ИT-образование: куда податься за знаниями?
Обзор алматинского рынка учебных заведений, в которых преподают информационные технологии.
В последнее время достаточно много говорится о развитии сектора IT в Казахстане. В начале года прошло несколько форумов и конференций, которые, хочется надеяться, повлияют на сложившуюся в данной сфере обстановку. Однако не стоит забывать о том, что это развитие невозможно без качественного образования. Мы постарались выяснить, как выглядит алматинский рынок учебных заведений, в которых преподают информационные технологии, и куда отправляться за знаниями.
Образовательные учреждения можно разделить на несколько категорий. В первую очередь, это — курсы компьютерной грамотности. В программу таких курсов входит обучение азам общения с компьютером и прививание базовых знаний офисных программ. Продолжительность такого учебы — от 10 до 20 занятий. В группах занимается, в среднем, по 5 человек. Формирование группы обычно занимает от нескольких дней до двух недель. Кроме того, существуют и такие курсы, где обучение проходит индивидуально. Каждый слушатель может составить с преподавателем удобный для него график занятий. Всего в Алматы работает порядка двадцати центров, преподающих основы компьютерной грамотности. В небольших учебных заведениях количество «выпускников», как правило, не превышает 15-20 человек в месяц. В более крупных, таких как «ПК+», центр профессионального обучения Service, учебный центр «Альфа и Омега» за этот же период проходит обучение до 60 слушателей.
Оснащенность классов в подобных заведениях минимальная — учащемуся предоставляется рабочее место и ПК. Стоимость обучения на начальном уровне составляет от 5000 тг. до 13000 тг. За «углубленный курс» (кое-где он называется «базовый») нужно заплатить 13000-15000 тг. Стоит отметить, что на любых (из вышеупомянутых) курсах слушатели могут взять уроки по работе в интернете. Один час таких занятий обойдется в 1000 тг. Как говорят сами преподаватели, это не должно «ударить по карману», поскольку подобный цикл уроков занимает не более четырех часов.
Здесь хочется отметить следующее: прежде чем выбрать какие-либо курсы, необходимо поговорить с менеджером или с самими преподавателями. Они подробно объяснят, что именно будет входить в программу обучения, на что будет сделан акцент. Специфика у подобных учебных заведений похожа — научить самым необходимым, базовым навыкам работы на компьютере. Тем не менее, набор программ для изучения может варьироваться. В некоторых учебных центрах можно получить бесплатный пробный урок для того, чтобы понять, нравится ли стиль проведения занятий и насколько доступно преподаватель доносит информацию.
В общем, впечатление от начальных курсов таково: выбор небольшой, но он есть. Уровень знаний, получаемых слушателями, в основном, можно оценить как «удовлетворительный». При этом удалось заметить несколько наиболее явных недостатков. Первое, что сразу обратило на себя внимание — это отсутствие у слушателей учебных пособий. Как правило, в группах есть в наличии 1-2 учебника «для чайников», которыми всем приходится пользоваться по очереди. Есть еще другой вариант — учащиеся покупают учебники, продающиеся здесь же, на курсах. Такой вот дополнительный доход. Кроме того, практически отсутствует лекционная база. Бесспорно, практика очень важна, но только в том случае, если она ложится на уже подготовленный фундамент знаний. А я наблюдала, в основном, практические занятия. В лучшем случае, кто-нибудь из самых дотошных учеников пытался успеть записать то, что ему в тот момент показывал преподаватель.
Во-вторых, хочу пояснить, чем, на самом деле, оказываются «индивидуальные» занятия. Конечно, все происходит так, как и рассказывали менеджеры курсов — преподаватель работает с каждым учеником индивидуально. Но в классе одновременно находится от трех до шести человек. Каждый занимается по своей программе, поскольку все пришли на курсы в разное время. А преподаватель на всех, все равно, один. И отведенные на занятия полтора часа он проводит не с одним учеником, а со всеми, находящимися в аудитории. Видимо, понимание «индивидуальных занятий» у всех разное.
