Локальное e-правительство
О завершении первого этапа внедрения электронного правительства в Казахстане.
Из первых уст
19 апреля завершился первый этап внедрения электронного правительства в нашей стране. С момента запуска этого проекта произошли и будут происходить постоянные изменения, потому как проект относится к разряду архисложных систем, ранее неизученных казахстанскими специалистами и госструктурами. А потому, все течет и меняется не по дням, а по часам. В прошлом году Агентство по информатизации и связи РК (АИС) скорректировало свои установки по реализации электронного правительства и продолжает их корректировать постоянно. Отсюда мы в первую очередь видим свою задачу отслеживания конкретных фактов, а также информирование бизнес-структур и население в формате текущих событий. Данная публикация написана по горячим следам свежей информации.
Агентством информатизации и связи сегодня изучен опыт Кореи, Сингапура, Италии, Германии и Эстонии, причем не из книжной теории, а методом прямых живых контактов с представителями этих стран. По ходу внедрения нашего проекта начинает вырисовываться некая статистика, где уже можно сравнивать с другими аналогичными проектами мирового масштаба. Итак, на первом этапе внедрения в прошлом году наша страна шла по пути Ганы, Китая, Тайланда. Отличительная черта этого этапа заключается в том, что на веб-сайтах государственных органов предлагалась статичная информация. Второй этап в 2006–2007 годах открывает возможность получения информации иного рода: справок, подачи электронных форм, электронное лицензирование, государственные закупки, заполнение деклараций. По нему идут такие страны, как Япония, Италия, Германия, Эстония, наше государство также вступает на этот путь. Третий этап осуществляется в 2008–2010 годах в странах Кореи, США, Сингапура, Канады и, соответственно, Казахстана, где открывается уже возможность осуществления транзакций: налоги, сборы, платежи. По сведениям АИС, четвертого этапа пока не достигла ни одна страна, где услуги электронного формата начинают преобладать над бумажными.
Главное препятствие плавного течения электронного проекта в нашем случае заключается в несовершенном законодательстве, по вопросу которого намечаются некоторые положительные сдвиги. На сегодняшний день в парламент вынесен закон «Об информатизации», который будет усовершенствован. В законе полностью прописаны методы осуществления электронных сервисов, чего до сих пор не существовало ни в одном законопроекте. Другой закон, который не менее важен для эффективного функционирования данной системы — это закон «О национальных реестрах идентификационных номеров», то есть, каким образом пользователь будет определяться в данной системе. Параллельно здесь встает проблема новых паспортов. Например, в Малайзии существуют паспорта с вшитым чипом, где 64 Кбайта позволяют скачать информацию в одну карту. Оба закона планируется утвердить до декабря этого года. Более того, пилотный проект закона «О национальных реестрах идентификационных номеров» под организацией Министерства юстиции будет внедряться в действие уже в этом году.
Корпоративная государственная сеть
Локальный проект е-правительства состоит из двух взаимосвязанных, и в тоже время, конкретных самостоятельных проектов. Это, прежде всего, построение внутренней правительственной информационной инфраструктуры, представляющей собой аналог корпоративной государственной сети. Единая транспортная среда государственных органов состоит, в первую очередь, из государственных системообразующих баз данных, правительственного шлюза, портала и удостоверяющего центра, необходимого для информационных систем ведомств и местных органов власти. На сегодняшний день в этом контексте началась реализация межведомственного электронного документооборота. Пять министерств уже переведены в этот режим, до конца года планируется перевести в Астане остальные министерства. Запуск системы во всех центральных аппаратах госорганов будет осуществлен до конца этого года. К слову сказать, решение электронного документооборота сделано полностью на аппаратно-программном обеспечении компании IBM.
Также к основным проектам, которые уже есть на сегодняшний день, относятся ГБД ФЛ — государственная база данных «Физические лица» и ГБД ЮЛ — государственная база данных «Юридические лица». Первая подходит к завершению: проведены все инсталляции на уровне загсов, во второй остались лишь некоторые доработки. Обе системы будут запущены в промышленную эксплуатацию окончательно к 1 января 2007 года. Ввод в действие документов физических лиц с идентификационными номерами в техническом плане в реальности представляет целую громоздкую иерархическую структуру. В базе данных «Физические лица» система документирования населения СДН ИПЦ формирует идентификационный номер (ИН), ведет учет лиц и документов с ИН. «Сердцем» системы является центральный сервер ГБД ФЛ — интеграционная часть, которая осуществляет накопление данных из СДН ИПЦ и дополнительные статусы о гражданине. Центральный сервер и СДН ИПЦ в комплексе образуют ГБД ФЛ. В СДН ИПЦ информация поступает с серверов ЗАГС, Налогового комитета Министерства финансов и отделов документирования (паспортный стол). Соответственно, в сервер налогового комитета гигабайты информации стекаются с налоговых комитетов, миграционной полиции МВД и консульских служб МИД. В конечном счете, интеграция услуг на основе идентификационных номеров представляет собой портал в Интернет для физических лиц, ГБД ФЛ и удостоверяющий центр. Также с центрального сервера информация поступает в госорганы: налоговый комитет Министерства финансов, Агентство РК по статистике и МТСЗН.
