«Самгау» — миссия выполнима
Интервью с руководителем Национального научно-технологического холдинга «Самгау» Азаматом Абдымомуновым о структуре и работе холдинга.
Основываясь на стратегии «Казахстан-2030», страна намерена достичь амбициозной цели — в течение десяти лет войти в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств. В предстоящее десятилетие ключевыми направлениями развития нового технологического порядка станут
— Вопрос первый, который наверняка найдет самый широкий отклик среди нашей читательской аудитории: а зачем, собственно, был создан холдинг «Самгау»?
— Официальная трактовка цели создания АО «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау» звучит так же, как и для всех наших предшественников, — эффективное управление государственной собственностью. Однако здесь кроется нюанс. «Самгау», в сравнении с нашими «братьями»-холдингами, существенно отличается «внутренней начинкой». В состав группы компаний холдинга переданы 12 юридических лиц, среди которых и компании, имеющие многолетнюю деятельность, — «Казпочта», «Казтелерадио», так и организации, только становящиеся на ноги: Kazsatnet, «Фонд науки» и прочие.
Мы считаем, что у «Самгау», как государственного холдинга, помимо цели эффективного управления должны быть и другие. Ведь если для бизнеса эффективность — это прибыль, и только, то для госкомпаний эффективность, помимо прибыли, есть еще и выполнение определенных социальных обязательств. Мы четко осознаем, что долгосрочный успех возможен исключительно в условиях социального благополучия казахстанцев. Именно поэтому наш госхолдинг стремится сочетать бизнес-подходы и методы корпоративного управления в достижении определенных социальных целей: расширение беспрепятственного и качественного доступа к информационным услугам и технологиям для образовательных учреждений, объектов здравоохранения, социального обеспечения, культуры, научных организаций, институтов гражданского общества.
На сегодня мы определили свою миссию — формирование фундамента информационного и высокотехнологичного общества в Казахстане путем предоставления всем гражданам равного доступа к знаниям, информации, информационно-коммуникационным услугам, новым технологиям. Причем доступ должен быть вне зависимости от их социального статуса, возраста или географического месторасположения.
— Вы хотите, имея в активе дюжину компаний, — а некоторые из них убыточны, — осуществить подобные сдвиги в обществе? Это реально? И что для отдельно взятого казахстанца могут значить слова «фундамент информационного и высокотехнологичного общества»?
— За этим кроются такие простые вещи, как беспрепятственный доступ к информации и знаниям: интернет-услуги, базы данных, дистанционное образование, дешевая и качественная связь, цифровое телевидение, электронная коммерция и многое другое. Ведь сколько внутреннего потенциала наших людей не используется просто
Наши компании очень разные и по сферам деятельности, и по потенциалу. Но все базируются на общих, взаимозависимых компонентах — знания, информация и связь.
Читая эти вопросы, мы понимали, что не ошиблись с выбором миссии, с выбором своего поля деятельности.
— Каков ваш первый шаг в построении фундамента информационного общества?
— Прежде всего, мы опираемся на проект, который называется «Единая транспортная сеть государственных органов» (ЕТС ГО). По сути, это огромная сеть, включающая практически всю страну. Большая пропускная способность, повышенная защита информации, практически безлимитный трафик — это только часть характеристик единой сети. ЕТС ГО обеспечит полномасштабное функционирование всех информационных систем «электронного правительства», ведомственных государственных информационных систем, а также информационных систем акиматов. Посредством данной единой сети казахстанцам будут предоставляться не только услуги «электронного правительства».
По мере развития контента и информационного пространства Казахстана мы будем развивать услуги
— Звучит очень здорово. Не могли бы вы подробнее раскрыть суть названных услуг.
— Да, конечно. С вашего позволения, я бы хотел глубже раскрыть
Интранет решит сразу несколько проблем.
Ключевой момент тот, что студенты и преподаватели будут не просто пассивными пользователями (причем настолько, насколько позволяет скудный интернет-лимит школ), они должны работать с контентом, создавать его, пополнять. В целом образовательная среда будет представлять контент всей системы образовательных учреждений — от детского сада до выпускника вуза, научного сообщества. Данный проект обеспечивает развитие человеческого капитала и может выступать гарантом доступности образовательных ресурсов.
— А как же насчет прибыли? Социальные проекты не отличаются, как правило, доходностью.
