Казахстанский рынок компьютерной техники
Состояние и тенденции казахстанского IT-рынка.
Мировой объем расходов на ИТ увеличится к концу 2009 года до 1,3 трлн. долларов, а совокупные темпы годового роста (CAGR) этого рынка в
Самыми заманчивыми для
В IDC прогнозируют, что потребительские расходы на
В Центральной и Восточной Европе, куда относят и Россию, по прогнозам IDC, к 2008 г. затраты на ИТ превысят 31,68 млрд. долларов. Доля России — крупнейшего рынка в регионе — по предварительным оценкам, выросла в 2004 г. до 47%, перегнав по темпам роста все остальные страны. Среди стран Центральной Азии самым крупным потребителем ПК является Казахстан, где наблюдается рост продаж за счет реализации ряда государственных проектов, а также повышения деловой активности предприятий малого бизнеса. Андрей Верховод, аналитик компании IDC по Центральной Азии, считает, что начиная с
В Казахстане в противовес рынку телекоммуникаций поставки hardware — компьютерной техники и ее комплектующих — выглядят как самая либерализованная часть рынка ИT. Хотя сам процесс наполнения этого рынка товаром продолжает жить по своим, не вполне прозрачным и понятным правилам, здесь можно видеть качественное улучшение, обусловленное очень сильной и жесткой конкуренцией. По данным Yellow Pages of Kazakhstan, сегодня на рынке Казахстана присутствует около 300 фирм поставщиков компьютерной техники и ее комплектующих.
Общие тенденции и особенности рынка ИТ в Казахстане хорошо видны на примере рынков персональных компьютеров и периферийных устройств. По данным IDC, в 2002 году рынок ПК в Казахстане достиг 113000 единиц и вырос на 11,6% по сравнению с 2001 годом. На первый взгляд это не очень впечатляющий показатель роста. Однако он хорошо отражает одну из особенностей как рынка ПК, так и всего
Основной чертой нынешнего года на рынке «компьютерного железа» специалисты называют новый, во многом беспрецедентный технологический рывок, по которому в общих чертах уже можно судить об информационной эре ближайшего будущего. С 2003 года корпорация Intel, следуя уже сложившимся в мире тенденциям спроса, начала агрессивно «ломать» рынок под ноутбуки. За Intel последовали другие ведущие производители переносных ПК — японские, южнокорейские, европейские. Ноутбук и даже карманный ПК перестают быть роскошью, их цена стремительно падает — получается, что мобильный компьютер начинает вытеснять с рынка рабочих станций привычный desktop.
Эта мировая тенденция ярко отразилась и на рынках СНГ, несмотря даже на неготовность к этому наших коммуникаций. За прошлый год продажи ноутбуков в России выросли сразу на 30%. Аналогичный рост поставщики ПК отмечают и в нашей стране.
Отечественный рынок ПК реагирует на развитие мировых технологий вполне предсказуемо — продолжающимся падением цен и расширением функциональных возможностей традиционных ПК. Как говорит директор представительства «ASBIS Казахстан» Тахир Такабаев, наш рынок hardware «эволюционно движется к состоянию, когда за те же деньги вы завтра сможете купить больше, чем сегодня». Также в сторону удешевления движется рынок мобильных записывающих устройств, которые заменили традиционные дискеты. Одновременно у потребителя растут требования к объему их памяти. То же самое касается и традиционных HDD. Жесткие накопители объемом в 40 гигабайт, которые сейчас пользуются наибольшей популярностью, уже сняты с конвейера ведущими производителями. Сейчас по близкой цене на мировом рынке появились винчестеры объемом в 140 гигабайт. А ведь еще в конце 2002 года винчестер в 250 гигабайт, выпущенный одной из ведущих фирм-производителей, у нас воспринимался как нечто фантастическое.
Кроме удешевления «железа» на рост рынка серьезно влияет общее движение казахстанской экономики, которое способствует подъему платежеспособности. Как итог и в розничном, и в корпоративном сегментах серьезно растет спрос. Сегодня, как считают в LogyCom, нет смысла делать ставку на удешевление комплектующих, лучше концентрироваться на качестве. О том, что наш потребитель стал доверять отечественным производителям компьютерной техники, свидетельствует падение доли продаж компьютеров brand-name в общей структуре рынка.