Государственная база данных «Юридические лица» представляет чуть менее сложную технологическую иерархическую систему. Информация с отделения статистики, налоговых комитетов и управления юстиции попадает соответственно на сервера Агентства РК по статистике, налогового комитета Министерства финансов и комитета регистрационной службы Министерства юстиции РК. Далее информация с трех серверов стекается в центральный сервер ГБД ЮЛ, который тесно взаимодействует с сервером ГБД ФЛ, удостоверяющим центром и порталом. Кроме того, информацию с ГБД ЮЛ получают и госорганы. Надо отметить, что как база «Физических лиц», так и база «Юридических лиц» содержит в себе много проблемных взаимодействий и окончательное завершение ввода в эксплуатацию всей системы планируется до 2008 года.
Кроме этого, очень большой проект представляет собой «Адресный регистр». На данный момент первый пилотный проект запускается в Акмолинской области. Это будет полностью база данных «Адресного регистра» и «Регистра недвижимости», где основную работу предстоит сделать по центрам недвижимости. «Считаю, что это довольно коррумпированные организации», — сказал заместитель председателя АИС Куанышбек Есекеев на семинаре IBM в Астане 7 июня. Поэтому было принято решение о введении такой системы именно в электронном виде с целью уменьшения нестыковки между чиновниками и предпринимателями. По планам АИС, 1 октября в Астане будет запущена в опытную эксплуатацию единая транспортная среда в рамках электронного правительства, посредством которой будут соединены все государственные органы. В защищенной сети будут задействованы четыре АТС на правом берегу Астаны и одна АТС — на левом. По завершению запуска проекта планируется проведение большой официальной презентации. Уже сегодня через эту среду ведется работа государственных баз данных.
В рамках е-правительства перед всеми министерствами стоит еще одна глобальная проблема, это не что иное, как создание «Национального удостоверяющего центра». Казалось бы, есть уже удостоверяющий центр для госорганов, и документооборот работает, есть и цифровая подпись, и министры могут ей уже манипулировать в своих целях. Вся проблематика состоит в том, что сейчас АИС определяется с иерархией этого центра, отрабатывая данный момент. «Честно говоря, первый опыт у нас есть, но он довольно слаб, и в этом году мы надеемся, что будут довольно приличные результаты», — говорит Куанышбек Есекеев. На сегодняшний же день динамика такова, что не позволяет говорить о каком-либо полноценном внедрении этого центра. И все же его ввод в опытную эксплуатацию намечен на декабрь этого года.
В свете вышеизложенного уже начались работы по реинженирингу государственных органов, для чего была подключена индийская консалтинговая компания, потому как в нашем случае по изменению административных функций требуются определенные рекомендации международных компаний. Реинжиниринг требуется практически во всех сферах, таких как налоговые и таможенные обязательства, предпринимательство и бизнес, социальная защита и занятость населения, образование, наука и здравоохранении, законность и правопорядок, экономика и торговля, оборона, национальная безопасность и управление в чрезвычайных ситуациях, охрана окружающей среды, культура, спорт, туризм и информационное пространство, дипломатия и международные связи. Срок проведения этих работ АИС установил до декабря этого года.
Портал www.e.gov.kz
Второй проект локального электронного правительства — это создание внешней информационной инфраструктуры, которая служит для взаимодействия с гражданами и организациями. Правительственная сетевая инфраструктура нацелена на решение социальных, политических и экономических задач государства, обеспечивая, прежде всего, реализацию программы доступа к открытой информации. В этой связи 12 апреля этого года в сети интернет состоялось открытие портала электронного правительства по адресу http://www.e.gov.kz. Первый этап создания портала е-правительства нацелен на консолидацию всей информации. Граждане, представители бизнеса и нерезиденты страны посредством сайта могут получать уже некоторые информационные услуги. По словам Куанышбека Есекеева, на сайте в данный момент также можно зарегистрировать почту и вопросы трудоустройства. Возможно, в перспективе будет сделан ре-дизайн сайта, потому что портал постоянно находится в динамичном развитии. Сейчас идет работа с министерствами и ведомствами по наполнению контента сайта, в частности, по наибольшему представлению государственных услуг для граждан и бизнеса.
