать, когда люди придут в интернет. Как раз тот случай, когда спрос надо активно формировать, предлагая удобные и интересные сервисы, т.к. насильно, как предлагают некоторые наши деятели, людей в интернет все же не затащишь.
Хронический диагноз
Вообще, если взглянуть на вопрос отечественного контента шире, то мы поймем, что ситуация с интернетом далеко не уникальна. То же самое можно наблюдать и с печатными СМИ, и с телевидением: большая часть трафика этих каналов коммуникации также приходится на зарубежный продукт. Потому что он более конкурентен, более профессионален. Почему? — потому что изначально рассчитан на совершенно другую аудиторию: другой масштаб, в десятки раз превосходящий наши реалии. Соответственно, более высокие бюджеты на производство, более высокие требования к конечному продукту.
Именно поэтому главным конкурентным преимуществом отечественного контента должна стать местная привязка. Не нужно копировать раскрученные проекты, рассчитанные на массовую аудиторию, типа «Одноклассников» — пользователям из Казахстана вполне уютно на существующих проектах. Не нужно изобретать местных «яндексов» — задачи поиска отлично решаются доступными поисковиками. Нужны сервисы, имеющие прикладное значение для казахстанцев, помогающие решать
Достаточно посмотреть на лидеров рейтинга CountZero — это сайты газет «Колеса» и «Крыша», облегчающие процессы покупки-продажи автомобилей и недвижимости; афиша кинотеатров Kino.kz, доступная в любое время; конференция «Центр тяжести», ставшая уже своеобразной базой знаний в самых разных аспектах жизни казахстанцев; а также сайты по трудоустройству с вакансиями и резюме, различные справочные ресурсы, новостные порталы. Все они позволяют своим посетителям решать определенные задачи с минимальными временными затратами. Все они — примеры удобных сервисов. И когда человек будет в полной мере осознавать все удобства и возможности, которые открывает перед ним интернет, вопрос проникновения будет решаться естественным путем.
Широкополосный прорыв
Конечно, не стоит забывать и о доступности интернета в финансовом плане. Именно высокие тарифы долгое время являлись серьезным сдерживающим фактором для распространения интернета в Казахстане. Это подтверждает и лавинообразный рост количества абонентов услуги широкополосного доступа Megaline, предоставляемой по технологии ADSL компанией «Казахтелеком», после поэтапного снижения ее стоимости и довольно агрессивного продвижения на рынке. Так, на конец первого полугодия 2008 года количество пользователей интернет-услуг в сети АО «Казахтелеком» составило 847426 человек, в т.ч. 456260 абонентов широкополосного доступа. Для сравнения: в середине 2007 года у компании было лишь 57858 пользователей высокоскоростного интернета. Таким образом, всего за год база ADSL-абонентов выросла почти в 8 раз!
Такого взрывного роста рынка не ожидал никто даже в самых смелых прогнозах. Например, согласно оценкам международного аналитического агентства
Но это не умаляет интереса к аналитическому отчету «Рынок услуг интернет-доступа в Казахстане
В I квартале 2008 года доходы от предоставления услуг интернет-доступа в Казахстане, по оценкам
Как указывается в отчете,
Что, собственно, и делается «Казахтелекомом». В то же время не нужно забывать, что рост абонентов широкополосного доступа происходит не только за счет подключения новых пользователей, но и во многом за счет перехода пользователей с коммутируемого доступа. Поэтому рост общей численности интернет-пользователей происходит более скромными темпами. Зато заметно растет их «качество»: абоненты широкополосного доступа гораздо активнее и проводят в интернете больше времени.
Абсолютное лидерство «Казахтелекома» на рынке интернет-услуг подтверждают и данные исследовательской компании TNS Gallup Media Asia (данные подсчитаны от респондентов, проживающих в городах Казахстана с населением более 200 тыс. человек, использовавших услуги интернет за 6 месяцев, по состоянию на сентябрь 2007 года). «Казахтелеком» имеет большой отрыв от других провайдеров по таким ключевым показателям, как знание, использование и намерение воспользоваться услугами интернет-провайдера.
«Казахтелеком»
Знание — 88,3%
Пользование — 67%
Намерение воспользоваться — 40,7%
Nursat
Знание — 39,5%
Пользование — 11,4%
Намерение воспользоваться — 5%
Алма TV
Знание — 22,8%
Пользование — 3,5%
Намерение воспользоваться — 3,2%
Ducat
Знание — 17,6%
Пользование — 4%
Намерение воспользоваться — 1,7%
2DAY Telecom
Знание — 11,9%
Пользование — 2,5%
Намерение воспользоваться — 0,5%
При этом именно Megaline занимает лидирующие позиции по уровню ее знания и использования среди других услуг самого «Казахтелекома».
Беспроводные конкуренты на старте
В качестве основной альтернативы проводному широкополосному доступу в интернет в Казахстане рассматривается беспроводной доступ, к тому же позволяющий обойти проводную инфраструктуру, принадлежащую, преимущественно, «Казахтелекому». И хотя постоянно растет количество
И вот, наконец, столь долгожданное событие произошло. Правда, частоты было решено распределить между действующими операторами без тендера: «Межведомственной комиссией по радиочастотам Республики Казахстан (протокол заседания от 28 мая 2008 года
Поскольку уровень насыщенности местного сотового рынка предполагает развитие операторов не за счет наращивания абонентской базы, а за счет улучшения качества связи и развития сервисов, игроки не раз выражали готовность пойти на любые условия госрегулятора. Эти условия приняли вид 2,5 млрд. тенге ($20,83 млн.) платы за предоставление лицензии. Правда, Cnews.kz также сообщает, что АИС РК не смог уточнить, является ли это совокупной стоимостью пакетов, либо стоимостью каждого из трех лотов в отдельности (по информации сайта, при проведении конкурса на GSM-1800 в России в прошлом году лицензионный сбор в каждом из 100 лотов составлял 45 тыс. рублей, или около $180 тыс. за весь пакет лотов).
Первой о получении официального разрешения на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM-1800 на территории Республики Казахстан сообщила компания
Таким образом, уже в ближайшее время стоит ждать интересных предложений по подключению к интернету и от сотовых операторов. А учитывая их высокую узнаваемость и лояльность абонентов, у «сотовиков» есть все шансы занять заметную долю на интернет-рынке. Пока же доля казахстанских интернет-пользователей, использующих беспроводной доступ, невелика: по оценкам компании ICT Marketing на сентябрь 2007 года это число не превышало 13,6%.
Комментарии