Сакен Сарсенов: Отсутствие бумажной «альтернативы» электронным сервисам стимулирует переход к информационному обществу
Интервью с вице-министром связи и информации РК Сакеном Сарсеновым о развитии программы электронного правительства в Казахстане.
«Бегай по клавишам, а не по кабинетам» — стенды с такими лозунгами, рекламирующими преимущества «электронного правительства», в последние несколько месяцев заполонили улицы Астаны и Алматы. Настойчивое продвижение
— Сакен Сейтжаппарович, в текущем году «электронному правительству» исполнилось пять лет. Согласно первоначальным планам, к 2010 в Казахстане должна была наступить «полная информатизация», однако сейчас процесс даже не близок к завершению. В чем, на ваш взгляд, причина недостижения всех поставленных целей?
— Реализация программы развития
Я не думаю, что следует говорить о недостижении целей: они были амбициозными, и для их воплощения просто понадобилось больше времени. Также я не вижу никакого «торможения» в процессе: некоторые рабочие моменты, воспринимавшиеся как барьеры, успешно устранены.
К примеру, определенным препятствием стали пробелы в законодательстве: электронные справки, которые наши граждане получали на портале www.egov.kz, не принимались банками и даже некоторыми гос¬органами. Но с началом действия Закона «Об электронном правительстве» в текущем году легитимность этих документов установлена. Признаюсь, что некоторые сложности до сих пор возникают с БВУ: это очень консервативные структуры. Но мы создали специальную рабочую группу, в состав которой вошли представители самих банков и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также Национального банка. Уже есть разъяснение последнего, и БВУ, один за другим, принимают соответствующие внутренние инструкции.
В целом за пять лет проделана поистине огромная работа: с
— Подобный «прорыв» можно было наблюдать и на примере электронных государственных закупок… То есть вы объективно считаете, что успешное развитие
— Не принуждает, а подталкивает. Но в целом это правда. Любое новшество внедряется тяжело, и внедрению нужно помогать. Люди все равно к этому придут, но вот срок на привыкание потребуется больший. Судите сами:
То же самое сейчас происходит с широкополосным доступом к интернету (ШПД): через
Ко всему мы вплотную подошли к пониманию системы «одного окна» и пытаемся организовать работу ЦОНов и БВУ так, чтобы гражданин приходил туда без кипы копий и справок, а с одним лишь удостоверением личности. Задача
…Конечно, сейчас все это может восприниматься как утопия, но я уверен, что через два года обещанное станет явью.
— При старте
— Все обозначенные вами этапы условные. Отрасль информационно-коммуникационных технологий постоянно развивается, как и нужная для нее инфраструктура. Оборудование, программное обеспечение устаревают очень быстро, в считанные месяцы, и мы вынуждены форсировать процесс модернизации.
Базовые компоненты
«Электронное правительство» совершенствуется, мы движемся к информационному обществу: живя в нем, человек сможет в любую секунду запросить и получить нужные ему сведения и документы. Скорость нашего движения, однако, зависит от развития ШПД и от готовности самих граждан работать с новыми технологиями, «жить» в интернете.
— И как Министерство связи и информации намеревается стимулировать готовность граждан?
— Мы будем в первую очередь стимулировать развитие технологий. Так, в Астане и Алматы мы внедрили мобильную связь третьего поколения 3G и в ближайшие
Но внедрение новых сервисов и возможностей делается не для Министерства связи и его сотрудников: это нужно прежде всего людям для экономии их времени в наш информационный век. И мы стараемся, чтобы ни одна минута не была потеряна, чтобы даже в поезде и самолете человек всегда был на связи, мог заниматься бизнесом, решать
— Но ведь
— Пять лет назад эта программа была действительно нужна, но сейчас с широким распространением ШПД, внедрением
— А какова судьба проекта «народный компьютер»?