На втором этапе создания портала планируется развитие «правительственного шлюза», открытие которого намечается через портал в акиматах Астаны, Алматы и Восточно-Казахстанской области, где уже присутствуют некоторые интерактивные услуги.
Пилотные запуски планируются в декабре в упомянутых акиматах (е-акимат), в Министерствах юстиции, финансов (е-налоги) и АУЗР (ЦОН), а также непосредственно в АИС (е-лицензирование). Сейчас идет работа по выбору системной шины, которая будет отрабатывать все государственные базы данных, которые, в свою очередь, будут выводиться через портал на электронные интерактивные услуги.
Пилотный запуск третьего основного этапа электронного портала планируется в декабре 2007 года. К этому моменту должен будет работать платежный шлюз, а удостоверение личности и платежная карта будут находиться на одном коде в одной карточке. Это решение еще неокончательное и сейчас ведется работа по техническому выполнению данного проекта, а именно, будут ли все-таки находиться на одной карте удостоверение личности и платежная карта.
Быть или не быть в 50 странах-лидерах?
Планы у нашего государства весьма и весьма амбициозные. На конференциях и «круглых столах» при каждом удобном случае красной нитью звучит главный единственный лейтмотив: наша страна к 2010 году должна войти в список рейтинга 50 конкурентоспособных стран мира по электронному правительству. «В 2010 году мы войдем в 50 конкурентоспособных стран по электронному правительству», — заявляет Куанышбек Есекеев. К своему тезису он прилагает оговорку, что такой факт может произойти в том случае, если АИС правильно организует все мероприятия по реализации данного проекта в жизнь, причем мероприятия глобального характера. Времени на это осталось не так уж и много — всего 4,5 года. На сегодняшний день наша страна, по сведениям АИС, находится на 62 месте по мере готовности в сфере информационных систем.
Чтобы достичь планки «50», придется «попотеть» всем — и АИС, и «Национальным информационным технологиям» («НИТ»), и компании по управлению парком информационных технологий «Alatau IT City», и, наконец, журналистам, широко освещая при этом и популяризируя в народных массах само электронное правительство. Всеобщий успех будет зависеть от многих факторов, где во главу угла стоит готовность номер один как со стороны государства, так и со стороны населения: граждан и бизнеса. Для достижения этого главного критерия необходимо проведение активных эффективных мероприятий для обеих сторон параллельно и без перекосов в одну из них. Сегодня АИС разработал конкретные политические мероприятия, которые позволят ближе подвести население к активному пользованию электронными государственными сервисами. Механизмы для достижения такого результата наше государство позаимствовало из опыта Южно-Азиатских стран.
Первый, он же главный, заключается в беспрепятственном доступе населения к сети интернет. По мнению экспертов, необходимо довести уровень пользования услугами интернет до 18 % (это приблизительно 2,8 млн. человек). При достижении этой цифры дальнейшие процессы будут развиваться более быстрыми темпами, утверждают они. В настоящее время уровень в республике составляет порядка 4 % (400 тысяч пользователей). Для того, чтобы услуги е-правительства были востребованы, необходимо достичь уровня 3–4 млн. активных пользователей интернет, считают в АИС. К рубежу 2,8 млн. человек страна должна подойти ровно через три года, такой срок определен государством.
Конкретно для достижения этих результатов агентство запланировало дальнейшее понижение тарифов на доступ к сети интернет за счет использования потенциала «Казахтелекома», а также создания сети пунктов общественного доступа населения. Это и есть первый реальный механизм воздействия. АИС планирует «уронить планку» понижения тарифов до 50%, где 25% из них уже выполнено. «Это уже однозначно и есть постановление», — говорит заместитель председателя АИС. В 2007–2008 годах планка должна опуститься еще на 20–30%. «К 2007 году цены на интернет будут конкурентны так же, как и в европейских странах», — утверждает заместитель председателя. Решение одной задачи, как всегда оголяет некие других проблемы. В этом случае рано или поздно встанет вопрос по вторичным операторам, которые будут вынуждены покинуть рынок в связи со своей неконкурентоспособностью. Сейчас по данному вопросу в IT-кругах ведется спор, который уже перерастает в риторический. Кстати, планируются переговоры АИС по вопросу зеркалирования сайтов российского интернета в целях развития Казнета.
