Коллективные покупки и e-commerce в Казахстане
Состояние и перспективы рынка купонных сервисов и их влияние на электронную коммерцию в Казахстане.
Во всем мире рынок e-commerce ежегодно растет, увеличиваются и его обороты. Оборот рынка электронной коммерции в Казахстане к концу 2011 года составил $230–240 млн, а до 2014 года через интернет будет проходить порядка $4,5 млрд платежей. Это будет составлять примерно 5% от всего оборота торговли Казахстана. Такому росту будет способствовать дальнейшее увеличение интернет-пользователей, а также внедрение различных технологий электронных платежей.
В одном из интервью Константин Горожанкин, генеральный менеджер CNP Processing GmbH, сказал о том, что электронная коммерция как явление в целом развивается, поскольку в ней занят не только малый и средний бизнес, но и крупные компании. «Крупнейшим вендором является «Эйр Астана». Неплохие объемы через e-commerce генерируют магазины бытовой техники. К примеру, «Технодом» проводит ежемесячно акцию «Счастливый час», в течение которого определенный товар продается через интернет с хорошей скидкой. За это время совершается довольно много покупок (доходит до нескольких сотен). Это значит, что люди отслеживают такие акции и могут совершать электронные покупки. Рынок интернет-коммерции растет во всем мире, в том числе и в нашей стране», — отметил Константин Горожанкин.
Сегодня в интернет «уходят» не только интернет-магазины, туристические фирмы и справочные службы. Совсем недавно в сфере интернет-коммерции Казахстана появилось такое понятие как коллективные покупки, хотя зародилось оно намного раньше и пришло к нам из Европы. Принцип работы сервисов коллективных покупок заключается в продаже конечному потребителю купонов на товары или услуги с довольно большой скидкой — от 50 до 90%. До весны 2011 года казахстанцы о таком бизнесе не знали, но сегодня уже можно сделать выводы по результатам основных игроков на казахстанском рынке.
На сегодняшний день на рынке Казахстана работают уже более 30 таких компаний и об их услугах знают почти все пользователи Казнета. Однако активную работу ведут не более 10 сервисов, 5 из которых занимают менее 1% рынка Казахстана.
Основной площадкой для деятельности казахстанских скидочных сервисов и их главным целевым рынком являются города Алматы и Астана, что не удивительно, ведь это наиболее емкие и привлекательные рынки. Именно здесь идет основная «битва за клиента» между такими компаниями, как Chocolife, Besmart, Blizzard, Kupikupon, Topkupon и Biglion.
Анализ казахстанского рынка в данном сегменте за сентябрь этого года дал следующие результаты. В Алматы лидером является компания Chocolife — 43%, второе место занял сервис Besmart — 28%, ненамного отстает компания Blizzard — 20%. Гораздо меньший оборот у таких компаний, как Kupikupon — 5%, Topkupon — 2,5%, Biglion — 1,5%.Совсем иная ситуация в Астане. Здесь в лидерах компания Blizzard, которой принадлежит 43% рынка Астаны, на втором месте Chocolife — 39%, ну и третье место принадлежит компании Besmart — 16%. Также небольшую долю занимают две российские компании: Kupikupon — 1,5% и Biglion — 0,5%. В Караганде рынок делят две ведущие компании: Chocolife — 50%, Blizzard — 50%.
Руководители скидочных сервисов сходятся во мнении, что наш рынок очень динамичен и еще только формируется, и в Казахстане доли игроков не постоянны. Кроме этого, ведущие купонаторы заявляют о том, что в ближайшее время они захватят все города Казахстана. К примеру, уже сегодня скидочные сервисы работают не только в Астане, Алматы и Караганде, но и в других крупных городах. Так, Besmart работает в Шымкенте, Chocolife — в Актобе, а в северном регионе, в Кокшетау, продажи ведет компания Blizzard.
Люди только начинают понимать как работает такая система. Главными же причинами, по которым потребители совершают покупки по скидочным купонам, являются, в первую очередь, низкие цены/скидки, возможность осуществить покупку 24 часа в сутки, возможность легко сравнить цены, экономия времени, легкость покупки, широкий ассортимент предложений. Что касается оплаты, то сервисы ввели один из самых удобных способов оплаты — с помощью банковской карты. Ведь основная аудитория потребителей — это работники офиса, платежеспособные и уверенные пользователи интернета. Такой аудитории, конечно, удобнее всего оплачивать интернет-покупки с помощью имеющейся банковской карты. Кроме этого, сервисы-купонаторы много делают для своих потребителей. Возврат средств за неиспользованные купоны также входит в систему работы многих сервисов. Несмотря на возможные риски и минусы, рынок скидочных порталов активно набирает обороты.
По прогнозам экспертов, такой вид маркетинга будет активно расти, и, таким образом, сервисы-купонаторы дадут огромный толчок активному росту электронной коммерции в Казахстане. Пока же можно с уверенностью говорить о том, что рынок Казахстана ждут глобальные изменения, и будущие показатели оборотов электронной коммерции сильно удивят всех казахстанцев.
Комментарии