— Это опять вопрос быстрого развития технологий. В магазинах, торгующих электроникой, сейчас можно найти хороший компьютер за
— А госаппарат готов к «лучшему» в рамках
— «Электронное правительство» — локомотив административной реформы и борьбы с коррупцией. Понятно, что менять бюрократические привычки сложно, и первое время госорганы даже «сопротивлялись» переменам в их укладе. Но сейчас все иначе: автоматизация и информатизация возведены в приоритет и прописаны в качестве KPI в стратегическом плане каждого ведомства. Указом Главы государства утверждена методика оценки эффективности деятельности госорганов. Агентство по делам государственной службы совместно с Минсвязи станет оценивать их по степени перевода услуг в электронный формат. Соответствующая информация каждый квартал будет отправляться в Администрацию Президента.
— Одна из самых больших претензий к
— Действительно, многие проекты не могут продемонстрировать прямой экономический эффект, только косвенный. Но это тоже очень важно. Так, ранее, чтобы получить лицензию, гражданам приходилось ждать 30 дней, по истечении которых была вероятность отказа. Затем — все
Среда «очищается» от коррупциогенных элементов, а чиновники лишаются «удовольствия» от волокиты. Ведь именно поэтому Глава государства поручил Правительству вплотную заняться расширением электронных услуг для населения.
— Премьер-министр отметил, что виртуальное правительство должно позволять ему управлять Правительством реальным, даже находясь на другом континенте. Как насчет таких трансконтинентальных перспектив?
— Первый шаг уже сделан: функционирует мобильный офис Правительства, который позволяет его членам обмениваться быстрыми сообщениями, назначать встречи, совещания, раздавать поручения, согласовывать срочные документы открытого характера в режиме реального времени…
— К началу
— Вопрос правильно поставлен. И мы делаем акцент на социально значимые и востребованные услуги: справки о недвижимости, оплата налогов на транспорт, штрафов за нарушение правил дорожного движения. Вспомните, какая это раньше была сложная процедура — возвращение прав — с походами в ГАИ, стоянием в очередях!
Сервисы должны становиться комплексными. Так, сейчас мы занимаемся упрощением процесса регистрации рождения ребенка и получения единовременного пособия, дабы молодые родители были избавлены от хождения по инстанциям с папкой документов: сначала получение справки в больнице, затем ЗАГС, ГЦВП. Вскоре сам факт рождения ребенка и данные о его родителях станут фиксироваться в информационной системе Минздрава и автоматически передаваться в государственную базу данных физических лиц, направляться в ЗАГС. Свидетельство о рождении придет к вам домой! А деньги упадут на счет также без дополнительных посещений банков и центра по выплате пенсий. Надеюсь, в конце
Пользователи
— Для получения большинства электронных услуг требуется электронная цифровая подпись. Скажу честно, я сама пыталась дома установить необходимое программное обеспечение — начал «возмущаться» антивирус Касперского. После нескольких попыток надежда оформить заявку испарилась. Процедура ЭЦП у большинства вызывает неприятие и отталкивает от
— Проблема кроется в криптосервис-провайдере, который используется Национальным удостоверяющим центром. Он реализован по советским ГОСТам, максимально защищен, поэтому и возникают вопросы с его установкой. В частности, для того чтобы он работал в операционной системе Windows, в поддержку требуется еще несколько программ.
Сейчас мы принимаем на вооружение международный стандарт шифрования RSA, позволяющий максимально упростить процедуру: надо будет физически получить ключ, вставить его в компьютер — и можно работать. Никаких дополнительных сложностей.
— Какие проекты, реализованные в рамках
— В текущем году мы кардинально изменили сам портал, его интерфейс, провели ребрендинг. Второй очень важный проект — «электронное лицензирование», которое уже в принципе работает, но задача в том, чтобы шире внедрить его в практику госорганов. И наконец, «электронный акимат».
— Запускается только его «пилот». Вообще, это одна из основных проблем: люди в больших городах получают новые возможности, а районы остаются не у дел…
— Действительно, наибольшее количество услуг предоставляется на местном уровне. Министерство связи рекомендовало властям в регионах в кратчайшие сроки внедрить проект
Вы правы в том, что если в ряде областных центров есть свои информационные системы, позволяющие качественно и быстро обрабатывать запросы граждан, то в районах ситуация оставляет желать лучшего. Но мы ее непременно исправим.
Комментарии