Слабые места Казнета
Развитие Казнета во многом будет связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, строительством необходимой инфраструктуры, а также появлением возможности монетизировать интернет-проекты.
Развитие Казнета во многом будет связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, строительством необходимой инфраструктуры, а также появлением возможности монетизировать интернет-проекты.
Рост интернет-активности в Казахстане и развитие Казнета в последние несколько лет видны невооруженным глазом. Уже появились и национальный поисковик, и национальная блогосфера, и местный онлайн-кинотеатр, отчеты предприниматели также сдают через интернет, а информационные агентства в своих сообщениях дают ссылку на twitter-ленту премьер-министра страны.
«За последние несколько лет уже был сделан очень большой скачок в развитии Казнета, — говорит президент объединения юридических лиц «Интернет Ассоциация Казахстана» Шавкат Сабиров. — Появилось большое количество ресурсов различной направленности, от новостных сайтов и блог-платформ до интернет-ресурсов, занимающихся электронной коммерцией. Прогресс виден, например, по тому, как хорошо и правильно создаются ресурсы, как правильно работают журналисты (а не занимаются воровством). Для примера: если три года назад было порядка 40 интернет-магазинов, сейчас их уже более 200, практически готов законопроект об электронных деньгах, готовится закон об электронной коммерции».
Однако теперь казахстанским создателям интернет-порталов пора задуматься о переходе количества в качество, если они хотят монетизировать свои творения.
Зона KZ
«Казнет развивается довольно активно, что проявляется как в количественных, так и в качественных показателях, — считает генеральный директор интернет-компании PROFIT Online Александр Васильев. — Растет количество интернет-пользователей, они становятся более активными — выходят в интернет чаще, проводят там больше времени, посещают больше сайтов. Увеличивается и количество интересных интернет-проектов, рекламные бюджеты уверенно перетекают в интернет».
По данным казахстанской интернет-компании PROFIT Online, доменная зона KZ за 2010 год реально пополнилась примерно на 11 тыс. имен и общий доменный пул зоны по состоянию на конец 2010 года составил около 53 тыс. имен. «Таким образом, рост количества доменных имен по сравнению с предыдущим годом составил 26,7%, тогда как годом ранее этот показатель составлял около 31,7%, — рассказывают в компании. — Замедление темпов роста обусловлено увеличением общей доменной базы, но в абсолютных цифрах в ближайшие годы число регистраций сохранится примерно на текущем уровне —
Как отмечают эксперты компании, в целом интерес к доменной зоне KZ остается высоким, о чем свидетельствует стабильно растущий спрос на доменные имена. Среднемесячное количество заявок выросло с 1388 в 2009 году до 1446 в
«К сожалению, основная масса новых сайтов — это всевозможные торренты и файлообменники, — отмечает Александр Васильев. —
Кто вы?
Для понимания того, что такое Казнет и какие у него перспективы, нужно знать, что из себя представляет локальная интернет-аудитория. В конце прошлого года независимая исследовательская компания
Как отмечают в
Эксперты констатируют, что в 2010 году продолжился рост интенсивности использования интернета. Количество горожан, использующих интернет ежедневно, которые и формируют ядро интернет-аудитории, составляет 47% взрослых интернет-пользователей. В конце 2009 года этот показатель был 42%. Аудитория, использующая ресурсы Сети, как минимум, раз в неделю, на конец прошлого года составила 84% взрослых пользователей интернета (в конце 2009 года 79%). При этом исследователи выяснили, что чаще всего казахстанцы используют интернет для обмена электронной почтой, скачивания музыки и видео, а также общения в социальных сетях. Только около 5% от всех интернет-пользователей имели опыт покупок в сети интернет.
Однако в связи с такими относительно небольшими показателями проникновения, да в и целом небольшой численностью населения в Казахстане потенциал создания порталов для внутренней аудитории вызывает некоторый скепсис. Правда, эксперты с этим утверждением не согласны. «Потенциал развития крайне высокий, — констатирует Александр Васильев. — Сегодня самый посещаемый казахстанский сайт имеет суточную аудиторию около 100 тысяч человек. А, к примеру, на Mail.ru каждый день заходит примерно 1,4 миллиона казахстанцев. Согласитесь, есть к чему стремиться. На сегодняшний день перспективной можно считать практически любую нишу». Последнее замечание связано с тем, что казахстанская часть глобальной паутины еще сформирована слабо, и здесь можно в любых нишах создавать свои проекты, не опасаясь серьезной конкуренции.
«Пользователям интересен прежде всего региональный контент, — говорит заместитель председателя правления АО «Казконтент» Тимур Кубеков. — Поэтому такие сайты, как YouTube, Яндекс или Google, уже дают возможность работать только с локальной информацией. И развитие этой региональной составляющей будет важной частью Казнета. Спрос на подобный контент создает хороший потенциал для создания локальных ресурсов». Как отмечает эксперт, в Казахстане доля внутреннего трафика в 2010 году составляла 66%, в то время как в 2008 году было только 19%.
