Будущее — за электронными университетами
В Северо-Казахстанском государственном университете имени М. Козыбаева создается электронный университет.
Происходящие в мире процессы информатизации существенно влияют не только на качество жизни людей, но и на их интеллектуальный потенциал. Информационные компьютерные технологии ныне используются во всех сферах деятельности общества, но особая роль отводится им в образовании, поскольку они обеспечивают возможность организации новых, перспективных форм управления и обучения. Правомерно, что государство придает этой проблеме большое значение, включив ее в перечень важнейших направлений Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2010 года. В рамках реализации этой стратегической задачи в Северо-Казахстанском государственном университете имени М. Козыбаева создается электронный университет. Что представляет собой этот процесс?
Прежде всего надо сказать, что в вузе имеется мощная платформа для разработки, внедрения и использования новых информационных и коммуникационных технологий, в том числе интегрированная автоматизированная система управления
Выполнен значительный объем работ по созданию комплекса «Электронный ректорат». Он позволяет эффективно и оперативно управлять учебным процессом на уровне ректората, деканатов, кафедр, служб и отделов. Обеспечивается учет контингента студентов, отслеживается успеваемость, значительно облегчается составление необходимых отчетных документов — словом, эта система выводит управление вузом на принципиально новый уровень.
Чтобы сделать доступ к ресурсам, хранящимся в базах данных интегрированной информационной системы, простым и удобным, создан образовательный портал университета. Он служит базой для специализированных средств информационного обеспечения сессии, электронной библиотеки. С помощью этой системы составляется расписание занятий и тестирования, определяется занятость аудиторного фонда, ведется электронный учет самостоятельной работы студентов, журнал отзывов и предложений. На образовательном портале действует «Виртуальная академия школьников» для учащихся, поступающих в вузы. Здесь также представлены
О дистанционном обучении стоит сказать подробней. В функции центра дистанционного образования (ЦДО) входит не только предоставление образовательных услуг студентам-заочникам, но и виртуальный тестовый тренинг учащихся для поступления в вузы. ЦДО подкреплен специальным программным продуктом, обеспечивающим полноценное удаленное общение преподавателя со студентом (таким, как «Прометей»).
Большим подспорьем для преподавателей университета в процессе разработки электронных учебников служит программа «Дизайнер курсов», которая дает возможность создавать структурированные мультимедийные интернет-курсы.
Известно, что одним из важных факторов, влияющих на уровень подготовки современного специалиста, является обеспечение лабораторных занятий современными методиками и оборудованием. Особенно это касается подготовки специалистов по техническим и технологическим направлениям, на которые постоянно обращает внимание президент.
Анализ современных мировых тенденций показывает необходимость построения реально-виртуальных лабораторий (РВЛ). Главное достоинство таких комплексов — использование реально действующих блоков, установок или их работающих физических моделей (двигатели, станки, генераторы, контакторы, усилители и так далее) в сочетании с высокоинтеллектуальной программой моделирования параметров с детальным графическим отображением процессов, происходящих в системе. Кроме того, такие лаборатории дают возможность пробовать неограниченное число вариантов в построении лабораторных работ и оперативно реагировать на появление новых технических решений в изучаемой области. Применение таких комплексов в учебном процессе по сравнению с использованием реального промышленного оборудования обеспечивает экономию средств, электроэнергии, учебных площадей, расходных материалов при высокой эффективности познавательного процесса. Например, лаборатория кафедры «Радиотехника» располагает портативным многотерминальным комплексом, предназначенным для обучения студентов различных специальностей, изучающих дисциплины автоматизации. Он может использоваться также для обучения слушателей отраслевых учебных центров повышения квалификации инженерно-технических работников. Особенностью комплекса является его компактность: он размещается в двух портфелях и может применяться для проведения выездных занятий. Применение РВЛ не только изменило технологические процессы обучения, но и создало иную культуру образования. И оказало существенное воздействие на качество подготовки специалиста.
СКГУ — один из немногих вузов Казахстана, где ведутся работы по созданию мощных научных и научно-образовательных центров по технологиям РВЛ. Например, с 2004 года на базе построенной обсерватории с целью активизации научных астрофизических исследований и просветительской работы среди школьников и жителей региона действует астрофизический центр. Он оснащен
Все факультеты используют многофункциональные компьютерные видеокомплексы для ведения лекционных и практических занятий в активной форме с демонстрацией реальных процессов и оборудования. Созданы специальные поточные аудитории, оснащенные мультимедийными системами, включающими в себя электронную доску, персональный компьютер, видеопроектор, видеомагнитофон и телевизор. Уже сегодня на защите выпускных работ студенты вместо традиционных выносных листов используют мультимедийные технологии, так называемые «Power Point» презентации. А система видеоконференций позволяет читать лекции одновременно для трех поточных аудиторий общей вместимостью более 550 человек. Для изучения казахского и иностранных языков используются мультимедийные лингафонные классы последнего поколения.
Комментарии