KITEL в кризисе
Итоги прошедшей в Алматы центрально-азиатской ИТ-выставки KITEL 2008.
Алматы пережил очередное центрально-азиатское
Международная выставка KITEL в кризисе. В этом году она заняла всего 2 павильона выставочного центра «Атакент».
«Мы достаточно активно работаем на рынке Казахстана, участвуем третий год, и очень довольны результатами прошедшей выставки — здесь можно пообщаться с самым широким кругом специалистов, к которым не наездишься и за год», — рассказал Виталий Обрывин, представитель компании «Информтехника». Правда, тут же оговаривается: «Выставка становится все менее телекоммуникационной и все более непонятно какой. 3 года назад 2 павильона было телекоммуникационных, а сейчас — от силы полтора. И крупных компаний нет — может, это связано с тем, что рынок насыщается, либо с тем, что клиентская база крупных компаний сформирована, и им нет смысла охотиться за клиентами на выставке».
Первым годом работы KITEL стал 1994 г. Тогда в выставке приняли участие около 70 фирм, более 90% которых были крупные международные компании. С 1997 г. стало заметно преобладание телекоммуникационных участников — 60% от 150 компаний из 30 стран. В 1997 общее количество участников по сравнению со стартовым выросло в пять раз.
Популярность KITEL достигла пика в 2004 г. Тогда в ней участвовали уже 400 компаний из 50 стран мира, на выставке побывало 35 тыс. специализированных посетителей. KITEL полностью заняла 4 павильона выставочного центра «Атакент» и главный зал гостиницы The Regent Almaty.
В прошлом году выставка заинтересовала только 250 компаний из 20 стран мира (казахстанские участники — 58%, международные- 42%), количество посетителей-специалистов упало до 9230 человек. KITEL-2008 не смог заполнить и 2 павильонов ВЦ «Атакент», разделив их с экспозицией бытовой техники.
«Мы участвуем в KITEL впервые, два года назад мы завезли в Казахстан свою продукцию, и в прошлом году впервые приняли участие. Участие в KITEL помогает продвигать продукт к конечному покупателю. Я прилетала сюда 2 года назад, выставка была в три раза больше, с каждым годом участников все меньше и меньше. Мне кажется, это связано с финансовым кризисом, его отражением на рынке», — считает Елена Грахова, менеджер компании Brightpoint.
По результатам опроса CNews.KZ, многие участники склонны считать, что наблюдаемый стойкий спад свидетельствует о слабости не выставки, а об общем спаде деловой активности в Казахстане. Между тем, в 1999 году, несмотря на кризис, KITEL занимал 4 павильона. Более того, осенью 1999 года в Астане впервые прошло «продолжение» выставки — международная выставка Astana KITEL.
«Казахстанский «айтишмент» — лопнувший пузырь? Бред. После двух лет участия в очень недешевых
В развитии KITEL можно проследить несколько основных тенденций. В первые годы выставка привлекала больше международных и меньше местных компаний. Постепенно мероприятие менялось от
«Некогда заявить о себе на KITEL было немаловажным, выставка зарекомендовала себя, но в последние годы становилась все хуже. В наших глазах она исчерпала себя. Выставка не заполняется — ее неэффективность уже очевидна. Мы отказались не только от участия, но и от спецпредложений», — комментирует «неучастие» компании «Арна» (оператор Ducat) Александра Шиклеева,
Крупные компании, наблюдая эту ситуацию, задумываются о пользе от трат на участие в некогда престижном
«Для нас эта выставка характеризуется не то чтобы плохой посещаемостью — но ожидалось лучше. Уменьшается наплыв посетителей
Как прокомментировал Андрей Нижников, менеджер крупного интегратора «Логиком», компания больше не видит возможности найти на KITEL новых клиентов или поставщиков. Если говорить даже не о KITEL, а в целом о выставочной деятельности компании Iteca, то здесь лидирующие позиции постепенно сходят на «нет», говорит он. Финансовой и партнерской перспективы участия там нет, и особенно это касается 2008 г. Для крупных компаний смысла в подобных мероприятиях становится все меньше: перспективный корпоративный сектор освоен, а массовый потребитель в интересных для них количествах там не появится. Тем более, что выставку, теряющую популярность, посетить даже при всем желании, сможет далеко не каждый.
«В этом году участвует много производителей телекоммуникационного оборудования, банковского оборудования, компьютерной техники, системных интеграторов и телерадиовещательных компаний. Посетители — исключительно профессионалы, в этом году зевак на выставке нет, отбор посетителей ужесточен. По оценкам участников, выставка прошла неплохо», — считает Ксения Климова, менеджер проекта, директор департамента телекоммуникаций и
Это стоит считать началом конца KITEL, и упадочные тенденции были видны еще
Комментарии