Развитие рынка ЖК-мониторов и ЖК-телевизоров в Казахстане.
Рынок ЖК-мониторов и ЖК-телевидения в Казахстане продолжает наращивать объемы. Очень многие потребители, подбирая замену морально устаревшему телевизору, останавливают свой выбор на LCD. То, что рост рынка продолжится, сомнений не вызывает. А вот в списке лидеров среди производителей могут произойти серьезные изменения.
Современный ассортимент электроники, находящейся на стыке персональных и бытовых систем, не так уж и велик. ЖК-мониторы в этом списке есть.
Вопрос следует рассматривать в двух плоскостях: рынок ЖК-мониторов и рынок ЖК ТВ. Соответственно, динамика роста каждого сегмента существенно разнится между собой. Если ЖК-монитор — это уже стандарт де-факто, то ЖК ТВ в Казахстане, на мой взгляд, готовятся к «прыжку», соответственно, потребители находятся в фазе «наблюдения», рассматривая во многих случаях ЖК ТВ как объект первоочередной покупки на смену морально устаревшему ТВ. В данном случае порог ценового ожидания по многим косвенным данным находится на уровне около 500 долл. за 32-дюймовый ЖК ТВ. Хотя, это тема отдельного разговора.
Объем рынка мониторов в Казахстане составляет около 33 тыс. единиц в месяц, или 400 тыс. единиц в год. При средней цене за монитор около 220 долл. текущий объем рынка составляет около 88 млн. долл. Это не так много, например, в сравнении с почти двухмиллиардным рынком ПК (который является, конечно, кумулятивным), но в отличие от упомянутого рынка ПК растет намного быстрее. Позиционирование крупнейших игроков на этом рынке можно представить так: Samsung, LG, BenQ, Acer, Fujitsu Siemens, Philips. Инга Бородина, брэнд-менеджер компании Alser Computers, которая в свою очередь является представителем BenQ в Казахстане, говорит: «Мы продаем около 4 тыс. ЖК-мониторов BenQ ежемесячно, а темпы прироста впечатляют». Действительно, следует прокомментировать, что динамика, с которой растет BenQ в Казахстане, внушает уважение, ведь компания пришла на локальный рынок в 2005 году. Очень неплохие позиции у Fujitsu Siemens Computers. «Компания, — говорит Екатерина Курасова, глава представительства в Казахстане, — растет быстрее рынка». Учитывая немецкую расчетливость, 8% рынка, которую получила Fujitsu Siemens Computers за довольно короткое время с момента кардинальной смены стратегии, выглядят действительно многообещающими. Позиции лидеров, занимающих первые два места, могут находиться в пределах 32% для Samsung и 23% для LG. При этом положение Samsung выглядит в большей степени как «инерционное». По мнению некоторых аналитиков, компания, существенно свернув маркетинговую поддержку в Казахстане, действительно использует долгосрочный позиционный уровень, созданный ранее. Несмотря на то, что практически все специалисты в один голос говорят о «непоколебимом» положении брэнда, более осторожные смеют сомневаться в этом, с теми комментариями, что Samsung может что-то и потерять по итогам 2007 года. «На фоне почти порядкового роста рынка, — предполагает один из них, — рост Samsung будет скромным в сравнение с другими игроками». Долю BenQ мы бы осторожно оценили в 12%, примерно одинаково (по 8%) у Philips и Acer.
Кроме «большой» шестерки на рынке есть и другие производители: CTX, ViewSonic, Lenovo и т.д. Совокупная доля этих производителей оценивается на уровне 9%.