Всего несколько лет назад крупные национальные холдинги, банки, корпорации заказывали ПК только мировых марок. Сейчас при очередном обновлении «парка» техники уже не редкость заказы отечественным компаниям-сборщикам. Национальные компании покупают у них даже серверную технику.
Как следствие, в Казахстане наблюдается обострение борьбы за потребителя между мировыми производителями. Например, на рынке процессоров, как и во всем мире, наблюдается противостояние между Intel и AMD, которое самым благоприятным образом сказывается на предложении потребителю.
Серьезная борьба развернулась между дилерами винчестеров — в частности Samsung и Seagate. Борьба за потребителя не могла не затронуть обширный рынок всевозможных подделок. Официальные производители и поставщики ПК ведут борьбу против многочисленных мелких фирм, торгующих так называемой «черной» техникой. Идет достаточно драматичная, трудная, хотя и очень тихая война между «титанами» и «карликами». Небольшие фирмы или поглощаются более крупными, или вынуждены переориентироваться в
Cегодня наряду с количественными видны серьезные качественные перемены на рынке. Со сцены уходят нецивилизованные игроки, в основном это многочисленные небольшие компании, которые или поглощаются более крупными, или вынуждены менять область бизнеса. Вести цивилизованный, открытый бизнес на рынке hardware, экономически становится легче. За последний год значительно снизилась налоговая нагрузка — за счет как нового НДС, так и уменьшения ставок подоходного налога. В результате снижается себестоимость, а это означает, что мы сможем более жестко конкурировать с нецивилизованными участниками рынка, как качеством, так и ценой. Создание нормальной конкурентной среды в отрасли телекоммуникаций, более жесткое и системное законодательное регулирование в области авторских прав на фоне роста рынка и усиления конкуренции — все это ведет к тому, что потребитель сможет купить более качественные услуги и продукты за меньшие деньги.
Устойчивость роста
Предварительные данные IDC показывают, что в прошлом году в стране было продано около 150 тыс. ПК, по уровню обеспеченности (менее 10 ПК на тысячу жителей) это еще очень далеко даже до уровня соседней России, рынок которой, по окончательным данным наших обзоров, в прошлом году составил около 3 млн. 878 тыс. ПК (порядка 27 на 1000 жителей). Мы очень далеки в этом отношении от Германии и Великобритании, где, по предварительным данным IDC за февраль, обеспеченность составляла 94 и 126 ПК на 1000 жителей соответственно. Как видим, резервы для дальнейшего роста в Казахстане просто огромные.
При значительном увеличении парка компьютеров становится актуальным вопрос обслуживания и ремонта. Безотказно не может работать ни одна техника, и поэтому на этом сегменте компьютерного рынка должен сформироваться устойчивый рост, который должен удовлетворяться соответствующим предложением. По сведениям Yellow Pages of Kazakhstan, в стране имеется более 150 фирм, занимающихся обслуживанием и ремонтом компьютерной техники и периферии.
Среди них стоит выделить сервис-центры, которые можно разделить на сервис-центры представительств инофирм и авторизованные сервисные центры. Сервис-центры представительств пользуются наибольшим авторитетом, но их не так и много (в Алматы их всего 6) и занимаются они только обслуживанием собственной продукции. Значительно больше у нас авторизованных сервисных центров.
По данным каталога «Компьютеры&телекоммуникации Казахстана 2005», их около 60. Компетентность авторизованных сервисных центров официально признана многими ведущими производителями техники. Положительной чертой таких центров является то, что они не гнушаются техникой многих производителей. Большинство сервис-центров оказывают такие услуги, как диагностика, ремонт и сервисное сопровождение серверов, ноутбуков, системных блоков мониторов, ИБП, принтеров, модемов, КМА и пр. Кроме того, центры производят инсталляцию лицензионного ПО. После ремонта на исправленную технику выдается гарантия. Единственным недостатком таких центров являются задержки в ремонте, связанные с большим количеством заявок.
Независимые ремонтные мастерские не являются реселлерами. Они просто ремонтируют неисправное оборудование. От авторизованных сервис-центров мастерские отличаются тем, что не чинят гарантийную технику.
Дают гарантию и чинят гарантийную технику компьютерные фирмы. Каждый продавец имеет свою маленькую мастерскую, где и осуществляется ремонт проданной техники. В таких мастерских возьмут ремонтировать и «чужую» технику на платной основе.
И последний сегмент «ремонтного» рынка — частные мастера. Они отличаются большей внимательностью к вашей проблеме и предоставлением услуг, которые не могут или не хотят оказать сервис-центры и мастерские. Например, выезд на дом, настройка ПО, «апгрейд», подключение к интернету, установка драйверов.
Но гарантия, которую дадут частники, будет являться только «честным словом», а если отремонтированная техника откажет сразу после ремонта, то вы никому ничего не докажете.
Согласно опросу, проведенному алматинской компьютерной газетой «КИТ», 60% респондентов предпочтут починить сломавшийся компьютер сами, 30% опрошенных отнесут технику в ремонт, а 10% выберут другой способ решения проблемы, в основном помощь знакомых.
Обращение к услугам специалистов вызвано неудачным самостоятельным вмешательством. 40% считают, что нужно сразу обратиться к профессионалам, и лишь 5% думают, что квалифицированная помощь не только удобнее, но и дешевле. Подавляющее большинство будут искать помощь именно по частным объявлениям с мотивацией, что это дешевле. В конечном итоге не важно, каким образом отремонтирована ваша техника — самое главное, чтобы она работала как можно дольше. А это зависит не от регалий сервисного предприятия, а от мастерства и опыта человека, который вернул технику к жизни.
Программное обеспечение (ПО) является объектом интеллектуальной собственности — аналогично литературным и музыкальным произведениям, научным разработкам. Компьютерное пиратство наносит непоправимый ущерб экономике стран и тормозит развитие
Компьютерное пиратство также наносит ущерб бизнесу, участвующему в дистрибуции ПО: эти продавцы ПО и производители вычислительной техники лишаются части продаж
Использование пиратского программного обеспечения можно сравнить с процессами первоначального накопления капитала. В любом случае от использования пиратского софта выиграли практически все — и компании, специализирующиеся на сборке и продаже компьютеров, и пользователи ПК, и производители программного обеспечения, и государство. Производители же программного обеспечения за последние 10 лет смогли прочно подсадить на свой софт пользователей компьютерной техники. Как считает Михаил Тюнин, исполнительный директор фонда «Информационная Инициатива», в любом случае благодаря пиратскому софту в Казахстане произошли необратимые процессы информатизации общества с минимальными финансовыми и временными затратами.
Теперь, по его словам, можно подумать об авторских и иных правах производителей софта. По данным опроса газеты «КИТ», до сих пор 60% казахстанцев положительно относятся к пиратской продукции. А вот однозначно отрицательное отношение к явлению пиратства выразили 25% опрошенных респондентов.
Высокий процент пиратства на
Первыми подписали декларацию ведущие казахстанские компании, такие как «Алси», «Алсер», «Альфатех», «Глотур», Dias, «Иманали», LogyCom, «Логос», «Рейтинг» (Усть-Каменогорск), «Тенгиз Копир», HC. На сегодняшний день декларацию поддержали уже 18 компаний. Главной причиной подписания декларации явилось то, что Казахстан имеет очень высокий уровень распространения нелицензионной продукции, проще говоря, пиратства. На сегодняшний день Казахстан с уровнем пиратства 90% наряду с другими странами СНГ занимает ведущие строчки в списке стран с наивысшим уровнем пиратства в Восточной Европе и в мире и уступает только Китаю, Вьетнаму (92%) и Украине с уровнем 91%.
