Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    За билетом — к электронному кассиру

    До конца года АО «Пассажирские перевозки» запустит пилотный проект по введению билетных автоматов в Казахстане.

    9 августа 2008 10:46, Айнур Кайргельдтнова, Литер
    Рубрики: Общество

    Вполне возможно, что в скором времени покупка билетов на пассажирские поезда будет сведена к простейшим манипуляциям за минимум времени. Такое обещание прозвучало на днях из уст представителей ведущей российской компании «Автоматизированные розничные системы», которые представили на суд отечественному перевозчику АО «Пассажирские перевозки» свою продукцию — билетные автоматы. По мнению инженеров из России, с введением в эксплуатацию автоматов по продаже билетов приобретение проездных документов станет легкой и приятной процедурой, не сопряженной со стоянием в очередях.

     

    На встрече с руководством пассажирской службы сотрудники компании «АРС» представили обширный презентационный материал, в котором изложили основные преимущества функционирования билетных автоматов. По словам представителей «АРС», главная цель проекта заключается в оптимизации продажи билетов. «Электронный кассир» был создан благодаря огромному количеству людей, среди которых производственники, программисты, работники процессингового центра, банкиры. К работе было привлечено и ОАО «Российские железные дороги», а именно специалисты в области АСУ-экспресс.

     

    Из выступлений специалистов «АРС» стало известно, что, несмотря на то что российскому проекту всего полтора года, он уже успел пройти презентацию на различных уровнях. В России практически все готово к запуску пилотного проекта, запланированному на конец этого года, единственная препона — это бланк строгой отчетности, который еще не утвержден в Министерстве юстиции РФ, однако, по мнению сотрудников, на решение этого вопроса уйдет всего две недели. Проект сейчас находится на стадии рассмотрения в ОАО «РЖД», и как только уладятся некоторые юридические вопросы, разработчикам билетных автоматов останется закупить типографские услуги и напечатать регламент. После этого, в сентябре, уже можно будет увидеть эти аппараты в деле.

     

    Как выяснилось, сотрудники компании планировали показать аппарат воочию, но, к сожалению, таможенные процедуры не позволили доставить автомат на казахстанскую землю в короткие сроки и показать работу устройства на деле. Но, тем не менее, разработчики в полном объеме продемонстрировали казахстанским коллегам все плюсы автомата, показав презентационный фильм.

     

    По словам исполнительного директора «АРС» Михаила Якухина, введение билетного автомата во многом упростит покупку железнодорожных билетов и сделает этот процесс доступнее и оперативнее.

     

    «Это очень удобный автомат. Его использование не требует наличия денежных банкнот. В применении он так же прост, как обычный денежный банкомат, услугами которого сейчас пользуется каждый рядовой человек. Порядок действий выглядит следующим образом: пассажир вводит пластиковую денежную карту в банкомат, выбирает нужную дату и пункт назначения, вбивает свои паспортные данные, после чего подтверждает свое согласие на приобретение билета за счет платежной карты. После того, как все данные зафиксируются, пассажир получает чек из автомата, а затем и сам билет. Таким образом, автомат содержит в себе ячейку для введения карты, выведения чека и самого билета. В случае если выдача билета по техническим причинам не была осуществлена, пассажир при наличии чека может осуществить покупку в любой билетной кассе», — отметил Михаил Якухин. Несмотря на то, что на российских железных дорогах пока ни один билетный автомат поставлен не был, за последний год оптимизация работы пассажирской службы на железных дорогах там носила ускоренный характер. Так, после введения системы онлайн-продажи железнодорожных билетов за последние 14 месяцев каждый день на железных дорогах страны продавалось порядка 5 тысяч билетов через интернет. Наравне с глобальной сетью пользуется популярностью и приобретение билетов с помощью мобильного телефона.

     

    Что касается Казахстана, то здесь к новейшим технологиям в области приобретения проездных билетов пассажирская служба в лице АО «ПП» лишь присматривается. И, как оказалось, встреча руководства АО «Пассажирские перевозки» со специалистами «АРС» дала толчок к решению этой задачи. По словам управляющего директора АО «ПП» Асылхана Калдыкозова, только после утверждения проекта по применению билетных автоматов на российской земле можно будет говорить о запуске аналогичной пилотной программы в Казахстане. Кроме того, продажа билетов через интернет как услуга впервые стала доступна для пассажиров с нынешнего года.

     

    «Для начала мы могли бы запустить пилотный проект по установке билетных автоматов на вокзалах станций Алматы I, Алматы II, а также в Астане. К 2009 году, предположительно, они могли бы стоять практически на всех крупных вокзалах страны», — отметил Асылхан Калдыкозов.

     

    Нельзя не отметить и тот факт, что с введением в эксплуатацию билетных автоматов число обычных билетных касс, скорее всего, сократится. Хотя в АО «ПП» считают, что замена кассиров машинами будет носить постепенный и далеко не повсеместный характер.

     

    «Если говорить о выгодности введения автоматов, то, по предварительным расчетам, которые делали сотрудники АО «ПП», расходы на обслуживание «электронных кассиров» будут в два раза ниже по сравнению с покупкой билетов в обычной кассе. Более того, окупаемость автоматов займет всего 2–3 года, что является положительным моментом. Еще одна выгодная сторона — это снижение человеческого фактора, провоцирующего ошибки и коррупцию вокруг билетных касс», — считает Асылхан Калдыкозов. Своим мнением об эксплуатации билетных автоматов поделился также и представитель «АРС» — исполнительный директор компании Михаил Якухин. «Несомненно, использование автоматов может привести к некоторому сокращению билетных касс, но это произойдет только тогда, когда люди научатся и привыкнут работать на этих аппаратах. Но представьте себе гостиницы, рестораны, крупные супермакеты, в которых будут стоять эти самые билетные автоматы. Разве это не здорово?», — отметил Михаил Дмитриевич.

     

    На вопрос, подразумевает ли использование автоматов создание специальной службы по эксплуатации аппаратов в пассажирском хозяйстве, Якухин ответил, что это совсем необязательно. По его мнению, сервисное обслуживание «хранилища билетов» могут производить группы компаний, которые будут выполнять ремонт, заправку картриджей и многое другое на договорной основе на местах.

     

    Безусловно, пока введение билетных автоматов рассматривается как пилотный проект, и, по-видимому, предметно об его эффективности можно будет говорить, когда электронные кассы заработают на практике. Стоит, однако, подчеркнуть, что эксплуатация автоматов приведет к меньшим затратам со стороны пассажирской службы, а главное — покупка билетов станет комфортным процессом. Впрочем, билетов в Казахстане на всех хватит только тогда, когда стальные магистрали будут обеспечены необходимым количеством подвижного состава.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии