Информатизация бизнеса
У казахстанских компаний наметилась тенденция к внедрению мобильных решений при информатизации бизнес-процессов.
Эксперты отмечают положительные изменения в сфере бизнес-решений. В течение прошлого года спрос на программное обеспечение (ПО) возрос, а с этого года в число главных потребителей стал входить и средний бизнес. Однако, как утверждают специалисты, если не решать вопросы инфраструктуры и отечественного программирования, казахстанский бизнес будет безнадежно отставать от мировой динамики.
Мир западный давно миновал этап споров «нужно — не нужно», и последние десятилетия идет скорее обсуждение: что нужнее? Один из последних ответов — бизнес-мобильность. К такому выводу пришли Nokia и Economist Intelligence Unit (EIU) совместно с CIO Forum. Недавно они опубликовали результаты исследования, согласно которому мобильные решения позволяют не только сократить операционные расходы, но и увеличить доходы. «Конкуренция заставляет бизнес двигаться в сторону мобильности, в связи с чем компании планируют внедрить мобильные приложения в основные направления бизнеса», — говорится в отчете. Было опрошено более 500 руководящих работников по всему миру в различных отраслях. Выяснилось, что три четверти респондентов уверены в том, что развитие бизнес-мобильности позволяет развить кадровые ресурсы, выявить наиболее талантливых, усовершенствовать поддержку клиентов, что напрямую ведет к росту репутации брэнда. И главное, что это общее направление. Руководители уверены, что как минимум 20% их работников могут считаться «мобильными», то есть проводят как минимум один день в неделю вне офиса. Оставаясь доступными и, в свою очередь, имея доступ к ресурсам компании.
«Бизнес-мобильность уже не является потребностью лишь избранных технологических фирм, теперь она воспринимается как нечто широко применимое компаниями во многих отраслях экономики. Другими словами, это реальность, которая является фундаментальной частью конкурентоспособности компании независимо от отрасли, — заявил Оливье Конье, вице-президент по стратегическому и бизнес-развитию Nokia Enterprise Solutions. — Нам удалось решить свойственные раннему периоду развития мобильной индустрии проблемы, связанные с инфраструктурой, потребностью в оптимизированных для бизнеса устройствах и комплексных решениях. Сейчас возможно в полной мере оценить и получить выгоду от такого перспективного направления, как бизнес-мобильность».
Больше всего респондентов уверены, что оперативность в работе с клиентами — самое важное преимущество мобильности. Таких — 36%. Второе место заняло расширение возможностей работы: конференц-связь, программы с удаленным доступом и прочее — 27%. Прочие сошлись на том, что более важным фактором эффективности бизнеса становится не просто сбор информации на местах, а ее оперативная передача и обработка — 25%. И, наконец, возможность работать одновременно с многочисленными партнерами и поставщиками оценили 12%.
Кроме того, исследователи выяснили, что расширение бизнес-мобильности — главный тренд на ближайшие два года. Удаленный доступ к сети, CRM, мобильные групповые приложения и автоматизация работы отдела продаж — вот ключевые моменты развития новой динамики.
Выяснилось и то, что мобильность не облегчает управления трудовыми ресурсами, поддержания общей культуры рассредоточенного персонала. А сама степень внедрения плохо поддается подсчетам.
Дело за малым. И средним
Артем Соколов, директор аналитического центра Tell list, отмечает, что казахстанская динамика совпадает с мировой и клиенты все чаще интересуются мобильными решениями. Но главным позитивным изменением является то, что малый и средний бизнес активизировался. По итогам первого квартала этого года малые и средние компании дали около 70% всех продаж. Соколов отмечает, что клиентам требуется повсеместный доступ к информации, чтобы максимально ликвидировать необходимость в офисе как в месте хранения и доступа к бумажным архивам, а мобильная связь необходима как некая «система координат» для поиска людей. «Это элитная, или управленческая, мобильность, которая требует как в офисе, так и за его пределами, полноценного и качественного доступа к большинству офисной информации и к голосовой связи, — говорит Соколов. — Она нужна менеджерам и «профессионалам» — консультантам, адвокатам, банкирам, журналистам. Им без портативного компьютера не обойтись, и, кроме того, нужен широкополосный доступ, которого, к сожалению, нет».
В то же время снижается доля крупного бизнеса. «IT-специалистам выходить на крупные проекты достаточно сложно и затратно. Особенно учитывая то, что они стараются тратить по минимуму. Силен и тот фактор, что они уже «загружены» информационной инфраструктурой, и потребность в обновлении ПО у них идет на спад», — говорит Соколов.
Валерий Ганджа, партнер «КонсалтДирект», отмечает и другие причины. «Информационная инфраструктура для крупных компаний означает инвестиции в дорогое и уязвимое оборудование. Утрата сотрудником такого оборудования — ноутбука, смартфона и так далее — может принести ущерб, в разы превышающий его бухгалтерскую стоимость. Сразу возникает необходимость учета и защиты», — говорит он.
Дураки и дороги
«Рынок заметно растет, но, безусловно, в меньших масштабах, чем необходимо. Я бы сказал, в критично меньших. Заказы на мобильные решения растут. Но вот эффективно их использовать получается не всегда. Не секрет, что в Казахстане проблемы с интернетом и сотовой связью, IP-телефония и Wi-Fi — единичные явления», — отмечает Артем Соколов из Tell list.
