Есть ли в Казахстане е-коммерция?
Развитие электронной коммерции в Казахстане.
Казахстан — крупнейшая по размерам страна, из отколовшихся от России республик «великого могучего» Советского Союза, уже 15 лет пребывает в свободном плавании в мире рыночных отношений. Не секрет, что уровень экономического развития азиатских республик СССР всегда отставал от уровня европейских «сестер».
Многие старые проблемы у молодой страны с развивающейся экономикой остались, а некоторые даже усугубились. Но всегда есть возможность посмотреть на ситуацию с другой стороны. Достаточно вспомнить, каким был отечественный бизнес несколько лет назад, каким он стал сейчас, и понять, что положительные тенденции и перспективы роста в идущем на полкорпуса позади Казахстане есть. Попробуем понять, что же сейчас творится на рынке электронной коммерции в этой стране. Есть ли таковая, в принципе? И что же представляет собой на сегодняшний день Казнет?
Немного статистики
Агентство статистики Казахстана рисует вполне оптимистичную картину происходящего в стране. Казахстан — светское государство. Основное богатство страны — полезные ископаемые, по запасам которых государство занимает шестое место в мире. Развито сельское хозяйство, функционирует сеть
За
Активное формирование «среднего класса» в крупных городах (таких, как Астана и Алматы), развитие малого и среднего бизнеса и современные телекоммуникации — отличные предпосылки для успешного развития казахстанской электронной торговли.
Торговля в Казнете
На сегодняшний день телекоммуникационный рынок Казахстана является одним из наиболее динамично развивающихся. По данным исследований, проведенных компанией «КОМКОН-2 Евразия», до 10% городского населения страны уже пользуются интернет-услугами. И эта цифра год от года растает.
Однако перспективы — перспективами, но небогатое (в прямом смысле слова) прошлое электронной коммерции в Казнете трудно назвать безоблачным. Торговые площадки появлялись и умирали. «Старые игроки» переживали и переживают свои взлеты и падения, а некоторые и вовсе прекратили свою деятельность.
В Казахстанском сегменте Сети работают более двух десятков магазинов самого разного профиля. Функционируют площадки по продаже карточек связи, мультимедийной продукции, книг, софта, продовольствия. Есть даже
Многие магазины ориентируются на «столичный» рынок — на Алматы и Астану. Однако такой подход, не всегда себя оправдывает. Игорь Гуторов, директор интернет-магазина InStore.kz, вспоминает, что изначально ресурс ориентировался исключительно на Алматы. Уже в ходе работы выяснилось, что значительно более выгодные заказы поступают из регионов. Причина — высокий уровень цен на различную технику (а именно ей торгует InStore.kz) в небольших городах. Интересно, что представители магазина — в отличие от их российских коллег — не сталкиваются с особыми трудностей при организации доставки. Доставка по Алмате, естественно, осуществляется собственными курьерами; для региональных же заказов неплохо подходит Казпочта; иногда — доставка железнодорожным транспортом.
Но по каким параметрам определить — есть ли в Казахстане электронная коммерция? Можно сказать, что «классическими» интернет-магазинами считаются книжные. С книг начинал Amazon.com, преимущественно с книгами ассоциируется «Озон». Однако для качественной организации такого бизнеса необходимы очень существенные инвестиции и большое количество заказов. Это связано с огромным ассортиментом, с проблемами доставки, с относительно невысокой стоимостью книг. Для казахстанского рынка это существенные недостатки, но и такие магазины есть — press.kz, store.kz.
Другая интересная область, на которую стоит обратить особое внимание — торговля разнообразной техникой (бытовой, компьютерной, мобильными устройствами). В Рунете работает большое количество успешных магазинов, специализирующихся на таких товарах — причем, многие из них начинали с малого. Именно поэтому этот сегмент является особенно интересным для изучения.
В Казнете есть как узкопрофильные магазины, ориентированные на конкретный сегмент рынка техники, так и универсальные, в которых представлен широкий ассортимент товаров. Например, KUPIDA занимается исключительно продажей мобильных телефонов и сопутствующих товаров, а «Лайнер» сделал ставку на оргтехнику. Уже упомянутый выше InStore.kz по ассортименту вполне можно отнести к супермаркетам.
«Мы сделали ставку на широкий ассортимент товаров, как и в офлайновых супермаркетах, но по более низким ценам, — говорит директор InStore.kz. — Несмотря на то, что магазин открылся не так давно, в день на сайте просматривается от 3 до 5 тыс. страниц, а значит, потребность в таком ресурсе есть. В дальнейшем, мы предполагаем еще больше расширить ассортимент».
Перспективы же дальнейшего развития в InStore.kz видят в оптимизации процесса региональной доставки, совершенствовании системы работы с клиентами, более активном продвижении магазина.
Перспективы
Что до рынка в целом — конечно, оборот электронной торговли Казахстана нельзя сравнивать с российским или, тем более, с западным. Но, напомним, довольно скудная сетевая торговля в России за совсем небольшое время выросла до довольно приличных объемов.
Общественно-политическая и экономическая ситуация в Казахстане остается стабильной и даже улучшается. Существующие магазины, пусть худо-бедно, но работают, рынок только-только формируется. Так что, вполне возможно, что в обозримом будущем магазины соседей даже смогут составить конкуренцию отечественным.
Комментарии