Вот один из случаев, с которым я столкнулась, собирая информацию для статьи. Учебное заведение, о котором пойдет речь, называется «Болашак.KZ». Оно располагается в здании автовокзала «Сайран». Местонахождение навеяло смутные подозрения и, как оказалось, не зря. Дозвонившись по номерам, указанным в справочнике, единственное, что удалось узнать, это стоимость и продолжительность курсов. Обучение проводится пять дней по полтора часа и обойдется в 5000 тг. Вся остальная информация — программа обучения, количество слушателей в группе, уровни обучения — видимо, относилась к разряду коммерческих тайн. На все вопросы был предложен достаточно простой ответ: «Приходите, заплатите за обучение и во время него все узнаете. А если не хотите обучаться, не занимайте телефон…». Появившуюся, было, мысль о том, чтобы записаться на эти курсы и выяснить, в чем там дело, я отвергла ввиду явной агрессивности собеседника.
В общем, ситуация с подобными «учебными центрами» далеко неоднозначна. Надо заметить, что за последний год закрылось около 15 таких учреждений. Некоторые объясняют это финансовым кризисом, другие — ужесточившимися требованиями со стороны госструктур к небольшим компаниям.
Теперь остановимся на специальных курсах — обучении графическим пакетам, таким как Corel Draw, Photoshop, AutoCad и 3d Max . Количество занятий — 10-15 часов, стоимость — от 14000 тг. до 17000 тг. В данном случае все выглядит даже еще хуже, чем с курсами компьютерной грамотности. Подобными программами очень сложно овладеть за такое небольшое количество часов. Слушатели, прошедшие обучение, отмечают, что знания даются поверхностные, практики решения каких-либо задач почти нет. Это значит, что, окончив курсы, необходимо заниматься еще и самостоятельно, по учебным пособиям.
Другая категория образовательных учреждений — это авторизованные учебные центры. Некоторые из них, такие как «Академия АйТи», High Tech for Human, учебный центр Алси, учебный центр Softline, работают в двух направлениях — компьютерные курсы для пользователей и авторизованные программы для IT-специалистов.
Если говорить об обучении компьютерной грамотности в таких центрах, то можно отметить следующее: по каждому направлению (офисным приложениям, операционным системам, графике, интернет-технологиям, базам данных) создана отдельная учебная программа. В зависимости от сложности выбранного курса, его продолжительность варьируется от 6 до 40 часов. Ситуация со стоимостью здесь немного другая, нежели в небольших «конторках», где цены за обучение примерно одинаковые. Например, курс по Microsoft Word, в зависимости от того, в каком центре вы будете обучаться, стоит от 7500 тг. за 10 часов занятий (High Tech for Human) до 56000 тг. за 8 часов занятий (учебный центр Softline). Подобная разница в стоимости наблюдается и по остальным программам.
Что касается авторизованных курсов, выбор здесь достаточно большой: это обучение по продуктам таких компаний, как Microsoft, HP, Oracle, Cisco и т.д. Они представляют собой полный цикл подготовки IT-специалистов — от проведения обучения до сдачи тестов на получение сертификата. Средняя продолжительность — примерно 30 часов. Учебные пособия для подобных курсов разрабатываются компаниями-производителями продуктов, по которым проходит обучение, и учитывают все их особенности.
Основная аудитория таких учебных заведений — корпоративные клиенты. Они составляют 80-90% от общего числа учащихся. Как говорят сотрудники центров, среди IT-специалистов популярны учебные циклы по серверным продуктам Microsoft (например, по администрированию MS Windows Server 2003,), а также курсы ITIL (Information Technology Infrastructure Library — курс о принципах организации ИТ-подразделения компании). Если же говорить о курсах для пользователей, то наиболее популярны занятия по обучению работе с программами MS Office, на которые многие компании очень активно отправляют своих сотрудников. Учеба проводится в группах и индивидуально. Классы оснащены проекторами и электронными досками.