Второе место в контексте механизмов отводится производству и предоставлению компьютеров широким слоям населения. Здесь надежды по ликвидации цифрового неравенства возлагаются на национальный технопарк «Alatau IT City». Теоретически считается, что если в парке будет обеспечено хотя бы частично производство компьютеров и периферийной техники, то этот факт благоприятно отразится и на населении. Это означает, что народ в массовом порядке начнет закупать технику по цене 200–250$. Этим несвершившимся фактом и аналитики, и госструктуры оперируют пока осторожно, так как на сегодняшний день ни одна крупная иностранная и локальная компании не изъявили желания полноценно заняться данным производством в технопарке. Исключение разве что может составить, и то с натяжкой, локальная компания Glotur, официально заявившая о международном производственном проекте на территории технопарка, в реализации которого участвуют «Национальный инновационный фонд», компания «DS Multimedia LTD PTE» из Сингапура и Glotur. Это будет полноценный производственный комплекс по созданию жидкокристаллических мониторов и телевизоров. Эффективное использование этого и других потенциалов технопарка покажет только время.
Третье место АИС отводит вопросу повышения уровня IT-грамотности и популяризации инициатив электронного правительства. Для этого к 2007 году планируется довести грамотность пользователей с обычными навыками до 22,5%. До сих пор образовательным программам мало придавалось значение, и этот факт признает АИС. Статистика же говорит, что, имея в наличии сегодня 900 тысяч школьников и 300 тысяч студентов, через 2– 3 года можно будет получить армию пользователей персональных компьютеров порядка около 1 млн. человек. Приняв это во внимание, сегодня агентство планирует вливание государственных инвестиций в данный сектор. А именно, в ближайшем будущем создается центр обучения на базе «НИТ».
И, наконец, четвертое место отводится развитию проектного интегратора в лице того же «НИТ», где будет работать комиссия по развитию электронного правительства. В ее функции входит утверждение бюджетов в проектах е-правительства, планирование IT- проектов, IT-консультации, управление IT-проектами. Должностное лицо, ответственное за проекты в рамках ведомства, будет называться CIO — Chief information officer. Кстати, в марте этого года в Астане при «НИТ» был создан «Центр компетенции электронного правительства».
Индикаторы рейтинга Казахстана
Напомним, что создание электронного правительства в нашей стране — это масштабный и долгосрочный проект, реализация которого по госпрограмме была рассчитана в три этапа с 2005 по 2007 год. На текущий момент сроки реализации проекта сдвинулись на конец 2010 года, где в общей сложности на проект отводится 6 лет. Итак, чтобы после окончания проекта в 2011 году наша страна оказалась в списке рейтинга 50 конкурентоспособных стран мира по электронному правительству, мы должны освоить, по мнению АИС, приблизительно следующие этапы роста развития. Статистика агентства гласит, что пройденный первый информационный этап нашего е-правительства имеет следующие показатели. Из общего количества сайтов госорганов в интернете 94% уже имеют свои сайты. На этих сайтах сегодня предоставляется 65% информационных и 35% интерактивных услуг. Хотя, напомним, что по окончанию первого этапа в госпрограмме по электронному правительству было прописано сдать 15% электронных услуг от их общего количества — 85 услуг. Уровень грамотного экономически активного IT-населения сегодня составляет примерно 16%, а пользователей интернет в республике — порядка около 4 % (четыреста тысяч).
Второй этап — интерактивный, проведение которого рассчитано на 2006–2007 года. На этом этапе 100 % госорганов должны иметь свои сайты. На сайтах будут предоставляться 50% информационных и 50% интерактивных услуг. Пользователей интернет запланировано довести до 8–10 %, а грамотного экономически активного IT-населения — до уровня 22,5%. На третьем транзакционном этапе (2008–2010 года) планируется приблизительно 18 % пользователей интернет, 35% грамотного экономически активного IT-населения. На сайтах будет предоставляться 30% информационных, и 70% интерактивных и транзакционных услуг.
«В 2010 году мы войдем в 50 конкурентоспособных стран по электронному правительству», — заявляет Куанышбек Есекеев. К своему тезису он прилагает оговорку, что такой факт может произойти в том случае, если АИС правильно организует все мероприятия по реализации данного проекта в жизнь, причем мероприятия глобального характера.
Комментарии