Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Сакен Сарсенов: Отсутствие бумажной «альтернативы» электронным сервисам стимулирует переход к информационному обществу

    Интервью с вице-министром связи и информации РК Сакеном Сарсеновым о развитии программы электронного правительства в Казахстане.

    29 декабря 2010 12:04, Светлана Антончева, Казахстанская Правда
    Рубрики: Общество

    «Бегай по клавишам, а не по кабинетам» — стенды с такими лозунгами, рекламирующими преимущества «электронного правительства», в последние несколько месяцев заполонили улицы Астаны и Алматы. Настойчивое продвижение e-gov, начатое Министерством связи и информации, уже принесло свои плоды: количество посетителей портала выросло в сотни раз, а электронных справок выдано в 75 раз больше, чем в 2009! Поистине завершающийся год можно назвать прорывным в развитии e-government. Но чем же, помимо мощной PR-кампании, обусловлен этот «прорыв»? Когда в Казахстане «наступит» информационное общество? Каков реальный эффект виртуальных проектов? На эти и другие вопросы нашего корреспондента сегодня отвечает вице-министр связи и информации Сакен Сарсенов.

    — Сакен Сейтжаппарович, в текущем году «электронному правительству» исполнилось пять лет. Согласно первоначальным планам, к 2010 в Казахстане должна была наступить «полная информатизация», однако сейчас процесс даже не близок к завершению. В чем, на ваш взгляд, причина недостижения всех поставленных целей?

    — Реализация программы развития «е-правительства» сложна сама по себе, поскольку это задача государственного масштаба, которая решается по поручению Главы государства. И ее решение должно подкрепляться не только отлаженным взаимодействием центральных и местных исполнительных органов, готовностью нормативно-правового поля, но и изменением сознания людей.

    Я не думаю, что следует говорить о недостижении целей: они были амбициозными, и для их воплощения просто понадобилось больше времени. Также я не вижу никакого «торможения» в процессе: некоторые рабочие моменты, воспринимавшиеся как барьеры, успешно устранены.

    К примеру, определенным препятствием стали пробелы в законодательстве: электронные справки, которые наши граждане получали на портале www.egov.kz, не принимались банками и даже некоторыми гос¬органами. Но с началом действия Закона «Об электронном правительстве» в текущем году легитимность этих документов установлена. Признаюсь, что некоторые сложности до сих пор возникают с БВУ: это очень консервативные структуры. Но мы создали специальную рабочую группу, в состав которой вошли представители самих банков и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также Национального банка. Уже есть разъяснение последнего, и БВУ, один за другим, принимают соответствующие внутренние инструкции.

    В целом за пять лет проделана поистине огромная работа: с 2005-го по 2009-й подготовлена инфраструктура, а 2010-й ознаменован настоящим электронным прорывом: только количество выданных е-справок выросло с 20 тысяч до 1,5 миллиона. Это стало возможным, в частности, благодаря госорганам, которые начали переводить свои услуги в общеобязательный электронный формат.

    — Подобный «прорыв» можно было наблюдать и на примере электронных государственных закупок… То есть вы объективно считаете, что успешное развитие «е-правительства» возможно, только если государство принуждает пользователей?

    — Не принуждает, а подталкивает. Но в целом это правда. Любое новшество внедряется тяжело, и внедрению нужно помогать. Люди все равно к этому придут, но вот срок на привыкание потребуется больший. Судите сами: 10–12 лет назад, когда сотовый телефон был еще диковинкой, кто мог предположить, что в 2010-м в Казахстане число абонентов зашкалит за 17 миллионов (по количеству проданных SIM-карт)?

    То же самое сейчас происходит с широкополосным доступом к интернету (ШПД): через два-три года он станет неотъемлемым атрибутом жизни современного человека в нашей республике. Есть утверждение: если количество пользователей Сети переваливает за 18–20% от населения страны, процесс становится необратимым. Мы уже набрали нужную «массу», и, могу заверить, что случаи, когда кто-то подключается к Интернету, а потом по доброй воле отказывается от этого удовольствия, — нонсенс. Можно провести параллель с электронными справками: осознав, насколько это удобно и эффективно, человек уже никогда не вернется к старой процедуре. И ее отсутствие как альтернативы лишь поможет ему в этом.

    Ко всему мы вплотную подошли к пониманию системы «одного окна» и пытаемся организовать работу ЦОНов и БВУ так, чтобы гражданин приходил туда без кипы копий и справок, а с одним лишь удостоверением личности. Задача «е-правительства» и автоматизации бизнес-процессов — лишить чиновника возможности и необходимости требовать дополнительные документы, которые содержатся в электронных базах данных.