Считать, что рынок ЖК-мониторов — это прерогатива мировых брэндов, было бы неправильно. Интерес к отрасли огромный: в стране есть завод (сборочное производство) по производству ЖК-мониторов (KK Interconnect), второй должен скоро заработать (речь идет о Glotur DS Multimedia). Последний возводится на территории Парка информационных технологий Alatau IT City. Компания является совместным предприятием АО «Национальный инновационный фонд», казахстанского АО «Glotur Invest» и известной сингапурской фирмы DS Multimedia Pte Ltd. Генеральный директор АО «Glotur DS Multimedia» Ханат Нурекенов говорит: «Мы собираемся выпускать достаточно большой ассортимент продукции. Например, по ЖК у нас будут производиться панели порядка 10 различных диагоналей, всего около двадцати модификаций». Особенность Glotur DS Multimedia в уровне переработки (которая весьма высока) и наличии собственной лаборатории. Лаборатория в свою очередь снизит себестоимость. Весь проект оценивается в 25 млн. долл., по расчетам он окупится к 2010 году. В среднесрочной перспективе ситуация с позиционированием продуктов «made in Kazakhstan» может существенно изменить расклад игроков на рынке. И, конечно, в сторону снижения присутствия мировых брэндов. Это очевидно по двум причинам: здоровый государственный протекционизм и более выгодное ценовое позиционирование.
Основные тенденции
Основные тенденции рынка ЖК-мониторов находятся не только в плоскости перераспределения долей ведущих производителей. Мониторы становятся лучше, мониторы становятся больше, «широкоформатнее». По словам Сергея Кима, директора компании «Технодом Computers», основные тенденции развития спроса находятся в секторах «увеличения диагонали и изменения формата моделей». По некоторым оценкам, спрос на широкоформатные модели гораздо выше, чем существующее предложение. Именно поэтому оценки будут не совсем корректны, но в целом соотношение продаж широкоформатных и стандартных моделей выглядит как 40/60.
Широкоформатные мониторы, по словам Евгения Лоскутова, технического директора компании Pulser, предпочитают домашние пользователи, в офисе некоторые потребители находят широкоформатные мониторы не совсем удобными. «Причина, — говорит он, — в том, что корпоративные пользователи более консервативны». С этим трудно не согласиться, поэтому определенный рынок для стандартных мониторов 4:3, безусловно, останется. Но с приставкой «пока». Ведь нивелирование цен между широкоформатными мониторами и мониторами 4:3 уже произошло, из этого следует, что по функциональным соображениям «универсальности» предпочтение все-таки перейдет в сторону широкоформатной стратегии. На этот факт окажет влияние рост рынка широкоформатных ЖК ТВ и плазменных панелей, а значит, это приведет к устойчивому формированию предпочтений потребителей. Есть и логистическая сторона вопроса, которая играет на пользу ЖК. Компактность мониторов приводит к снижению издержек на транспортировку и хранение мониторов этого типа.
Кроме этих озвученных тенденций, которые находятся на поверхности, есть группа интересных технологий, которые могли бы дать еще больший спектр приложений для ЖК-мониторов. Оснащение некоторых из них ТВ-тюнерами — вполне адекватный ход в этом направлении. В случае массового внедрения подобных устройств в моноблок ЖК-монитора это может привести к мультипликативному эффекту внедрения. Дело в том, что спектр предложения ЖК-мониторов намного больше, чем полноформатных ЖК ТВ, при этом смещение идет в сторону меньших диагоналей. Разумеется, использование монитора, оснащенного ТВ-тюнером существенно экономит и домашний бюджет: стоимость такого монитора, скажем, диагональю 19-дюймов будет находиться в пределах 250–300 долл., что очень даже приемлемо, например, для второго ТВ в малогабаритных жилых комнатах.
Определенное влияние на развитие спроса могут оказать разнообразные автоматические системы самообслуживания (платежные автоматы, цифровые киоски). Но это справедливо только в том случае, если речь пойдет о производстве таких устройств в стране, да и то в симбиозе с такими проектами, как Glotur DS Multimedia, но пока о подобных нам не известно.
Немного завершающих цифр
Итак, в следующем году мы будем свидетелями продолжающегося роста спроса на LCD-мониторы. При этом, если позволит экономическая ситуация в стране, то речь будет идти о практически полном вытеснении жидкокристаллическими мониторами CRT-мониторов (они останутся только в профессиональных приложениях и секторах). Здесь логично предположить некоторое коррекционное снижение долей Samsung и LG и захват этой доли со стороны относительно новых и агрессивных игроков. В целом, на наш взгляд, рынок может существенно превысить психологическую отметку 150 млн. долл. уже в конце 2008 года.
Комментарии