Первый признак изменений на рынке, связанных с новыми регулирующими актами, очевиден — это активизация официальных поставщиков ПО. Понятно, что принятие новых норм во многом отвечает интересам иностранных поставщиков программного обеспечения. Об их интересе к местному рынку можно судить по открытию постоянно действующих офисов такими компаниями, как Microsoft. Продажи лицензионной продукции «грандов» на рынке растут поистине взрывными темпами. Это происходит на фоне общего увеличения продаж ПО в Казахстане, которое в 2003 году, по оценкам одного из аналитиков, достигло 25% по сравнению с 2002 годом.
В частности, Microsoft сообщила об увеличении своих продаж почти на 140%. Лицензионные программы у нас стали покупаться не только благодаря законодательному регулированию, но и общей тенденции роста спроса на качество. Лицензионный софт начинает искать и индивидуальный потребитель. По словам директора компании LogyCom Сергея Швалова, прошло то время, когда пользователь ПК был готов записывать на свой компьютер любое пиратское программное обеспечение и терпеть постоянные сбои, лишь бы оно было дешево. В общем, спрос на массовые программы и утилиты постепенно начинает эволюционировать в сторону качества. По данным «Корпорации Компьютерных Систем», как минимум 30% покупателей лицензионного ПО это госструктуры, чуть больше 40% занимают крупные предприятия, это в основном западные нефтяные компании.
Согласно имеющимся исследованиям Ассоциации производителей программного обеспечения, в разных странах мира снижение уровня компьютерного пиратства приводит к значительному росту
На ситуацию на рынке влияет и экономическая позиция представителей иностранных компаний-производителей. «Гранды» не очень охотно делают свою ценовую политику в стране более гибкой, приспосабливая ее к экономическим возможностям казахстанского потребителя.
Как показала практика стран, где пиратство получило большое развитие (например, Украины), бороться с пиратством гораздо эффективнее экономическими методами — продавая оригинальный качественный софт по ценам выше, чем пиратские, но все же адаптированным к местному спросу. Когда цена между оригинальным и пиратским продуктом различается на порядок, бороться с засильем последнего на рынке очень трудно.
В этом смысле тенденции в Казахстане внушают определенный оптимизм. В основном цены на лицензионное ПО регламентируются самим производителем, и поэтому у разных продавцов отличаются незначительно. К примеру, лицензионный ключ для DrWeb на год стоит около 35 долларов, аналогичное иностранное ПО — около 150, тем самым производители демонстрируют попытки лояльности к потребителям в нашей стране.
Вторым, причем более важным для казахстанского бизнеса фактором перемен на рынке ПО можно считать то, что при новом регулировании смогут свободнее вздохнуть казахстанские софтверные компании. Теперь им будет проще отобрать местный рынок корпоративных программных решений у российских и украинских пиратов, вообще защищать свои интересы.
На рост рынка ПО в Казахстане сейчас уже все меньше влияют поставки пиратской продукции, хотя в общей структуре предложения они остаются очень значительными. А наиболее интересным для всех официальных поставщиков — как отечественных, так и зарубежных — остается корпоративный рынок. В свою очередь, поставщики пиратского ПО продолжают агрессивно конкурировать с производителями на рынке программ для частных пользователей, всевозможных прикладных утилит и компьютерных игр.
По мнению аналитиков, индустрия ПО останется в перспективе самым динамично развивающимся сегментом
В настоящее время на казахстанском внутреннем рынке наблюдается своеобразный дефицит объектов для инвестиций, которые позволили бы их не только сохранить, но и обеспечить достойную прибыль. Очень многие инвесторы обращают свое внимание на рынок ИT, так как при относительно небольших первоначальных вложениях он позволяет добиться вполне приемлемой прибыли. Именно этим, пожалуй, можно объяснить появление большого количества новых компаний, работающих в этой сфере. Еще одна причина в том, что кадровый потенциал, наработанный в Казахстане, вполне позволяет активно осваивать новейшие достижения в этой сфере.
Более того, здесь существуют еще и неиспользованные ресурсы. Главная проблема, которая препятствует развитию
Относительно невысокий уровень доходов жителей Казахстана толкает их на использование пиратских программ. В результате люди просто не приучены платить за программное обеспечение, это является большой проблемой для фирм, занимающихся разработкой софта, и может оказать сдерживающее влияние на развитие соответствующего сегмента казахстанской
Комментарии