Расставляя сети. В Казахстане принята концепция формирования и развития Казнета на 2008–2012 годы
О влиянии Концепции развития Казнета на интернет-рынок Казахстана.
В конце апреля в Казахстане много говорили о развитии отечественного сегмента сети интернет. Официальные СМИ опубликовали концепцию формирования и развития Казнета на
17 апреля 2008 года постановлением правительства Республики Казахстан утверждена концепция формирования и развития единого информационного пространства казахстанского сегмента сети интернет (Казнет) на
В соответствии с документом, переход Казахстана от общества «индустриального» к обществу «информационному» должен быть связан с преодолением информационного неравенства.
Развитие сети интернет, по замыслу высокопоставленных чиновников Агентства РК по информатизации и связи, является общегосударственной задачей и требует скоординированных действий многих официальных ведомств и участников рынка.
Теперь немного статистики: по данным маркетингового агентства ICT Marketing, в 2007 году в РК зафиксировано 1 млн. 600 тыс. пользователей сети интернет, что составляет около 11% жителей страны. Примерно половина из них, уже по данным АИС, постоянно выходят в интернет. Причем большая часть пользователей — 560 тысяч — отдает предпочтение коммутируемому доступу к сети (Zone Internet). Оставшиеся 290 тысяч выбирают широкополосный доступ. С официальной статистикой спорят частные провайдеры. По их данным, казахстанцы уже ощутили преимущества более широкополосного доступа, поэтому в городах растет популярность именно такого типа интернет-связи.
«За минувший год потребность населения в доступе в сеть интернет возросла в разы, — говорит руководитель одной из частных компаний Геннадий Макаров. — Особенно это относится к широкополосному доступу. Если раньше из 10 человек 7 отдавали предпочтение Zone Internet, то сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот».
Эту тенденцию подтвердили и в Костанайском филиале АО «Казахтелеком». «Мы ежемесячно генерируем трафик пользования и коммутируемого, и широкополосного доступа, — говорит начальник центра продаж Костанайской областной дирекции коммуникаций Гульсум Айдаркулова, — и видим стабильный рост спроса населения на услуги широкополосного доступа. Объяснение этому найти нетрудно — он более выгоден для тех, кто по долгу службы много времени проводит в Сети. Впрочем, как заявляют частные провайдеры, «Казахтелеком» постепенно теряет статус монополиста. Сегодня только в Костанае услуги по предоставлению широкополосного доступа в интернет предоставляют около 15 частных компаний. И спрос на такого рода услуги постоянно растет».
«Во многом это можно объяснить ощутимым различием ценовой политики монополиста и частников, — говорит костанайский предприниматель Евгений Инжеев. — Подключение широкополосного доступа к интернету в Костанайском офисе Megaline будет стоить порядка 7000 тенге. Правда, в последнее время они стали проводить акции, в период действия которых стоимость услуги значительно падает. Ценовая политика частных провайдеров иная: плата за подключение постоянна и колеблется от 1000 до 2000 тенге в зависимости от типа модема».
Впрочем, как заявляют в АИС, основное расширение круга интернет-пользователей происходит за счет «Казахтелекома». Чиновники уже посчитали: снижение монополистом на 20% тарифов на услугу широкополосного доступа увеличивает количество пользователей вдвое. Такими темпами, заявляют в АИС, можно в течение короткого срока увеличить число пользователей до 20%.
Параллельно министерство рассматривает вопрос развития отечественного сегмента сети — Казнета. По данным АИС, сегодня 80% интернет-трафика казахстанские пользователи тратят за пределами республики и только 20% — на отечественных сайтах. При этом только 50 отечественных порталов могут похвастать ежедневной посещаемостью хотя бы в 1000 пользователей.
«Сегодня казахстанский сегмент интернета заметно отстает от тех же российских сайтов по двум основным направлениям, — говорит частный провайдер Евгений Инжеев. — Сегодня в стране достаточно ограничен круг профессионалов, способных создать современный функциональный сайт. Поэтому в большинстве своем отечественные интернет-порталы особого интереса пользователей не вызывают.
Решить эти проблемы чиновники АИС намерены уже к 2011 году. Как говорится в официальном пресс-релизе агентства, к этому сроку уровень востребованности казахстанских интернет-продуктов будет доведен до 40%. Правда, в случае, если провайдеры увеличат минимальную скорость широкополосного доступа в интернет до 256 килобайт в секунду.
Комментарии