    …Конечно, сейчас все это может восприниматься как утопия, но я уверен, что через два года обещанное станет явью.

    — При старте «е-правительства» говорили о трех этапах — информационном, предполагавшем подготовку инфраструктуры и нормативно-правовой базы, интерактивном — запуск е-сервисов, транзакционном — оплата услуг в режиме on-line. Однако впоследствии все смешалось: какая-то инфраструктура создается до сих пор, транзакции — пока новшество. Не получится ли так, что через два года «всплывут» еще недостатки, и утопия так и останется утопией?

    — Все обозначенные вами этапы условные. Отрасль информационно-коммуникационных технологий постоянно развивается, как и нужная для нее инфраструктура. Оборудование, программное обеспечение устаревают очень быстро, в считанные месяцы, и мы вынуждены форсировать процесс модернизации.

    Базовые компоненты «е-правительства» уже созданы, и информационный этап пройден. Сервисы в интерактивной фазе продолжают запускаться, с осени мы реализовали возможность оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения через интернет, на портале можно оплачивать и налоги — это уже этап транзакционный.

    «Электронное правительство» совершенствуется, мы движемся к информационному обществу: живя в нем, человек сможет в любую секунду запросить и получить нужные ему сведения и документы. Скорость нашего движения, однако, зависит от развития ШПД и от готовности самих граждан работать с новыми технологиями, «жить» в интернете.

    — И как Министерство связи и информации намеревается стимулировать готовность граждан?

    — Мы будем в первую очередь стимулировать развитие технологий. Так, в Астане и Алматы мы внедрили мобильную связь третьего поколения 3G и в ближайшие год-два планируем «покрыть» ей всю республику. Возможность осуществления видеозвонков, высокоскоростной интернет в «трубке»… На подходе — стандарт 4G, с помощью которого можно смотреть качественное телевидение через мобильные устройства. К примеру, я через свой телефон наблюдал прямую on-line трансляцию Саммита ОБСЕ…

    Но внедрение новых сервисов и возможностей делается не для Министерства связи и его сотрудников: это нужно прежде всего людям для экономии их времени в наш информационный век. И мы стараемся, чтобы ни одна минута не была потеряна, чтобы даже в поезде и самолете человек всегда был на связи, мог заниматься бизнесом, решать какие-то вопросы. Скажите, разве вы откажетесь от лучшего? Как бы кто-то не отгораживался от новшеств, они все равно приходят в нашу жизнь. А отгораживание приведет лишь к тому, что этот «кто-то» останется на обочине…

    — Но ведь «кто-то» может отгораживаться и вынужденно: за неумением, отсутствием возможности. Для таких людей существовала Программа снижения информационного неравенства, которую из-за  сложностей с бюджетированием в кризис «прикрыли». У нее есть замена?

    — Пять лет назад эта программа была действительно нужна, но сейчас с широким распространением ШПД, внедрением Wi-Max, 3G, проникновением беспроводного интернета в села (к началу 2013 года мы прогнозируем повсеместный охват Сетью даже самых отдаленных районов) необходимость в ней отпала. Граждане сами осваивают технологии, дополнительные курсы им не нужны. Ну кто учил их пользоваться сотовыми телефонами? Жизнь научила. Нынче бабушки с внуками по Skype общаются. О чем тут можно говорить?

    — А какова судьба проекта «народный компьютер»?

    — Это опять вопрос быстрого развития технологий. В магазинах, торгующих электроникой, сейчас можно найти хороший компьютер за 250–300 долларов. Это та сумма, в которую в свое время оценивался «народный» вариант. Надобности в таком проекте нет: рынок сам все расставил по местам и предложил лучшее.

    — А госаппарат готов к «лучшему» в рамках «е-правительства»? Ведь это бюрократическая структура со своими устоями. E-gov устои ломает…

    — «Электронное правительство» — локомотив административной реформы и борьбы с коррупцией. Понятно, что менять бюрократические привычки сложно, и первое время госорганы даже «сопротивлялись» переменам в их укладе. Но сейчас все иначе: автоматизация и информатизация возведены в приоритет и прописаны в качестве KPI в стратегическом плане каждого ведомства. Указом Главы государства утверждена методика оценки эффективности деятельности госорганов. Агентство по делам государственной службы совместно с Минсвязи станет оценивать их по степени перевода услуг в электронный формат. Соответствующая информация каждый квартал будет отправляться в Администрацию Президента.

    — Одна из самых больших претензий к  e-government  — «освоение» немалого количества госсредств, особенно в кризис, когда деньги было куда потратить, помимо виртуальных проектов. Каков экономический эффект от созданных сервисов?

