Олег Иванов, Citrix: заказчики все чаще интересуются корпоративной мобильностью
Интервью с региональным директором Citrix в России и странах СНГ Олегом Ивановым о работе компании в Казахстане и о том, стоит ли заказчикам опасаться новейших решений.
Интерес к виртуализации растет во всем мире, и эта тенденция не обошла стороной и Казахстан. Однако, наряду с преимуществами, существуют и некоторые моменты, которые заставляют бизнес смотреть на новшество с опаской. Citrix является одной из крупнейших компаний на мировом рынке, занимающихся виртуализацией. О работе в Казахстане и о том, стоит ли опасаться новейших решений, мы поговорили с Олегом Ивановым, региональным директором Citrix в России и странах СНГ.
— Олег, каковы финансовые результаты Citrix в Казахстане?
— Казахстан относится у нас к одному из самых быстрорастущих рынков, где мы наблюдаем и рост числа проектов, и рост экспертизы партнеров. Поэтому наш интерес к рынку Казахстана — один из приоритетов компании. Основной прорыв у нас был в банковском сегменте. Сейчас мы с уверенностью смотрим на следующий год, поскольку видим интерес со стороны телекоммуникационных компаний, нефтегазовой отрасли. Технологии Citrix интересны прежде всего компаниям с разнесенной инфраструктурой, и заказчики получают максимум экономических и технологических преимуществ от наших решений, особенно когда такие компании планируют развитие филиальной сети. Между некоторыми филиалами могут быть не самые производительные каналы связи или увеличение их пропускной способности связано с постоянными затратами, но при этом компании хотят иметь централизованную инфраструктуру. В Казахстане мы как раз видим компании, которые могут максимально выиграть при использовании продуктов Citrix.
Пока рано говорить о финансовых результатах. Как публичная компания, мы их раскрываем, подводя итоги всей компании. Они будут обозначены в январе, когда у нас закроется финансовый год.
— А результаты прошлого финансового года?
— Мы видим достаточно уверенный рост своих продаж.
— Какова доля Казахстана в общей структуре доходов?
— Если честно, я бы не стал отдельно выделять. Один крупный проект может достаточно серьезно изменить соотношение.
— Можете ли вы оценить казахстанский рынок в денежном выражении? Какова доля Citrix?
— К сожалению, это не совсем корректный вопрос. Я не уполномочен раскрывать финансовую информацию.
— Вопрос, скорее, не в финансовой информации, а в том, как компания в целом оценивает казахстанский рынок?
— Казахстанский рынок мы оцениваем как уверенно растущий по всем основным направлениям: виртуализации рабочих мест, приложений, оптимизации подключений и каналов. Такое развитие поддерживается как развитием бизнеса, так и растущим технологическим уровнем заказчиков. Также мы видим рост интереса к управлению и доставке мобильных платформ.
— А каковы позиции Citrix относительно конкурентов?
— Мы являемся компанией номер один для виртуализации рабочих столов и приложений. На рынке Казахстана наиболее крупные заказчики выбирают наши решения. Поэтому мы оцениваем наше положение в сфере наших интересов на рынке Казахстана как лидирующее.
— Сколько проектов за текущий год реализовала Citrix в Казахстане?
— Заказчики с участием партнеров и нашей поддержкой начали большое количество (точно больше 10) крупных проектов. Проекты находятся в стадии «пилотов», потому что цикл внедрения наших решений достаточно длинный. Вместе с тем, мы завершили порядка 10 крупных проектов в банковской сфере. Как я уже отметил, в последние два года мы отмечаем скачок именно в банковском сегменте.
Что касается сетевых продуктов, то мы находимся в стадии расширения нашего присутствия — наши партнеры завезли демо-оборудование. В следующем году мы ожидаем большое количество проектов по сетевым продуктам Citrix. Сетевые продукты — это оптимизация передачи данных, оптимизация веб-трафика и балансировка нагрузки приложений. Хочется отметить большой интерес заказчиков, многие хотят попробовать, протестировать эти продукты. Поэтому сейчас, к концу года, в Казахстане будет порядка 10 единиц демо-оборудования.
— Вы упомянули длительный цикл. Сколько времени обычно занимает внедрение проектов?
— Он может составлять от шести месяцев до полутора лет.
— А как выглядит структура заказчиков в Казахстане по долям?
— Основное, 70% — это крупный и средний бизнес.
— Получается, малый бизнес пока не интересуется такими технологиями?
— Пока нет. Основную выгоду получают заказчики, у которых достаточное количество рабочих мест (именно десктопов) и разнесенная филиальная инфраструктура.
— Какие из средств виртуализации наиболее востребованы казахстанскими заказчиками?
