Пока отечественные предприниматели нехотя осваивают рынок интернет-торговли, российские игроки могут воспользоваться образовавшимся вакуумом.
Пока отечественные предприниматели нехотя осваивают рынок интернет-торговли, российские игроки могут воспользоваться образовавшимся вакуумом.
В последнее время население Казахстана приучают к «правильному» шопингу. Открывается огромное количество бутиков, торговых центров, проходит первый в истории Казахстана масштабный фестиваль «Almaty Shopping Festival 2012». И все больше соотечественников уже предпочитают делать покупки в Сети, не выходя из дома или не покидая рабочего места.
Несколько лет назад сложно было назвать казахстанские интернет-магазины действительно полноценными представителями e-commerce, а количество их можно было пересчитать по пальцам. Дело было непривычным для казахстанцев и чаще вызывало недоверие, подозрение, нежели радость от возможности виртуального шопинга без очередей, часовых походов по бутикам. Сегодня практически уже никого не удивить on-line покупками. Продают все — от бытовой техники до программного обеспечения и игр, от книг и фильмов до одежды. Интернет сегодня используют не только в качестве инструмента рекламы или продвижения, но и в качестве дополнительной торговой площадки.
Стоит сразу оговориться: интернет-магазином нельзя назвать группы в социальной сети (их количество неуклонно растет день ото дня), пусть даже с расценками, картинками и своим курьером — это скорее интернет-киоск, создатели которого заказывают вещи из интернет-магазинов Китая, Кореи, США и других стран и доставляют в Казахстан. Список товаров в магазинах, размещенный в социальной сети, не является интернет-магазином, как бы ни убеждали в обратном некоторые отечественные предприниматели. Что же такое интернет-магазин в классическом понимании? По словам генерального менеджера интернет-процессора processing.kz Константина Горожанкина, это сайт, который позволяет покупателю оформить заказ или предварительную заявку на какие-либо товары в режиме онлайн. В идеале он должен иметь набор некоторых простых, но обязательных функций. Во-первых, он должен дать возможность пользователю выбрать товар, почитать о нем отзывы, рассмотреть его на фото со всех сторон, увидеть его стоимость на других сайтах. Во-вторых, должна присутствовать функция «положить в корзину». В-третьих, должно быть так, чтобы товар можно было оплатить несколькими способами: карточкой, при помощи интернет-денег или же наличными курьеру. Кроме того, важно, чтобы у пользователя был выбор способа доставки. При этом необязательно выстраивать собственную логистику. Можно воспользоваться услугами курьерских служб или почты.
Желательно отдельно указывать цену покупки, цену доставки и время доставки. Также идеальный интернет-магазин должен позволить покупателю видеть статусы заказанного товара: пришел на склад, отправлен в Алматы, везут к вам домой и прочее.
Казахстанцев оденут россияне
Большинство отечественных интернет-магазинов далеки от описанного идеала. Это и неудивительно: ведь сегодня рынок интернет-торговли Казахстана, по мнению г-на Горожанкина, находится в зачаточном состоянии. В 2011 году объем интернет-торговли составил 240 млн долларов, в 2012-м он, по прогнозам специалистов, достигнет 300 млн долларов. В республике ежемесячно появляется три-четыре новых магазина. В России, для сравнения, ежедневно открывается 63 новых проекта, готовых составить конкуренцию уже существующим. Даже если учесть, что население северного соседа в 10 раз больше нашего, темпы роста рынка интернет-торговли в РФ все равно выше.
Низкая конкуренция и значительный потенциал привлекают россиян на наш рынок. Так, буквально в течение последнего года в Казахстан пришли три сильных игрока. Онлайн-гипермаркет Ozon, занимающий третье место на российском рынке e-commerce и специализирующийся на продаже книг, музыки, видео, софта, игр, электроники, товаров для дома и семьи. Причем более трети оборота ресурс генерирует за счет продажи книг, еще треть — электроники, все остальное за счет продажи других товаров.
Когда Ozon только появился в нашей стране, аналитики предсказывали, что это станет началом экспансии российских игроков рынка e-commerce. Так и произошло. Сразу за ним в Казахстан пришли еще два крупных российских игрока. Специализируются они на продаже модной одежды и обуви — KupiVip и Lamoda. В России эти проекты привлекли наибольшие суммы инвестиций. В прошлом году KupiVip привлек 55 млн долларов инвестиций от фондов Russia Partners, Balderton Capital и Bessemer Venture Partners, купивших доли в нем.
До недавнего времени эта сделка считалась крупнейшей на российском рынке e-commerce. Однако буквально недавно — в начале сентября — стало известно о том, что инвестиционное подразделение JP Morgan вложило в развитие этого проекта от 55 до 80 млн долларов — об этом написала газета «Коммерсант» со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров. И, как заявил портфельный управляющий JP Morgan Asset Management Роберт Кузин, Lamoda находится в идеальной ситуации для того, чтобы захватить и использовать в своих целях быстрый рост российского и смежных рынков».
Как признался директор Lamoda.kz Алексиос Шо, открытие интернет-магазина (как и приход других российских игроков) было связано с тем, что в Казахстане, стране с достаточно сильной экономикой, была слабо развита электронная торговля одеждой и обувью. Изначально, как и многие отечественные интернет-магазины, Lamoda начала продажи с одного типа товаров — обуви, а потом ассортимент постепенно расширился, но лишь в рамках категории модная одежда и обувь. Четкое позиционирование в нынешних условиях — вполне продуманная стратегия. Ведь при большом выборе товарных категорий человек может просто «потеряться». Зайдя в интернет-магазин, условно говоря, за парой туфель, он присмотрит себе еще и пылесос, а в итоге покинет магазин, так ничего и не купив.
Хотя есть и успешные гипермаркеты. Таковыми, к примеру, являются отечественные Kupitut и Homeshop. Успех этих проектов обусловлен тем, что они разработали удобные интерфейсы, навигацию, а также предлагают удобные способы оплаты и доставки.
Правда, несмотря на то, что покупателям предлагают на выбор различные способы оплаты, казахстанцы в основном предпочитают оплачивать покупки курьеру после доставки. Дело в том, что большинство наших сограждан не умеют пользоваться карточками на 100%. Как выяснили социологи Института политических решений, в основном казахстанцы используют платежные карты только для снятия наличных в банкоматах.
Никакой моды
До прихода россиян в Казахстане уже были свои интернет-ресурсы, специализирующиеся на продаже одежды и обуви. Но они предлагали настолько скудный ассортимент, что назвать их полноценными магазинами язык не поворачивается. В основном казахстанские онлайн-ретейлеры делали акцент на технике и книгах (на их долю до сих пор приходится порядка 70% от общего объема продаж в Казнете). Буквально два года назад это были основные товары, представленные в Казнете, да и то наиболее удачными торговыми площадками в интернете были сайты offline-ретейлеров.
Все интернет-магазины Казахстана можно смело делить на online и offline+online. Online-магазин, не имеющий своей торговой площади вне Сети, открывается, потому что учредителям это дешевле, чем открывать обычный магазин, платить за аренду торговой площади, держать обслуживающий персонал. А вот компании, уже имеющие свой offline-магазин, создают интернет-магазин, чтобы охватить дополнительную целевую аудиторию — «гурманов» шопинга.
По словам директора интернет-магазина Alser.kz Дмитрия Деулина, открытие своей площадки в Сети для компании было лишь вопросом времени. У Alser уже давно налажена логистика (компания имеет собственную службу доставки, а в городах, где нет собственных магазинов, компания пользуется услугами DHL). Также таким компаниям намного легче строить доверительные отношения с пользователями Сети, потому что их уже знают, доверяют.
Правда, объемы торговли в интернете и вне Сети даже у таких компаний несопоставимы. Причина, по мнению г-на Деулина, кроется еще и в том, что многим потребителям нравится сам процесс «шопинга». В магазине они могут протестировать технику, подержать ее в руках.
Если говорить в общих чертах — еще очень много пустующих ниш на казахстанском рынке интернет-торговли, есть много возможностей и путей для развития новых интернет-магазинов и совершенствования уже существующих. Но, как отмечает г-н Горожанкин, у нашей электронной торговли все еще остаются три основные проблемы. Во-первых, это вопрос доверия покупателя к магазину. Проблема решается при помощи правильного PR-подхода. Во-вторых, закрытие большинством банков карточек для интернет-транзакций. К примеру, оборот авиаперевозчика Air Astana в интернете в 2011 году составил 31 млн долларов, при этом 47% транзакций закончились отказом. Да и логистика в Казахстане пока слабо развита. Но с приходом в этом году нового игрока PonyExpress для интернет-магазинов, а также с изменениями в Казпочте (открыты карты для интернет-транзакций, запущен трекинг, дорабатывается доставка «от двери до двери»), в 2013 году эта проблема, возможно, будет решена.
GPS для StartUp
Зачастую предприниматели не решаются попробовать себя в интернет-торговле. Большинство из них просто не знает, что необходимо для открытия интернет-магазина.
Прежде всего, по мнению одного из основателей интернет-магазина BFF.kz, Улана Каражигитова, необходима личная компетентность и еще более компетентная команда. Как показывает практика, открыть интернет-магазин можно и своими силами, но поддерживать его на протяжении долгого времени на должном уровне одному — это фантастика. Также, по мнению г-на Каражигитова, следует выбрать для себя либо новую нишу, либо сегмент, где очень много недовольных потребителей. Необходимо выявить свою «фишку»: что вы сможете делать лучше всего, что отличит вас от конкурентов; ответить на вопрос: почему покупатели должны выбрать именно вас? Правда, голые идеи и желание, по его мнению, особенно ничего не стоят, поэтому определяющая роль будет за трудолюбием и умением человека доводить дело до конца. Еще одна важная составляющая успешного проекта — наладить связи с надежными поставщиками, а также иметь определенную сумму для первоначальных инвестиций.
Стоит отметить тот факт, что подготовительная часть всегда и везде была сложнее и серьезнее последующих этапов. По словам Алексиоса Шо, первые три месяца он работал один, собирая информацию, анализируя рынок. На начальной стадии необходимо собрать максимально возможный объем информации, спрогнозировать несколько вариантов развития продаж. И, исходя из самого пессимистичного, оценить денежный поток и понять, сколько вам может понадобиться, если доход от нового дела будет ниже прогнозируемого уровня. Это некий путеводитель от Улана Каражигитова для тех, кто хочет открыть интернет-магазин.
На вопрос, что вы можете посоветовать новичкам в сфере интернет-коммерции, г-н Каражигитов отвечает просто: «Удачи и терпения».
Комментарии