— Как правило, это так. Но дело в том, что инфокоммуникации, связь и наука — вещи, дающие в итоге такой эффект, что даже откровенно социальные проекты могут быть очень прибыльными. Один из коммерческих проектов холдинга — это создание и продвижение системы электронных торгов и государственных закупок. Холдинг намерен уже в 2008 году осуществить пилотный запуск системы электронных торгов и государственных закупок, а в
Но и этот проект, говоря откровенно, не чисто коммерческий. Электронные торги — признанный инструмент борьбы с коррупцией. Причем не такой, как мы привыкли, когда
— Хорошо, а как соотносятся список дочерних компаний холдинга и заявленные цели? Насколько уместна «Казпочта» в этом списке?
— Понятно, о чем вы хотите сказать. Возможно, сейчас, когда письма стали электронными, многим кажется, что почта потеряла свое место в жизни людей. А сами почтовики задумались об этом еще раньше. Потому Всемирный почтовый совет и пришел к выводу о том, что нужно развивать околопочтовые услуги. Наша сегодняшняя «Казпочта» — одна из самых успешных почтовых систем на территории СНГ, удачно пережившая и кризис, и капитализацию экономики. И в нашем видении «цифрового Казахстана» АО «Казпочта» играет определяющую роль интегратора виртуальных услуг и реальных клиентов. Сегодня «Казпочта» обладает самой широкой филиальной сетью и практически во всех отдаленных регионах есть почтовое отделение.
На основе этих отделений мы создадим пункты общественного доступа к порталам «электронного правительства» (ПОДы), уже известные как ЦОНы. То есть через «Казпочту» люди смогут получать справки и документы, заказанные
По сути, никакая другая организация не сможет заменить «Казпочту» на месте проводника между цифровым и реальным Казахстаном. Так что не следует считать почту отживающим архаизмом.
— Спасибо, вы прежде упомянули цифровое телевидение. Насколько нам известно, уже даже определены сроки перехода казахстанского ТВ на цифровой формат?
— Переход от аналогового телерадиовещания к цифровому является масштабным и революционным событием, которое связано не только с заменой всего парка телевизионного и радиооборудования, но и с введением нового международного частотного плана для цифрового вещания. Мы планируем начать переход на цифровой формат в следующем, 2008 году. Это оправданная «спешка». Для сравнения: первое в мире наземное цифровое вещание официально началось в Великобритании в ноябре 1998 года — десять лет назад!
А согласно международной договоренности, аналоговое телевидение должно перестать функционировать уже в 2015 году. То есть если не успеем до этого времени, рискуем остаться вообще без телевидения, тогда как весь мир будет наслаждаться прекрасным качеством видео, звука, смотреть видео по требованию, вырезать рекламу — это только часть прелестей цифрового ТВ! По расчетам экспертов, переход на цифровой формат увеличит объем казахстанского рынка телерадиовещания в
— То есть мы переходим на цифровое ТВ? Возникает вопрос: а где возьмем на всех совместимые телевизоры?
— Вы правы, в настоящее время в Казахстане большая часть телевизоров населения работают со старым аналоговым сигналом. И для приема цифрового сигнала аналоговым телерадиоприемником потребителя требуется установка специального ресивера (декодера
— Электронные услуги, цифровое телевидение, цифровой Казахстан… А насколько готовы к этому люди?
— Знаете, это один из проблемных вопросов нашей работы. Мы делаем все, чтобы не только создать услугу, но и подготовить к ней клиента. А вообще это отражение проблемы гораздо большего масштаба — вопроса о преодолении электронно-цифрового неравенства в обществе. Электронно-цифровой разрыв — это разрыв в знаниях, в сфере поиска и отбора информации, разрыв в уровне
Холдинг, решая вопрос преодоления электронно-цифрового разрыва в государстве, выполнением своих задач постарается решить также и проблему скептицизма и недоверия казахстанского потребителя к электронным услугам и продуктам, формирования «электронной культуры», присущей многим развитым странам. И здесь мы надеемся на сотрудничество с набирающим силу гражданским сектором РК, мы видим неправительственные организации как наших естественных союзников в достижении заявленных социально ориентированных целей. Каждый из секторов деятельности, в котором действует Холдинг, несет в себе возможности, которые будут использованы для развития прежде всего человеческого потенциала Казахстана как главной составляющей конкурентоспособности современного государства.
Комментарии