— С моей точки зрения, это именно виртуализация рабочих столов, приложений, и оптимизация передачи данных.
— То есть, виртуализация серверов менее востребована?
— Я думаю, что это связано как раз с ростом технологического уровня заказчиков. Многие их них уже давно используют разные технологии серверной виртуализации. Почувствовав выгоду от серверной виртуализации, заказчик приходит к осознанию преимуществ виртуализации рабочих мест, которых обычно в сотни и более раз больше, чем серверов. Мы видим рынок виртуализации серверов как локомотив значительно большего рынка.
— Какие еще решения Citrix популярны на местном рынке?
— Хочется отметить интерес клиентов к развитию корпоративной мобильности. Сегодня многие сотрудники хотят использовать современные мобильные платформы получать доступ к рабочим приложениям независимо от того места, где они находятся или наличия связи. Это очень важно. Это та сила, которая также способствует развитию централизации приложений и рабочих мест, а также развитию создания и доставки специализированных корпоративных приложений.
— Раз мы заговорили о корпоративной мобильности — принцип BYOD также входит в это понятие. Однако, известно, что в Казахстане у многих представителей рынка и владельцев компаний присутствует недоверие к этому тренду. Как бы вы могли оценить интерес в Казахстане к концепции BYOD?
— Концепция достаточно интересная. Она позволяет предприятиям сэкономить достаточно большие средства, с одной стороны. С другой стороны — повысить эффективность работы сотрудников. Если человек привык работать с каким-то интерфейсом на каком-то устройстве, приходя в организацию и принося собственное устройство, он работает в той среде, которая ему понятна. Соответственно — меньше времени уходит на обучение, на привыкание, на приобретение навыков работы. Вместе с тем, основная задача здесь — безопасность данных и снижение затрат по поддержке разных мобильных платформ. Как раз виртуализация рабочих мест позволяет свести на «нет» все риски, связанные с защитой корпоративных данных. Все данные и приложения находятся под контролем организации, и на устройство передается только картинка.
— К вопросу о безопасности — многие казахстанские компании (36%, Kaspersky Survey) считают, что сотрудники, работающие вне офиса, привносят большие риски для ИТ-безопасности. Насколько в Казахстане ярко выражена тенденция удаленной работы, и какова позиция Citrix в данном вопросе? Были ли у вас подобные проекты?
— Крупных проектов еще не было. Но многие заказчики этим активно интересуются. Я думаю, что в результате внедрения всех этих технологий всегда существует определенное недоверие. Если вспомнить, как распространялась, например, технология кредитных карт — тоже было определенное недоверие, люди долгое время пользовались наличными. Но постепенно количество транзакций по картам росло. Это характерно для всех технологий. Я думаю, что после того, как пройдет 2-3 крупных проекта и люди, которые используют эту концепцию, смогут поделиться своим опытом, произойдет скачкообразный рост количества и расширения сфер применения таких проектов. Потому что преимущества более очевидны, чем какие-то риски. Тем более, эти риски больше связаны с психологическими моментами. С точки зрения виртуализации рабочих мест и концепции работы из любого места нет принципиальной разницы между работой с корпоративного компьютера и собственного устройства. Надо отметить, что постоянный рост функциональности мобильных устройств и снижения на них цены также способствует внедрению концепции BYOD.
В России у нас уже есть примеры — МТС полностью переходит на виртуализацию рабочих мест с использованием продуктов Citrix. Это достаточно крупное внедрение. Кроме того, даже в банковской сфере уже началась виртуализация рабочих мест.
— Казахстанские заказчики к вам уже обращаются с подобными вопросами?
— Да, конечно. В конце ноября в Астане у нас была конференция, в том числе и по мобильным решениям, и около 40% вопросов от гостей касалось именно корпоративной мобильности.
— А инициатива в этом вопросе в большей степени идет от ИТ-служб или от руководителей компаний?
— Я думаю, все-таки корпоративная мобильность движется в бизнес людьми и подразделениями по поддержке. Мобильность повышает конкурентоспособность организации. Повышается эффективность, скорость работы, и от внедрения таких технологий выигрывает, прежде всего, бизнес.
— Как, на ваш взгляд, будет развиваться казахстанский рынок, и какие тенденции будут заметны?
— Мы ожидаем интерес к своим консалтинговых сервисам, потому что уровень проектов, которые реализуются в Казахстане, требует достаточно высокой экспертизы. Здесь как раз мы видим привлечение наших консультантов на проекты. Кроме того, чтобы дальше поддерживать проекты, многие заказчики просят нас обеспечить обучение. Поэтому мы будем инвестировать достаточно много в развитие образовательных центров в Казахстане.