Бейбит Ахабаев: Первый шаг оказался удачным
Интервью с управляющим директором госхолдинга «Самрук» Бейбитом Ахабаевым об итогах размещения акций АО «Казахтелеком» среди населения.
Завершено размещение акций национальной компании «Казахтелеком» среди населения. О том, как проводились торги и насколько успешными они оказались, рассказывает управляющий директор, член правления государственного холдинга по управлению государственными активами «Самрук» Бейбит Ахабаев.
— Каковы дальнейшие планы АО «Самрук» по продаже акций национальных компаний, к какому сроку планируется реализация этих планов?
— Эти планы сейчас разрабатываются, точный ответ на этот вопрос будет дан в ближайшее время. Но уже сейчас можно сказать об основном принципе: будут предлагаться бумаги действительно качественные. Хотя, с точки зрения оживления фондового рынка, не обязательно выводить на рынок именно акции — это могут быть и облигации.
— Как вы оцениваете продажу акций «Казахтелекома»? Во время размещения многие говорили, что акции «Казахтелекома» недоступны широкому кругу населения, в таком случае насколько было целесообразным проводить «народное размещение»?
— Я с этим не согласен. В свое время все желающие смогли купить акции «Казахтелекома». Мы проводили достаточно серьезную разъяснительную работу, обеспечили полную прозрачность процесса, по всем основным шагам были проведены пресс-конференции, все условия продажи акций, удовлетворения заявок были опубликованы в печати на двух языках. И мы считаем, что обеспечили возможность покупки для каждого гражданина. Другое дело — захотели они или нет? Это уже вопрос личный. Понятно, что инвестирование в акции не является безрисковым инструментом, каждый гражданин сам оценивал перспективы роста курса этих акций и, соответственно, делал для себя выводы. В процессе размещения положительный вывод для себя сделали 2791 человек, при этом около 10% акций, первоначально предложенных населению, оказались не выкуплены. То есть гражданами были сделаны заявки, однако, когда настал момент выкупать акции, они не были оплачены. Что касается жалоб от населения, то за все это время было получено три жалобы, которые удовлетворены в полном объеме. Так что никаких препятствий мы ни в коем случае не чинили, более того, мы пошли на такие шаги, как продление сроков (дважды), обзванивали людей, которые сделали заявки, но не пришли их оплачивать. Около 70% таких нерасторопных граждан мы смогли привлечь к выкупу заявок. Сделали все, для того чтобы максимально открыто и широко провести эту работу.
Другое дело, как выяснилось по результатам, люди не совсем понимают, зачем покупать эти акции, как завтра на этом можно заработать? И их, в
— На фоне всех разговоров о дальнейшей судьбе «Казахтелекома», честно говоря, уверенности такой нет.
— Да, будете думать. Это ведь для каждого человека трудное решение — вложить свои деньги в
— Почему государство продает принадлежащие ему акции населению?
— Здесь ответы очевидные, они больше лежат в философской плоскости, общеэкономической. Понятно, что частные компании, компании с большим количеством акционеров более прозрачно управляются — в этом весь смысл. А почему мы выпускаем деньги на фондовый рынок? Потому что в мире это один из важнейших инструментов инвестирования. Эффективность такого инвестирования увязана на многие вещи — на инфляцию, на связывание денежной массы, на что угодно. В конце концов, люди получают от этого прибыль.
— В какие дни был отмечен рост интереса покупателей к акциям? Справилась ли «Казпочта» с количеством заявок от населения?
— Понятно, что в выходные. На сколько справилась «Казпочта»? На «хорошо». Конечно, были организационные проблемы, но не критические. Собственно говоря, единственная проблема — очереди. И людей, привыкших в последнее время обслуживаться без очереди, конечно, это раздражало. Их можно понять, но, с другой стороны, кто хотел — покупал. Очереди, конечно, не были десятичасовыми, но сейчас людей раздражает и тридцатиминутная.
— Как удовлетворялись заявки — кому отдавалось предпочтение?
— Условия удовлетворения заявок были опубликованы в печати. Никому никаких предпочтений не отдавалось. Были абсолютно прозрачные условия. Ни по цвету глаз, ни по
Все документы подписаны сторонами, составлялась ведомость удовлетворения заявок, где пофамильно указывалось, кому сколько акций продается. В соответствии с правилами удовлетворения заявок. Есть такая ведомость, она подписана нами и финансовым домом «Ресми». Соответствующие органы могут все проверить. Вопросу прозрачности и правильности уделялось первостепенное значение.
— Почему сельчане оказались менее заинтересованными в приобретении акций?
— Мы считаем, что отсутствие свободных финансовых средств — первое. Второе — непонимание механизмов работы фондового рынка. То есть они понимают, что можно купить эти акции. Люди в специальных учебных заведениях учатся инвестированию на бирже. Мы в этом направлении вели просветительскую работу, но не может человек в результате двух-трех статей, которые прочел, поверить и понять. Люди ведь сколько раз оказывались обманутыми… Меняли деньги на
— На какой стадии находится рассмотрение вопроса, связанного с размещением акций «Казахтелекома» среди пенсионных фондов? К какому времени предполагается провести торги?
— Торги будут проведены в период с 19 по 21 марта.
— Каковы, на ваш взгляд, ожидания самих пенсионных фондов?
— Они абсолютно нормально будут покупать. По рыночной стоимости. Потому что потенциал роста есть, ожидается еще много позитивных новостей. Компания — растущая, рынок телекоммуникаций растет минимум на 30% в год. Если по нефти сейчас сомневаются инвесторы: куда она — вверх или вниз пойдет, то по телекоммуникационной отрасли сомнений нет.
— Акции «Казахтелекома» были проданы по цене, намного дороже рыночной, что связано с оценкой потенциала роста компании почти в два раза. Оправдались ли надежды правительства?
— Все оправдалось, все нормально. Мы продали по 30,5, когда акции стоили 25 тысяч тенге. Сейчас 51 тысячу тенге стоит одна акция. В
— Как будут распределены полученные от продажи акций средства?
— Мы указали точное количество, сколько уже получили. А как они будут распределены? Эти деньги являются собственностью государства, по их распределению будет принимать решение государство. Мы предполагаем, что эти деньги пойдут на инвестиционные цели.
— Через «Самрук»?
—Да, через «Самрук». Можно говорить, что они будут направлены и на социальные цели, потому что инвестиционные и социальные цели сильно перекликаются. Инвестиции, например, в ту же электроэнергетику, в конце концов выливаются в энергодостаточность и т.д. Планируется инвестировать их в электроэнергетику. По направлениям, имеющим общенациональное значение.
Комментарии