Сеть в конце туннеля
Вокруг чего строятся казахстанские социальные сети сегодня и каково их будущее, смогут ли они реализовать свой потенциал в качестве инфраструктуры гражданского общества?
Сегодня порядочному человеку, кроме как в интернет, и выйти некуда. В этом нас убеждают выдающиеся персонажи Казнета.
Говоря о будущем казахстанского контента, кочевники Великой сети не лукавят, для них интернет — не забава и не только способ заработка.
Виртуальная реальность день за днем становится довольно действенным орудием в решении многих болезненных вопросов жизни в оффлайне. А тот, кто ведет блоги, не просто заполняет виртуальный дневник своей жизни. Он творит. Не случайно некоторые западные СМИ отказываются от услуг профессиональных журналистов, призывая к сотрудничеству блоггеров. А госслужащие самого высокого ранга не гнушаются регулярно заглядывать в социальные сети, оставляя миллионам простые и понятные заметки, гораздо более уважаемые, чем официальные отчеты. Да и социальные сети растут над собой, превращаясь в площадку для диалога. Казнет, не раз уличенный в отсталости и страсти к копированию, тем не менее, выбирает правильный путь. В Сеть выходят профессионалы из разных областей знаний, чтобы, объединившись, созидать.
Невидим, вездесущ и всемогущ. Это не о Боге. Сегодня интернет диктует правила игры, соединяя судьбы, разрушая жизни. Вот «откровения» статистиков, пришедшие к нам опять же из Сети. Социальной. Стирая границы реальных государств, виртуальные «поселения» единомышленников захватывают огромные территории, исчисляя граждан миллионами. Так, 96 процентов населения Земли младше 30 лет зарегистрированы в социальных сетях. В Великобритании половину мобильного трафика генерирует Facebook. А 80 процентов работодателей находят своих будущих сотрудников именно через социальные сети. И каждая восьмая супружеская пара в США познакомилась в Сети. Казахстанцев, ушедших в виртуальное кочевье, также немало. Станем ли мы патриотичнее, предпочитая соцсети Казнета всем другим, и какой путь развития следует им избрать, чтобы удовлетворить не только вкусы отечественной аудитории, но и подбить ее выражать свою гражданскую активность в онлайне?
Начало конца «Одноклассников» и подобных им ресурсов для экскурса в личное прошлое уже положено. Но вокруг чего строятся казахстанские социальные сети сегодня и каково их будущее? Смогут ли они реализовать свой потенциал в качестве инфраструктуры гражданского общества, как это происходит, к примеру, в соседней России? И насколько эффективно использование соцсетей отечественным бизнесом, выясняли в ходе дискуссии «Жизнь 2:0. Феномен социальных сетей» приглашенные в клуб Института политических решений.
— Свой путь в Сети зависит, наверное, от того, насколько давно ты в эту сеть выходишь, — считает руководитель проектов Internews Kazakhstan Ольга Каплина. — Так, человек, подустав от размещения своих фотографий и отчетов об отпуске, начинает искать для себя иное проявление индивидуальности в онлайне. И если блеснуть своими талантами пользователь пока не готов, он начинает размещать на своей страничке и передавать знакомым то, что цепляет лично его. Наверное, все помнят, как мы переживали бум «дневничков», когда любой мало-мальски уважающий себя пользователь не начинал своего дня без отчета о том, как он встал, чем позавтракал и т.д. Сейчас бум казахстанских дневничков проходит. Очень активно развиваются казахоязычные платформы. Уверена, в следующем году ежегодную республиканскую премию AWARD.KZ возьмет именно такой ресурс.
Однако к активности в сети рядовых пользователей чаще всего толкают НПО, политики или журналисты, подбрасывая им злободневные темы.
— Информация у нас идет из оффлайна в онлайн, но не наоборот, — продолжает Ольга. — Таким образом, сообщества, существующие в реальной жизни, привлекают к себе новых пользователей. Как правило, группы эти оппозиционные и не набирают больше тысячи участников. Среди значительных имеется сообщество студентов к акции на 9 мая (на мой взгляд также созданное какой-нибудь НПО). Есть группа людей (человек 600), которые обсуждают злободневные для страны темы в формате разговора на кухне. Но реально сообществ, где люди самостоятельно и «по доброй воле» собрались, чтобы обсудить
Тем не менее, участники дискуссии единогласно признали 2010 год годом блогинга в Казахстане. Доверить чувства и мысли Сети каждый день стремятся 10 процентов пользователей. Впрочем, есть в нашей стране люди, для которых самовыражаться в блогах скорее докучливая обязанность. Блоги госслужащих, которым велели «откровенничать» в интернете, по мнению директора Центра изучения конкурентоспособности и активного казахстанского блогера Адиля Нурмакова, напоминают больше распечатки с совещаний, а не реальное выражение мыслей:
— То, что мы имеем сегодня — общение в формате «вопрос — ответ». Такая функция имеется на сайте акимата Алматы уже шесть лет.
Еще одна беда Казнета и один из его трендов, по мнению Ольги Каплиной, это пренебрежительное отношение реальных СМИ к виртуальным «посиделкам»:
— Большая часть казахстанских журналистов считает, что социальные сети — это развлечение, не умеют искать там информацию, героев и использовать интернет для продвижения. Я думаю, что это показатель того, что СМИ не понимают свою потенциальную аудиторию, и пути у них два: либо помереть, либо измениться. Увидеть, наконец, в интернете самостоятельную медиаплатформу.
И уж совсем набившая оскомину тема: наша аудитория предпочитает российские социальные сети.
— Около 300 человек в «Фейсбуке»,
И, наконец, самый позитивный — в сеть вышел казахстанский бизнес. Причем малый гораздо более активно, чем большой. У корпоративных монстров блоги президентов правления не обновляются годами — как, к примеру, блог генерального директора «КазТрансГаз», который обновлялся в 2009 году. А корпоративный блог имеется пока лишь у «Казахтелекома». Парикмахерские, модельеры и торговые дома, регистрируясь (опять же в российских соцсетях), молниеносно набирают участников.
Что же касается будущего самого Казнета, то оно, по общему мнению участников дискуссии, в том, чтобы стать площадкой для разговора профессионалов из разных уголков света. Этакой корпоративной социальной сетью, которую создают
— Хороший пример — то, чем сегодня занимается Аружан Саин в рамках проекта «Детская кардиохирургия в Казахстане», — поясняет представитель агентства GOOD! Нуркен Халыкберген. — Как известно, 2,5 тысячи человек рождается в Казахстане с пороком сердца каждый год. В нашей стране нет ни одной клиники, которая способна сделать операцию ребенку до достижения им одного года. Однако известно, что если оперировать именно в этот период, можно с большой вероятностью утверждать, что инвалидности не будет. Сейчас мы ищем врачей в США, которые смогут приехать сюда, а также людей, готовых купить специальное оборудование, с которым мы сможем создать хирургический центр на базе одной из казахстанских клиник. И все это с помощью Сети.
Комментарии