О ситуации на рынке ИТ-образования и об интересе к различным программам со стороны пользователей поделилась Ольга Долгоненко, директор «Академии АйТи в Казахстане»:
- Ольга, на ваш взгляд, какие виды курсов, по каким темам в настоящее время наиболее востребованы?
- Линейка курсов «Академии АйТи» регулярно обновляется, мы вносим в нее изменения каждые 3 месяца. За последние 2-3 года она значительно расширилась, и сейчас общее число курсов составляет около 600. Если говорить об авторизованном обучении, то изменения происходят постоянно.
Львиную долю в обучении всегда занимали курсы по продуктам Microsoft, но в последнее время возросла популярность авторизованных курсов и других вендоров — Cisco, Oracle, Sun Microsystems, авторских и авторизованных курсов по информационной безопасности. Последние пару лет клиенты более активно приобретают курсы по бизнес-обучению — управлению проектами, ИТ-менеджменту.
Интерес к обучению сетевым технологиям, которые в основном представлены курсами Cisco и СКС, различается территориально. В крупных городах, Алматы и Астане, востребованными оказываются более продвинутые курсы, в регионах — базовые. Это говорит о том, что, наконец-то, по всей стране появилось осознание необходимости развития ИТ-инфраструктуры и понимание того, что она должна правильно управляться.
Интерес к курсам по управлению проектами ITIL/ITSM связан с общим усложнением ИТ-процессов в компаниях, потребностью правильно их структурировать, ростом культуры использования ИТ-решений.
Спрос на курсы Microsoft не снижается за счет популярности пользовательских курсов, особенно на предприятиях и в организациях госсектора, где сейчас активно выделяются средства на модернизацию. Государство увидело необходимость платить за обучение базовым ИТ-компетенциям, а не пускать все на самотек.
- Есть ли какие-то оценки объема рынка ИT-образования и какую долю занимает ваша компания?
- Оценить рынок компьютерного обучения сейчас довольно сложно, потому что, на сегодняшний день, различные структуры предоставляют эти услуги. Конечно, прежде всего, это учебные центры. Но помимо них — традиционно вузы, их деятельность нельзя не учитывать. В последнее время значительную роль стали играть и корпоративные университеты, которые не только обучают сотрудников внутри компании, но и могут предлагать свои услуги сторонним клиентам.
Если говорить о наиболее крупных учебных центрах, то, в принципе, пятерка лидеров выделилась несколько лет назад и с тех пор сильно не менялась. Каждый учебный центр нашел свою нишу, у всех есть пул постоянных клиентов. Сейчас процесс идет в двух направлениях — повышение качества продуктов и услуг для удержания существующих клиентов, а также появление новых направлений в обучении для расширения клиентской базы. «Академия АйТи» на протяжении шести лет стабильно входит в лидеры рынка, мы стараемся предлагать наиболее интересные обучающие продукты, развивать инновационные направления.
- А каковы темпы роста рынка ИT-образования?
- Рынок образования растет очень хорошими темпами. Все больше и больше компаний вкладывают деньги в обучение своих сотрудников, причем не только крупные, но и компании среднего и малого бизнеса. Если говорить о госсекторе, то здесь есть определенная законодательная база, которая регулирует сроки и объем повышения квалификации сотрудников организаций.
В мире принято считать, что крупные компании тратят до 5% своего дохода на повышение квалификации сотрудников, компании поменьше — 1-2% от оборота. Казахстан приближается к этим цифрам — десятки миллионов долларов выделяются сегодня компаниями на обучение. Еще пару лет назад многие переобучали своих сотрудников потому, что это было модно. Получалось несистемно: отправляли по несколько человек учить чему-то, в основном это был руководящий состав. Сейчас компании заинтересованы в том, чтобы непрерывно обучать новых сотрудников внутрикорпоративным стандартам, и систематически развивать старых, когда внедряются новые технические инструменты, усовершенствуются различные методики и процессы. Кроме того, обучение — это отличный мотивационный фактор, и компании это активно используют.