С ним согласен и Александр Козленко, замглавы представительства Cisco в Казахстане и Кыргызстане. «Инфраструктура в Казахстане очень слаба. 99% зданий в Казахстане являются «мертвыми зонами», недоступными для коммуникаций. Это касается даже таких важных точек, как аэропорты, гостиницы и выставки, — отмечает он. — И при условии больших пространств с малой плотностью населения IT-компаниям самостоятельно с развитием инфраструктуры не справиться. Необходима серьезная поддержка государства». Однако бизнес не может ждать помощи правительства.
«Когда объявили о создании Парка информационных технологий, многие как-то оживились, с удовольствием обсуждалось грядущее появление дешевых отечественных решений, но это, конечно, было несколько утопично», — заключила Зульфина Махмутова, директор по развитию сети магазинов «Галант». Пожалуй, многие ее коллеги с нею охотно согласятся.
«Эксперт»
Орынтай Абдрахманов,
независимый эксперт IT-рынка
Действительно, наметился положительный тренд — казахстанский бизнес потихоньку приноравливается к информационным технологиям. По моим оценкам, рост казахстанского рынка бизнес-решений в этом году будет втрое больше, нежели в прошлом, который составил 32%. А через пару лет будет резкий скачок. И, что самое интересное, не за счет крупных компаний и правительственных заказов, а за счет среднего бизнеса. Уже в прошлом году можно было увидеть, что этот сектор активизировался.
Но говорить о появлении собственно производства и его возможной доле еще рано. Что бы ни говорили про специфику Казахстана, практика показывает, что разработки россиян замечательно подходят для нас. Например, 1С, вся бухгалтерия Казахстана построена на этом ПО. Прочие решения интегрируют под нее. Это серьезный повод задуматься над тем, чтобы создавать отечественные аналоги, но, к сожалению, IT практически не поддерживаются государством.
Компания, внедряя какое-либо ПО, уже не устраивает по этому поводу пресс-конференции и празднества, а просто работает, думая о завтрашнем дне. Все больше людей в режиме своей работы пользуются телекоммуникационными сетями, работают в специфических программах. И главное: многие уже осознают, что это реально повышает эффективность работы за счет мобильности, экономии времени и отлаженности процесса.
Но вместе с тем нельзя не отметить другую тенденцию — захламление информационного пространства. Ввиду того, что многие хотят подзаработать на новомодной волне, многое на рынке IT делается, что называется, через пень-колоду. Сейчас много сложнее вычленить из беспорядочного потока информации действительно необходимые и качественные решения для бизнеса. Не все нынешние разработки в области автоматизации и оптимизации бизнес-процессов надежны, а зачастую просто не нужны компаниям.
И поэтому главное при внедрении — это наладить качественные двусторонние взаимоотношения: ведь консалтинговая группа не обязательно состоит из внешних консультантов — это могут быть и сотрудники компаний, и автоматизаторы. Такая команда должна сделать полный спектральный анализ, найти бреши, систематизировать и проанализировать информацию, отладить бизнес-процессы. Только когда компания станет механизмом, в котором понятно, как работает каждый из узлов, следует обращаться к автоматизации.
Жаль, что айтишники после внедрения редко мониторят результаты. Подобный, даже поверхностный, контроль дает львиную долю информации, по которой можно отслеживать такой хаотичный рынок бизнес-решений, как казахстанский. Кроме того, это главный признак ответственного подхода к задаче. Но пока рынок дает возможность зарабатывать без особого анализа.
«Мнение»
Джэф Ройтс,
управляющий директор представительства консалтингового агентства CDA в Казахстане
Спрос на казахстанском рынке определить не сложно. Потребности достаточно типовые. И несмотря на то, что офисная телефония, работающая через интернет, или IP-телефония, является одним из новых элементов в нашей стране, она уже остро необходима. И бизнес это знает. Но вот предложение отстает.
Существует болезненная необходимость у разного рода компаний и холдингов в наличии разветвленных информационных систем, которые делают доступными на расстоянии электронные документы или электронные взаимодействия. Однако если технологические «трубы» не наполнены содержанием, то говорить о мобильности бесполезно: человеку все равно придется работать с бумагой и ехать за ней в офис.
У людей, чья работа часто проходит в дороге, достаточно высока потребность в Wi-Fi или еще более совершенных технологиях 3G и 4G, но о них говорить пока рано. У офисных работников есть спрос на «проводные» широкополосные сети по технологиям ME и ADSL. Таких предложений сравнительно мало, и зачастую они дороги, так что многим приходится выбирать меньшее из двух зол — GPRS. Данный продукт очень активно предлагается операторами связи, но он пока недостаточно востребован коммерческими потребителями.
Развиваться и серьезно конкурировать в таких условиях тяжело, но возможно, поскольку не одной мобильностью жив казахстанский бизнес. IT-компании от этого не так уж и страдают: на спрос им жаловаться не придется еще лет пять. В принципе, не пострадает никто и от пришествия иностранных конкурентов — им придется работать в тех же условиях. Но страдает развитие в глобальном смысле.
При таких условиях мы никогда не воплотим в жизнь тех грандиозных планов, о которых так много у нас говорят — инновации, прорыв, выход на международные рынки и прочее. Между тем, по данным ряда исследований, рост производительности труда мобильных работников может составить до 27%. Помните об этом!
Комментарии