Казахстанский рынок телекоммуникаций находится в состоянии динамичного и стабильного развития
Интервью с генеральным директором АО «Арна» Гульмирой Рахимжановой о казахстанском телекоммуникационном рынке.
Казахстанский телекоммуникационный сектор, несмотря на сложный период коррекции на финансовых рынках, находится в состоянии динамичного и стабильного развития, уверена генеральный директор АО «Арна» Гульмира Рахимжанова в своем интервью «Интерфакс-Казахстан».
— Гульмира Мукановна, недавно исполнился ровно год с начала так называемой коррекции на мировых финансовых рынках. Как отразился этот непростой период на телекоммуникационной отрасли Казахстана?
— В первую очередь хотела бы сказать, что казахстанский рынок телекоммуникаций находится в состоянии динамичного и стабильного развития. Возможно, такое заявление звучит несколько странно в ситуации, когда все чаще раздаются голоса о грядущей рецессии в мировой экономике. Но, это на самом деле так. Судите сами. По итогам 2007 года, по данным агентства Республики Казахстан по информатизации и связи (АИС), отрасль выросла на 14,5% и достигла в суммарном выражении 314 млрд. тенге. А, по мнению некоторых аналитиков, в том числе исследовательского центра Economist Intelligence Unit, объем рынка телекоммуникаций Казахстана к 2010 году составит не менее $10 млрд.
— Не слишком ли оптимистично? Тем более, на фоне тех трудностей, которые испытывает сегодня банковский и строительный отрасли?
— Знаете, в нашей отрасли никогда не было «пузыря» и предпосылок для спекулятивного роста. Развитие телекоммуникационной отрасли в нашей стране обеспечивалось и обеспечивается по сей день, в первую очередь, за счет роста количества пользователей традиционными и новыми телекоммуникационными услугами, спроса, не подогретого банковскими кредитами. В век информационных технологий спрос на услуги связи имеет такую же природу, как и спрос на потребительские товары повседневного спроса.
В последние годы «локомотивом» роста телекоммуникационного рынка является мобильная связь, в первую очередь, за счет роста числа пользователей, количество которых уже равно количеству населения. Соответственно, данный источник уже практически исчерпан. В такой ситуации на первый план будет выходить потенциал роста количества пользователей широкополосного интернета и услуг провайдеров мультимедийного контента. В ближайшие
— Что, на ваш взгляд, могло бы сделать государство, чтобы помочь рынку телекоммуникаций действительно стать одной из «точек роста»?
— Очень важно, чтобы обновленный закон «О связи», который сейчас находится в процессе утверждения мажилисом парламента, был живым и отражал современную ситуацию на рынке. На мой взгляд, было бы целесообразно усилить полномочия АИС как регулятора рынка. Это позволит в сжатые сроки обновить нормативно-правовую базу отрасли с учетом закона «О связи» и определить цивилизованные правила игры на рынке телекоммуникаций.
Мы поддерживаем предложения наших коллег о выведении магистральных линий связи, телефонной канализации и распределительной кабельной сети
Мы надеемся, что принимаемые изменения в данный закон дадут мощный импульс дальнейшему развитию отрасли и позволят нам дальше работать и развиваться.
— Каких успехов в своем развитии добилась компания в прошлом году?
— Несмотря на такие издержки коррекции, как удорожание ликвидности и снижение деловой активности, нам удалось реализовать принятые акционерами стратегические планы. Так, по итогам аудированной отчетности за 2007 год, компания увеличила чистую прибыль в два раза. Что касается доли рынка, то задачу по ее увеличению мы решали за счет регионального развития. В
Если говорить о нашей деятельности в 2008 году, то в текущем году мы предложили потребителям несколько продуктов, уникальных для рынка Казахстана. Я имею в виду такие услуги, как «Виртуальный офис» и «Персональный номер», которые удалось запустить благодаря внедрению технологии NGN. Отрадно, что абонентская база по данным услугам растет с опережением бизнес-плана, а показатели ARPU — одни из самых высоких в отрасли.
— В одном из своих выступлений вы говорили о планах по выходу на рынок всей Центральной Азии и упоминали при этом Афганистан? Не изменились ли они?
— Как я уже говорила выше, мы продолжаем реализовывать свои стратегические планы, в том числе, и выход на рынки других государств Центральной Азии.
В 2007 году мы укрепляли наш бизнес в странах Центральной Азии, занимались формированием там необходимой инфраструктуры и решением кадровых вопросов. Согласно бизнес-планам, по итогам
Что касается Афганистана, этот густонаселенный регион с несколькими городами-миллионниками, содержит огромный потенциал, связанный с высоким спросом на услуги связи и интересен нам с точки зрения развития бизнеса. В настоящее время мы находимся в завершающей стадии получения всех необходимых лицензий и прорабатываем технические вопросы по развертыванию собственной телекоммуникационной сети. В ближайшее время мы собираемся выходить со всей своей линейкой продуктов и услуг. Сегодня мы также рассматриваем возможность открытия нашего представительства в Таджикистане.
Так что от своих планов стать в ближайшее время одним из лидеров рынка телекоммуникаций в Центральной Азии мы не отказались.
— Как вы относитесь к возможному вступлению Казахстана в ВТО? И как это может сказаться на телекоммуникационной отрасли?
— Если честно, такая возможность не вводит нас в состояние тоски и печали. Все эти годы мы развивались в условиях высокой конкурентной среды и знаем не понаслышке, что такое борьба за долю рынка. Разумеется, выход на наш рынок лидеров мирового телекоммуникационного рынка создаст всем казахстанским операторам определенные сложности. Но для нас это должен быть здоровый вызов, чтобы, мобилизовав все ресурсы, оказывать услуги на достойном уровне.
Да и в целом вступление нашей страны в ВТО будет иметь позитивный эффект для нашей отрасли. С одной стороны, выиграет потребитель, так как в результате обострения конкурентной борьбы он получит доступные и качественные услуги. С другой стороны, чтобы войти в ВТО, надо выполнить определенные условия, такие как демонополизация отрасли и либерализация рынка. А это уже совершенно новое качество развития.
— Спасибо за интервью!
Комментарии