Итак, на рынке ИT-образования сложилась следующая картина: небольшие курсы компьютерной грамотности и учебные центры охватывают большую часть ИT-рынка. При этом замечу, что авторизованные центры своевременно реагируют на новые программы и вводят их в свои расписания. Гораздо меньшая часть отводится высшему образованию. Возникает вопрос: почему студенты ВУЗов вынуждены по окончании обучения поступать на дополнительные ИT-курсы? Вывод напрашивается сам — в настоящее время подготовка в ВУЗах не ориентирована на сферу информационных технологий.
На инновационном форуме, прошедшем весной этого года, президент Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлан Исин так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Особо следует отметить необходимость партнерства с Правительством в области подготовки IT-специалистов. Область IT ставит перед высшей школой нашей страны новые задачи, настоятельно требуя системного подхода к IT-образованию. Сейчас растет спрос на профессиональных IT-управленцев, и, как результат, на соответствующие учебные программы…». Он рассказал о документе «Рекомендации по преподаванию информатики в университетах», новая редакция которого вышла в 2005 году. Однако новые программы, заложенные в этих рекомендациях, ВУЗы до сих пор не применяют. В итоге, образовался парадокс: студенты гораздо лучше преподавателей разбираются в IT-технологиях. Поскольку последним для повышения квалификации необходимо найти средства, так как за те же курсы в учебных центрах они не в состоянии платить самостоятельно ввиду достаточно высокой стоимости. Конечно, одним из выходов может стать регулирование вопроса о повышении квалификации преподавателей на государственном уровне и помощь крупного и среднего бизнеса. Однако представители нашего Агентства по информатизации и связи заявляют, что подобное регулирование не в их компетенции, бизнес молчит, а университетское образование с каждым днем отстает все больше.
Кроме заведений, где обучение проводится постоянно и на платной основе, существуют также социальные программы, призванные познакомить население с информационными технологиями. Так, в рамках государственной программы Снижения информационного неравенства та же «Академия АйТи» проводит бесплатное обучение жителей Алматы. Курсы компьютерной грамотности могут пройти такие категории граждан, как работники бюджетных организаций, безработное население, воспитанники детских домов, школ-интернатов и домов юношества. Слушателям преподаются основы работы с компьютером, операционной системой Windows XP и программными продуктами пакета Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint). Проводится обучение самостоятельному подключению к интернету и ведение переписки по электронной почте. Всего планируется обучить более 30 тыс. жителей Алматы.
В рамках этой же программы СИН, в период с 1 по 31 июля у всех желающих была возможность посетить бесплатные курсы компьютерной грамотности. Они проходили во всех школах города. Однако не многие знали о возможности прослушать эти курсы, поскольку информационная кампания практически не проводилась, хотя средства на нее из бюджета выделены были. Сообщение об этой акции промелькнуло на одном из казахстанских интернет-форумов и больше не появилось. Согласитесь, что посетители интернет-форумов, как правило, в обучении работе на компьютере как раз не нуждаются. А непосредственная целевая аудитория этой информации не только не умеет пользоваться интернетом, но вряд ли вообще догадывается о существовании форумов и других сервисов. Поэтому совсем неудивительно, что группы обучаемых зачастую формируются из родственников и соседей учителей информатики. Были привлечены также сотрудники соседствующих со школами учреждений, и даже родители учеников. Причем, последние — в приказном порядке. То есть, проводилась адресная работа самими преподавателями, а не представителями государственных органов, под чьим контролем находится реализация Программы.
Так что можно сделать вывод: картина в сфере образования далека от идеала. И положительным можно отметить только тот факт, что, как сказала сотрудница одного из крупных образовательных центров, «несмотря на экономический кризис, компании продолжают активно сотрудничать с учебным центром. Ведь обучая своих сотрудников, компании повышают производительность и эффективность труда, степень удовлетворенности своих клиентов, и т.д. То есть, затраты на обучение сотрудников всегда приносят компании прямые экономические выгоды». Утверждение, конечно, правильное. Проблема кроется в том, что не все фирмы с этим согласны и готовы вкладывать средства в повышение квалификации своих сотрудников.
Комментарии