Убыточное звено?
Анализ ситуации, сложившейся после отключения АО «Казахтелеком» телефонных линий, отданных в аренду АО «Арна» с торговой маркой Ducat.
У меня зазвонил телефон: «Кто говорит?». Автоматически на ум приходит один ответ. Тот, что прописан в книжке для детей. Но в жизни взрослых вместо ответа «слон» можно услышать совсем иную фразу: «Уважаемый абонент! Доводим до вашего сведения, что в связи с неуплатой за услуги связи мы вынуждены вас отключить».
С 14 марта этого года отключению подверглись телефонные линии, отданные компанией «Казахтелеком» в аренду АО «Арна» с торговой маркой Ducat.
Компания, работающая на телекоммуникационном рынке нашей страны с 1993 года и предоставляющая «полный спектр телекоммуникационных услуг», громогласно заявила о беспокойстве, связанном с «агрессивными шагами монополиста».
«Незаконные меры в виде отключения телефонных линий были предприняты монополистом якобы за несвоевременную оплату стоимости данных услуг», — заявил Ержан Буденов, первый заместитель генерального директора АО «Арна». Он подчеркнул, что интересы потребителей при этом отбрасываются монополистом на задний план.
Вместе с тем, согласно цифрам из пресс-релиза компании «действия монополиста по созданию неравных условий на рынке уже нанесли ущерб АО «Арна» на сумму не менее 15 миллионов тенге по состоянию на 1 марта 2008 года».
В частности, по словам Ержана Буденова, эта сумма образовалась в результате повышения тарифа на предоставление в аренду телефонных линий с 1 июня прошлого года. Тогда стоимость аренды для операторов связи увеличилась в
Это произошло в результате того, что сами тарифы на услуги телефонной связи увеличились выборочно. Если для непосредственных потребителей услуг телефонной связи абонентская плата так и осталась в размере 950 тенге, то для операторов связи за пользование теми же услугами АО «Казахтелеком» установил тариф в размере от 10738 до 19678 тенге. Невзирая на то, что, как заявляют представители АО «Арна», законодательство Казахстана не разделяет потребителей на операторов и простых абонентов.
«На фоне того, что «Казахтелеком» громогласно заявляет о снижении своих тарифов, идет неосвещаемое поднятие тарифов по тем же статьям для операторов связи», — говорит Гульмира Рахимжанова, генеральный директор АО «Арна». Между тем, фактически выходит, что каждый клиент АО «Арна» по услугам телефонной связи приносит ущерб компании в сумме свыше 100 американских долларов.
«Казахтелеком», в чей огород на протяжении всей пресс-конференции, организованной АО «Арна» в конце марта в Алматы, бросались довольно увесистые «булыжники» в виде заявлений о предпочтении «тактики давления и угроз», сумел довольно оперативно отреагировать на выступление своих конкурентов.
«АО «Казахтелеком» временно приостановило оказание услуг АО «Арна» в связи с существующей многолетней дебиторской задолженностью оператора перед АО «Казахтелеком» в сумме 637993277 тенге», — по данным агентства «Казахстан Сегодня» заявила пресс-служба «Казахтелекома». Согласно их заявлениям, эта сумма начала накапливаться с 2003 года.
Между тем, АО «Арна» настроена на борьбу с монополистом, ссылаясь на положения Послания президента Казахстана своему народу, особенно педалируя на том, что тормозятся «процессы демонополизации и развития свободной конкуренции в отрасли телекоммуникации».
«Очевидно, что сегодняшнюю ситуацию невозможно исправить без вмешательства органов государственной власти. Настала пора перейти от слов к делу и заняться либерализацией рынка телекоммуникаций», — заявляет Гульмира Рахимжанова. Единственная надежда, на то, что либерализация начнется, связана с гипотетическим усилением роли Агентства информатизации и связи, которое, по идее, должно уметь не только констатировать повышение или понижение тарифов, но и регулировать все процессы и функционал.
«В Казахстане началось широкомасштабное наступление на независимых операторов телекоммуникационного рынка страны, «истинной целью» которого является выдавливание с телекоммуникационного рынка Казахстана независимых операторов связи», — таковы громкие заявления представителей «Арны», переживающих за то, что рынок телефонии и сферы интернета все более напоминают один громадный торт, лишь небольшой кусочек которого может принадлежать не «Казахтелекому».
«В такой ситуации многие провайдеры также не смогут выдержать натиска и конкурентной борьбы с гигантом «Казахтелекомом», который на сегодняшний день занимает свыше 80% рынка интернет-пространства в Казахстане, — считает Ержан Буденов. — Потому на ближайшее время «Казахтелеком» будет единственным телекоммуникационным оператором в Казахстане».
Наряду с этим сам «Казахтелеком» считает АО «Арна» одним из 10 крупных интернет-провайдеров, имеющих свои независимые интернет-каналы. «В настоящее время предоставление интернет-услуг является высококонкурентным сегментом рынка телекоммуникаций РК», — отмечают в пресс-службе компании, ссылаясь при этом на то, что уполномоченным госорганом РК выдано свыше 400 лицензий на занятие предпринимательской деятельностью по предоставлению услуг передачи данных и доступа к сети интернет.
Между тем «Арна» намерена идти тем же путем, который огласил сам «Казахтелеком» в начале этого квартала. Понижению тарифов быть.
Так что у тех, кто стоит на последнем этапе получения уже готовой продукции (услуг телефонной или интернет-связи) причин для беспокойства нет. Для того, чтобы привлечь и удержать своих клиентов вторичные операторы («Арна» в качестве примера) готовы брать кредиты в банках, размещать акции на биржах, проводить дополнительный и довольно дорогостоящий маркетинг.
Наверное, потому что вкус и сытность пирога под названием «рынок телекоммуникаций», один раз попробовав — трудно забыть.
Комментарии