АИС, Microsoft и национальный поисковик — играем во взаимопомощь?
Ситуация вокруг создания в Казахстане национальной поисковой системы.
На сегодняшний день объем рынка онлайн-рекламы оценивается в $40 млрд. Пока внушительная часть этой суммы попадает в карман основателям Google. Билл Гейтс на эти деньги уже не претендует, но за $80 млрд. сетевой рекламы, обещанные к 2011 году, побороться готов. Правда, собственный поисковик Microsoft особой популярностью не пользуется. По данным аналитической компании comScore, по окончанию 2007 года через Google проходило 64,2% общих поисковых запросов, через Yahoo! — 12,8%, а через MyWebSearch — создание Microsoft — всего 2,9%.
Но у Yahoo!, несмотря на второе место, дела идут все хуже и хуже. С июня 2007 года его акции упали в цене на 25%, а глава компании Джерри Янг был вынужден объявить, что в 2008 году поисковик вновь прибегнет к сокращениям, причем планируется сократить более двух тысяч сотрудников. Так Microsoft решил бить по слабому звену и объявил о своем намерении поглотить Yahoo!. С ценой
«Microsoft готов переплатить за Yahoo! 62% только потому, что испытывает большие трудности в расширении своего интернет-бизнеса. Если так пойдет дальше, то Google станет на рынке онлайн-рекламы тем же, чем является Microsoft в сфере программного обеспечения, — комментирует сделку Томас Радингер фондовый менеджер Pioneer. — $44,6 млрд. говорят лишь о том, как отчаянно корпорация Билла Гейтса не хочет терять свои позиции в онлайне».
Но $45 млрд. для Джерри Янга — это не деньги: Yahoo! отклонил предложение софтверного гиганта, пригрозив даже союзом с Google. Эксперты считают, что таким образом поисковик просто пытается набить себе цену, тем более что Microsoft готов платить. Отвечая на вопросы, связанные с отказом Yahoo!, Стив Баллмер заметил, что софтверная корпорация готова поднять стоимость предложения еще на $5 млрд.
По мнению российских специалистов, центрально-азиатским странам во всей этой истории наибольшее внимание следует уделить нежеланию Microsoft терять свой интернет-бизнес. В России редмондская корпорация уже начала внедрение и продвижение своих онлайн-сервисов. Так в начале прошлого года в Москве был презентован специально локализированный для России MSN — мессенджер от Microsoft, конкурирующий со Skype и ICQ. Конечно до пар
Что же касается Казахстана, то у нашего массового потребителя имя Билла Гейтса пока связывается только с системой Windows. Поисковик от Microsoft даже в окне своего браузера замечают немногие, тогда как Google.kz популярен более чем у 80% пользователей интернета в республике. Общаться по сети казахстанцы предпочитают через Mail.agent (70%), ICQ (чуть менее 63%) или Skype (23%), однако, многие российские специалисты считают, что до 2011 года места в этой тройке могут еще не раз перераспределиться.
«Если раньше основная доля конкуренции между Microsoft и Google за интернет-просторы приходилась на Европу и США, то сейчас обе компании расширяют зону своих действий. В 2007 году Microsoft очень активно взялась за продвижение своих онлайн-сервисов в России и на Украине, так что вполне возможно, что в скором времени очередь дойдет и до Казахстана», — предполагает источник Exit, работающий в Mail.ru
В самом «Microsoft Казахстан» пока избегают каких-либо конкретных заявлений, однако Айдар Даулетов, глава представительства в республике, заметил, что онлайн-сервисы являются одним из пяти ведущих направлений развития бизнеса корпорации. Правда, пока мировой софтвер основной акцент в Казахстане делает на корпоративном сегменте. Но если еще год назад на разговоры о Windows Live или MSN в «Microsoft Казахстан» отвечали расплывчатыми «у нас сейчас немного другие задачи» или «рынок еще не совсем готов», то теперь от представителей редмондской корпорации можно добиться вполне реальных сроков.
«Сейчас я не могу ответить, какие продукты из нашего онлайн-бизнеса мы будем локализировать. В этом году мы должны запустить в Казахстане новые серверные продукты и казахские версии Windows Vista и Office 2007, — отвечает Дана Алтыбаева, руководитель отдела маркетинга и PR «Microsoft Казахстан». — Но в ближайшие два года Microsoft начнет локализацию и продвижение в Казахстане своих онлайн-сервисов».
Правда, и здесь Google опередил своего конкурента, крупнейший поисковик в мире уже не первый год работает с казахстанскими сайтами и предоставляет возможность поиска на казахском языке. Стоит отметить, что за немногих казахстанских интернет-пользователей Microsoft придется бороться не только с Google, но и с российскими Yandex, Rambler и Mail.ru. Хотя, эксперты считают, что для создателей Windows — это не такая большая проблема — было бы желание, а средства они найдут, чего не сказать о правительстве, не раз уже повторившем свою идею о создании национального поисковика.
В самом АИС, похоже, тоже не представляют чем и как привлекать интернет-пользователей. Пока на все вопросы Exit в госагентстве отвечают, что поисковик планируют создавать на коммерческой основе наравне с каким-нибудь крупным иностранным инвестором, имеющим опыт работы в этой сфере. Некоторые специалисты уже выдвигали предположения, что этим крупным инвестором мог бы стать Microsoft, которому это позволило бы начать внедрение своих онлайн-сервисов в Казахстане, еще и заручившись поддержкой правительства. По словам Жанары Жукеновой, пресс-секретаря АИС, пока сложно
Что же касается казахстанских специалистов, то они считают, что до правительства крайне сложно докричаться. Оно упорно не слышит, что создание национального поисковика не самое лучшее и умное решение для поднятия Казнета. Александр Ляхов, основатель «Большой энциклопедии Казнета», не раз писал на своем интернет-ресурсе, что Казахстану сейчас не нужны огромные порталы, как Mail.ru, вероятность их окупаемости в республике очень мала. Зато в Казнете до сих пор нет ни одного работающего каталога сайтов. «Хорошо еще, что «Казник» ведет статистику, так мы хотя бы знаем, сколько у нас зарегистрированных доменов, но, сколько из них являются рабочими сайтами, не знает никто, — возмущается
«Казнету нужен хороший контент. Хорошего контента не будет, пока «Казахтелеком» не нормализует свою хостинговую политику. Следовательно, если государство решило помогать Казнету, то начинать нужно с цен, а не с создания поисковиков, — считает Алексей Щеглов, основатель портала Night. kz. — Но если государство преследует
Комментарии