    — Действительно, многие проекты не могут продемонстрировать прямой экономический эффект, только косвенный. Но это тоже очень важно. Так, ранее, чтобы получить лицензию, гражданам приходилось ждать 30 дней, по истечении которых была вероятность отказа. Затем — все по-новому. После пятого раза у предпринимателя, естественно, опускались руки. Теперь сроки получения некоторых разрешительных документов сокращены до 10 дней, отказ же при неправильном оформлении заявки должен последовать в течение недели.

    Среда «очищается» от коррупциогенных элементов, а чиновники лишаются «удовольствия» от волокиты. Ведь именно поэтому Глава государства поручил Правительству вплотную заняться расширением электронных услуг для населения.

    — Премьер-министр отметил, что виртуальное правительство должно позволять ему управлять Правительством реальным, даже находясь на другом континенте. Как насчет таких трансконтинентальных перспектив?

    — Первый шаг уже сделан: функционирует мобильный офис Правительства, который позволяет его членам обмениваться быстрыми сообщениями, назначать встречи, совещания, раздавать поручения, согласовывать срочные документы открытого характера в режиме реального времени…

    — К началу 2011-го  на портале e-gov будет реализовано уже свыше 70 услуг. Но сам факт их создания не означает, что они востребованы населением и популярны. Ко всему можно выдавать 10 видов справок и отчитаться, что преодолено еще 10 ступеней, а можно заменить эту — теперь уже электронную — волокиту одним комплексным сервисом.

    — Вопрос правильно поставлен. И мы делаем акцент на социально значимые и востребованные услуги: справки о недвижимости, оплата налогов на транспорт, штрафов за нарушение правил дорожного движения. Вспомните, какая это раньше была сложная процедура — возвращение прав — с походами в ГАИ, стоянием в очередях!

    Сервисы должны становиться комплексными. Так, сейчас мы занимаемся упрощением процесса регистрации рождения ребенка и получения единовременного пособия, дабы молодые родители были избавлены от хождения по инстанциям с папкой документов: сначала получение справки в больнице, затем ЗАГС, ГЦВП. Вскоре сам факт рождения ребенка и данные о его родителях станут фиксироваться в информационной системе Минздрава и автоматически передаваться в государственную базу данных физических лиц, направляться в ЗАГС. Свидетельство о рождении придет к вам домой! А деньги упадут на счет также без дополнительных посещений банков и центра по выплате пенсий. Надеюсь, в конце 2011-го все наши планы осуществятся.

    Пользователи e-government будут избавлены от нескольких «вояжей» по госорганам, что обеспечит им в разы более эффективное использование времени.

    — Для получения большинства электронных услуг требуется электронная цифровая подпись. Скажу честно, я сама пыталась дома установить необходимое программное обеспечение — начал «возмущаться» антивирус Касперского. После нескольких попыток надежда оформить заявку испарилась. Процедура ЭЦП у большинства вызывает неприятие и отталкивает от  e-gov. Как ее можно упростить?

    — Проблема кроется в криптосервис-провайдере, который используется Национальным удостоверяющим центром. Он реализован по советским ГОСТам, максимально защищен, поэтому и возникают вопросы с его установкой. В частности, для того чтобы он работал в операционной системе Windows, в поддержку требуется еще несколько программ.

    Сейчас мы принимаем на вооружение международный стандарт шифрования RSA, позволяющий максимально упростить процедуру: надо будет физически получить ключ, вставить его в компьютер — и можно работать. Никаких дополнительных сложностей.

    — Какие проекты, реализованные в рамках «е-правительства» в  2010-м вы можете назвать наиболее важными?

    — В текущем году мы кардинально изменили сам портал, его интерфейс, провели ребрендинг. Второй очень важный проект — «электронное лицензирование», которое уже в принципе работает, но задача в том, чтобы шире внедрить его в практику госорганов. И наконец, «электронный акимат».

    — Запускается только его «пилот». Вообще, это одна из основных проблем: люди в больших городах получают новые возможности, а районы остаются не у дел…

    — Действительно, наибольшее количество услуг предоставляется на местном уровне. Министерство связи рекомендовало властям в регионах в кратчайшие сроки внедрить проект «е-акимат» под нашей эгидой. В конце нынешнего года мы запускаем 20 пилотных услуг по пять на базе четырех акиматов. В течение 2011-го сеть должна распространиться по республике.

    Вы правы в том, что если в ряде областных центров есть свои информационные системы, позволяющие качественно и быстро обрабатывать запросы граждан, то в районах ситуация оставляет желать лучшего. Но мы ее непременно исправим.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии