Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    На государство надейся, а сам не плошай

    Пути развития интернет-торговли в Казахстане.

    7 июля 2011 14:10, Чулпан Гумарова, Капитал.kz
    Рубрики: Интернет

    В свете технического развития общества электронная коммерция является неотъемлемым сегментом экономики многих развитых стран. Именно это звено в цепи процессов покупки товаров и услуг дает конкурентное преимущество в виде глобальных масштабов, сокращения издержек, снижения цен на товары, быстроты и удобства совершения покупки.

    Казахстанцы давно стали активными пользователями различных интернет-магазинов, несмотря на отсутствие законодательной базы для электронной коммерции. Более того, на территории республики уже функционируют отечественные интернет-магазины, предоставляющие различный спектр товаров и услуг. Таким же образом дело обстояло и с е-тенге, пока 20 апреля 2011 года на пленарном заседании мажилис парламента в третьем чтении не одобрил проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам электронных денег». Сейчас законопроект находится на рассмотрении сената парламента. В настоящее время при поддержке государства идет работа по формированию качественной законодательной базы для электронной коммерции.

    Перспективы развития рынка е-коммерции сулят Казахстану до $1,2 млрд прибыли к 2014 году. На сегодня эта цифра равна $240 млн, в рамках общего товарооборота данная сумма составляет всего 0,25%. Тогда как в США этот показатель равен 4%, в России — 1,6%. «Если говорить о том, что рынок интернет-торговли Соединенных Штатов составляет $150 млрд, то нам есть куда стремится и есть все шансы добиться высоких показателей, дело лишь за предпринимателями», — считает Владимир Тутыкин, заместитель председателя правления АО «Казконтент».

    Интернет-магазины позволяют получить доступ не только к казахстанским потребителям, но и к покупателям по всему миру, у которых есть доступ во всемирную сеть. В РК порядка 10 млн абонентов сотовых сетей, 5 млн компьютеров на душу населении, и около 70% наших граждан являются держателями банковских карт. Все вышеперечисленные показатели дают возможность казахстанцам пользоваться услугами интернет-магазинов. За последние два года произошел скачок в объемах электронных платежей казахстанцев, что свидетельствует о готовности рынка и высоком спросе на услуги. «Общее количество электронных платежей у нас удвоилось по сравнению с 2010 годом, на конец июня 2011 года показатели превышены в два раза», — сообщил Нурлан Жагипаров, исполнительный директор «Казкоммерцбанка».

    Помимо большого количества потенциальных клиентов, увеличения рынка сбыта интернет-торговля позволяет отказаться от аренды торговых площадей, сократить штат сотрудников, что качественно сказывается на уровне цен. Неотъемлемым преимуществом является 24-часовая работа таких магазинов, без перерывов и выходных. «Активность покупателей в интернет-магазинах наблюдается с шести до восьми утра и с семи до одиннадцати вечера», — делится опытом Илюза Султанова, SEO.

    Основными сдерживающими факторами развития е-торговли в РК является неготовность законодательной базы, неразвитость логистики и недоверие населения. При этом законодательство в плане электронных денег улучшается. Немаловажным является разработка законопроекта об интеллектуальной собственности, так как книги занимают первые места в структуре электронных продаж.

    Отсутствие услуг по надежной и оперативной доставке — проблема, которая не терпит скоропостижного решения и требует постепенного системного развития. Недоверие же со стороны граждан обусловлено особенностями менталитета граждан РК, которые привыкли относиться ко всему новому с осторожностью и опаской. «Готовность казахстанцев пользоваться интернет-магазинами определяется неинформированностью граждан об услуге, и соответственно недоверие идет от незнания», — считает Василий Ульянов, руководитель казахстанского портала NUR.kz. Уровень доверия казахстанцев к е-магазинам составляет 0,2%, в России — 45%, в США — 80%.

    Кроме того, на казахстанском рынке страдают уровень, качество и разнообразие предлагаемых товаров. «Не в законодательной базе дело, а в товаре, нет у нас предпринимателей, предлагающих качественный товар в Казнете», — сетует г-н Жагипаров.

    Интернет-торговля, безусловно, выгодна для всего государства в целом. Более того, эксперты уверены, что развитие электронного рынка в Казахстане лишь дело времени. В случае помощи со стороны государства мы сможем нагнать уровень электронной коммерции в РФ за два-три года, в противном случае — за пять. Основным препятствием здесь является неготовность инвестировать в такие проекты. Инвестировать в строительство здания гораздо понятнее и привычнее, чем в виртуальный магазин. Банкам же кредитовать начинающие проекты не интересно — на их взгляд очень высоки риски. Единственный путь для развития е-коммерции г-н Ульянов видит в налоговых преференциях. «Электронное предпринимательство подтолкнет освобождение от налогов на два три года, что позволит им укрепиться на рынке», — говорит он. Однако пока не было озвучено, что для интернет-предпринимателей будут предусмотрены какие-либо поблажки.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии