Портальный отчет
Интервью с Младеком Кржински, представителем польской IT-компании, которая выступала одним из разработчиков системы e-правительства в Польше, о работе электронного правительства в Казахстане.
Свободный доступ к информации является основным принципом работы электронных правительств на западе. Идея создания электронного правительства в Казахстане впервые была озвучена президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в программе «Казахстан-2030» в 1997 году. С тех пор много воды утекло. Разумеется, определенные подвижки в плане реализации проекта электронного правительства уже имеются. Взять хотя бы тот факт, что практически 100 процентов рабочих мест госслужащих всех уровней обеспечены компьютерной техникой. Еще одна положительная тенденция — создание информационно емких сайтов с вполне удобным интерфейсом при органах высшей власти, таких, как Национальный банк, Агентство по финнадзору, правительство, акиматы некоторых областей и городов и прочих. Однако пока до уровня действующих систем электронного правительства, имеющихся в некоторых зарубежных странах, нам далеко. К сожалению, по ряду объективных причин система, о которой так много говорится, сегодня работает с частыми сбоями. Подробнее об этом мы побеседовали с Младеком Кржински, представителем польской IT-компании, которая выступала одним из разработчиков системы e-Government (электронное правительство) в своей стране. Кроме того, эта компания не так давно завершила исследования в России и Литве на предмет возможности внедрения специальных программных продуктов в органах государственного управления с целью повышения эффективности их работы.
— В Польше уже действует система электронного правительства. Вы как гражданин этого государства можете реально оценить полезность такого нововведения. Насколько, по-вашему, оправдано стремление внедрить системы электронного правительства в странах постсоветского пространства, в том числе и в Казахстане?
— Использование интернета органами управления рассматривается в технологически развитых странах как стратегически важное направление повышения эффективности государственной власти. К популярным в интернет-сообществе обозначениям «В» и «С» (что означает, соответственно, «бизнес» и «потребитель») в последнее время добавился новый индекс — «G» (government — государство, правительство). Основными преимуществами внедрения систем e-Government можно считать, в первую очередь, сокращение затрат на управление и обслуживание населения, появление необходимых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих более тесно взаимодействовать власти и бизнесу, власти и гражданам и так далее, ну и, конечно, это будет способствовать повышению уровня социальной и технологической грамотности основной массы населения.
Идея создания электронного правительства занимает в планах современных политиков и информационных технологов все более прочное место. Усиливающийся интерес к этой теме заставляет более внимательно рассмотреть роль и место государства в условиях глобальной информатизации общества.
— Что такое электронное правительство в широком понимании?
— Это далеко не праздный вопрос. Проблема заключается не только в языковой трудности найти тождественную замену термину е-Government. В западном понимании он несет гораздо более широкую смысловую нагрузку, чем русское выражение «электронное правительство», подразумевающее, прежде всего, использование информационных технологий государственными учреждениями для решения управленческих задач. Е-Government — это своего рода постиндустриальная философия взаимодействия государства и общества с использованием новейших информационных технологий, далеко выходящая за рамки утилитарных задач информатизации сферы государственного управления.
Современный подход западных обществ к государственному аппарату строится на его схожести с крупными корпорациями. У государства есть бюджет, доходы, расходы и даже своего рода акционеры — граждане, являющиеся одновременно и его клиентами. Они заинтересованы в том, чтобы услуги государственных учреждений были максимально дешевы и доступны. В соответствии с этим подходом государство, подобно крупной корпорации, должно стремиться, прежде всего, к удовлетворению интересов своих «акционеров», к повышению с этой целью своей эффективности, к росту капитализации создаваемых за счет бюджета активов, к совершенствованию технологии управления и качеству оказываемых населению услуг. Речь, таким образом, идет о смене стиля государственной деятельности в направлении укрепления ее рациональных начал.
Модель электронного правительства естественна и привлекательна для тех стран и культур, в которых государство воспринимается как социальная структура, обслуживающая интересы граждан.