Среди наиболее интересных направлений развития Казнета
Непобедимые пираты
Одним из важных аспектов дальнейшего развития Казнета, охватывающего все его сегменты, является создание необходимой нормативно-правовой базы. Интернет-ассоциация Казахстана довольно активно участвует в этом процессе. Как отмечают в ассоциации, самый важный и актуальный вопрос — это определение правового статуса интернет-бизнеса. «Этот вид бизнеса отличается от традиционного и подлежит другим регламентирующим правилам. Здесь сталкиваются и авторские права на интеллектуальную собственность, и большое количество различных условий владения сайтом», — констатирует Шавкат Сабиров. Среди других направлений работы ассоциации — разработка законопроектов об электронных деньгах и об электронной коммерции. Здесь ставится задача легализовать все денежные обороты, идущие через интернет. Пользователь должен быть уверен в сохранности своих средств, так же как и продавец должен убедить потенциальных покупателей, что он не является мошенником и работает на законных основаниях. Доверие к online-платежам является одним из ключевых факторов развития электронной коммерции.
«Кроме того, сейчас мы в составе рабочей группы обсуждаем в мажилисе поправки по авторским и смежным правам. Проблема эта не местечковая, а
Тема плагиата всегда была крайне актуальной для интернет-пространства, и эта проблема остается одной из самых трудно решаемых. В конце апреля состоялся круглый стол, где обсуждались вопросы защиты авторских прав в интернете. Представители интернет-ассоциации, АО «Казахтелеком», АО «Казконтент», ТОО «ЮрИнфо», ТОО «Аудио-Видео-Меломан», ТОО «Kaztаg» говорили о необходимости соблюдения прав авторов литературных и музыкальных произведений. «В последнее время в казахстанском сегменте сети интернет созданы и получили значительное распространение сайты, предоставляющие площадку для загрузки и обмена пиратскими фильмами, играми, музыкой и компьютерным программным обеспечением», — заявила заместитель председателя комитета по правам интеллектуальной собственности Минюста РК Шолпан Абдреева. При этом она отметила, что та мера, которая сегодня применяется к правонарушителям, не позволяет сдержать уровень распространения пиратства. Шавкат Сабиров, в частности, на этом обсуждении предложил наказывать авторов противоправного контента методом «трех щелчков». Первый — это уведомление автора противоправного контента, второй — предупреждение, а третий — заведение на нарушителя уголовного дела.
Также ассоциация работает над улучшением условий для развития казахского языка в интернете. Речь идет о создании в глобальной сети среды для коммуникаций на казахском языке. «Развитие казахского языка в интернете сегодня болевая точка не только государственных органов, но наша тоже. Для того чтобы
Продать ресурс
Одной из наиболее популярных для Казнета остается тема получения прибыли от интернет-проектов. Об этом, в частности, говорили на прошедшей в апреле конференции BarCamp Central Asia 2011. Как рассказал на этой конференции Тимур Кубеков, «за последние два года в Казахстане открылось очень много интернет-порталов, которые инвестируют сами. К этому списку можно отнести и государственные порталы». При этом эксперт отмечает, что поток инвестиционных средств в такие порталы маленький. Одна из причин — срок раскрутки интернет-проекта составляет от трех до семи лет, что часто не устраивает потенциальных инвесторов. «Проникновение в 2009 году, когда было 3,2 миллиона пользователей, уже интересно для рекламодателей, но еще неинтересно для инвестиций, — отметил Тимур Кубеков в интервью нашему журналу. — Уровень проникновения, достигнутый в прошлом году, уже интересен для инвесторов. Интернет-пользователи — это активная часть населения — это платежеспособный спрос, т.е. целевая аудитория основных рекламодателей».
Виталий Акимов, генеральный директор российской компании «Стартап Поинт», выступая на BarCamp, отметил, что заработать миллионы на интернет-ресурсах маловероятно, гораздо больше шансов продать успешный проект целиком или по частям, тем более что крупные компании в таких сделках заинтересованы.
Из всего названного выше количества сайтов только несколько десятков приносят прибыль своим создателям. Правда, рост рынка интернет-рекламы в Казахстане и нтернет-аудитории вселяет определенный оптимизм. Вместе с тем у потенциальных рекломадателей часто есть претензии не только к низкой посещаемости порталов, но и к их качеству.
Эксперты в целом сходятся во мнении, что один из важных факторов, который будет способствовать развитию Казнета — это развитие широкополосного доступа. И речь не только об увеличении проникновения. Проведение транзакций, интернет-телевидение требуют должной инфраструктурной поддержки. «Для многих стоимость доступа в интернет остается высокой, не все желающие могут подключиться к тому же «Мегалайну» по причине изношенности телефонных линий — слабый уровень сигнала не позволяет воспользоваться услугой, — говорит Александр Васильев. — А многие еще не до конца сознают те возможности, которые таит интернет».
График 1
Два регистратора занимают более половины рынка
График 2
Казахстанская доменная зона активно растет в последние годы
График 3
Молодое поколение наиболее активно пользуется интернетом
Комментарии