К примеру, в России, это я могу утверждать по результатам наших исследований, культура базируется на укоренившемся в массовом сознании патерналистском стереотипе восприятия государства, от производного «патер» — отец. И государственный аппарат выступает своего рода отцом народа, а потому отношения в этом случае напоминают семейные — между отцом и ребенком. Аналогичная ситуация, как мне кажется, существует и в Казахстане. Различие весьма существенное. Однако, несмотря на эту и другие национальные специфики политических культур, все государства исполняют, в общем-то, схожие функции и имеют достаточно стандартный набор обязанностей перед обществом. Во многом схожи и механизмы государственного управления. Если рассматривать органы власти как структуры по оказанию специфических государственных услуг населению, то влияние информационно-коммуникационных технологий на повышение эффективности административного управления за счет повышения качества аппаратной работы и действенности регулирования общественных процессов представляется достаточно очевидным. Очевидны и такие последствия информатизации, как более эффективное расходование бюджетных средств и сокращение издержек на содержание государственного аппарата. Поэтому технологические перспективы создания электронного правительства в Казахстане и России, несмотря на определенную специфику, вписываются в общую логику глобальных процессов информатизации и мало чем отличаются от стратегий информационно-коммуникационного развития других государств. С потребительской точки зрения внедрение технологий электронного правительства направлено на упрощение для граждан доступа к информации, повышение прозрачности и контролируемости власти со стороны общества, сокращение влияния человеческого фактора в деятельности исполнительного аппарата, привлечение широких слоев граждан к управлению.
В технологическом плане электронное правительство представляет собой сетевую информационно-коммуникационную инфраструктуру, поддерживающую процесс выполнения органами исполнительной власти своих функций в обществе. В структурном отношении оно состоит из двух взаимосвязанных и одновременно самостоятельных подсистем внутренней правительственной информационной инфраструктуры, построенной по аналогу корпоративной сети и внешней информационной инфраструктуры, взаимодействующей с гражданами и организациями.
— И Россия, и Казахстан работают над созданием электронного правительства уже почти 10 лет. Проводя аналогию между этими странами, какие проблемы вы видите на текущем этапе?
— Серьезного внимания заслуживает то важное обстоятельство, что существующие до сих пор многочисленные ограничения доступа к статистическим данным и деловой информации не только наносят ущерб бизнесу, но и мешают развитию частного сектора вторичных услуг, направленных на информирование общественности. Поэтому в качестве первоочередной задачи создания электронных правительств я бы назвал упрощение доступа ко всему объему государственной информации, причем на бесплатной основе. Сейчас это пока далеко не так. Я проводил самостоятельный мониторинг государственных сайтов Казахстана и выявил ряд недостатков. К примеру, так называемая прямая связь с руководителями отдельных госорганов, к сожалению, носит декларативный характер. Я не верю, что население Казахстана настолько пассивно, что последний вопрос, адресованный премьер-министру на сайте правительства, датируется октябрем 2006 года. В Казахстане достаточно трудно в on-line режиме получить электронные версии законов и подзаконных актов, поскольку эта, по существу, общественно-значимая информация в основном предоставляется на платной основе. Вот лишь несколько недостатков, которые мне удалось выявить, посидев два часа в интернете.
Еще один недостаток я приведу на примере российской ситуации. Однако он, возможно, актуален и в Казахстане. Информатизацию государственных органов нередко путают с процессом их насыщения компьютерной техникой. В России 70 процентов столов госслужащих снабжены персональными компьютерами. Однако выход в информационно-коммуникационные сети имеют не более двух процентов из них. Это означает, что компьютеры используются в государственных учреждениях в лучшем случае как окна доступа к загруженным в их память базам данных. В худшем же случае компьютер выполняет функцию дорогостоящей печатной машинки или современного элемента интерьера. Проведенные нашей компанией исследования характера и уровня автоматизации органов местного самоуправления нескольких крупных городов РФ свидетельствуют о том, что количество персональных компьютеров составляет 65 процентов. Соединенных в сети функциональных подразделений — 13 процентов. А подключенных к учрежденческим сетям — 19 процентов.
У меня на родине каждый госслужащий среднего звена постоянно находится в режиме on-line, отвечает на вопросы граждан, дает консультации, готовит документы и так далее. Таким образом, информативная составляющая в варшавской мэрии эффективна где-то на 60 процентов.
Комментарии