Куанышбек Есекеев: «Будущее за широкополосным доступом в интернет»
Интервью с Куанышбеком Есекеевым, председателем правления АО «Казахтелеком», о ключевых проектах компании.
Сегодня группа компаний АО «Казахтелеком» охватывает все основные целевые рынки потребителей информационно-коммуникационных услуг. Компания уже давно вышла за рамки того, что она предлагала 10 лет назад. Предоставляя своим клиентам услуги телефонии, сетей передачи данных, доступа в интернет, интерактивного цифрового телевидения IPTV, хостинга,
О ключевых проектах компании, дополнительных сервисах, потенциале принципиально нового бренда для Казахстана — iD и сроках его окупаемости в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал Куанышбек Есекеев, председатель правления ведущего оператора связи республики.
— Какой стратегии придерживается ваша компания в развитии новых технологий на
— В рамках стратегии развития группы компаний «Казахтелеком» важное место, наряду с улучшением качества предоставления услуг, повышением уровня обслуживания клиентов, занимает реализация новых крупных проектов. Сегодня таким проектом остается развитие широкополосного доступа в интернет (ШПД). Уже более трех лет мы являемся лидерами по продаже услуги ШПД на основе технологии ADSL, которая известна под брендом Megaline. Вместе с тем в прошлом году мы вышли на рынок с новыми услугами под зонтичным брендом iD, в частности, с услугой iD Net. Это наше
Вместе с тем, мы активно участвуем в мобильном секторе страны через наши дочерние структуры — 100% «дочку» АО «АЛТЕЛ», которая предоставляет новый продукт — услугу JET — мобильный доступ в интернет в
Стоит отметить и наши проекты по развитию сельской сети телекоммуникаций с использованием беспроводной технологии CDMA-450. Зона покрытия базовой станции в сельской местности составляет
Кроме того, мы работаем и над лояльностью нашей аудитории. Для этого мы разрабатываем дополнительные сервисы, в частности, инновационный проект внедрения услуг цифрового телевидения IPTV, имеющий более широкий функционал по сравнению с кабельным телевидением. Мы планируем, что к концу 2010 года у нас будет около 28 тыс. подключений (учитывая, что в 2009 году было
Что касается дополнительных финансовых ресурсов, то пока АО «Казахтелеком» обходится своими внутренними резервами. В случае дефицита собственных средств будет рассматриваться возможность привлечения заемных средств. Сегодня мы практикуем «товарные кредиты», которые нам выдают производители, кроме сельской сети телекоммуникаций, которая субсидируется государством; работаем на рынке стандартного заимствования через Банк развития Казахстана, RBS, Citi. Расчет по кредитам ведется за счет собственных средств, поскольку наша компания является финансово устойчивой. Если мы и дальше будем работать на ритейл-рынке достаточно агрессивно, как мы это делаем сейчас, то такую же устойчивость мы сохраним.
— Как вы оцениваете потенциал бренда iD? Насколько он будет востребован среди казахстанцев в ближнесрочной и долгосрочной перспективах? Каковы ваши маркетинговые шаги и планы по охвату Казахстана широкополосным доступом в интернет. Перенимает ли компания опыт других стран, развивающих инновационные технологии?
— Бренд iD представлен такими новыми услугами, как интерактивное цифровое телевидение iD TV, услуги хостинга iD Host, услуги доступа в интернет iD Net и новыми решениями телефонии iD Phone. Бренд iD позволил компании уйти в дополнительные сервисы, что, в свою очередь, сохранило лояльность наших клиентов.
Развивая этот бренд, мы не открываем Америку, мы просто развиваем на территории Казахстана международную практику. Многие международные телефонные компании, такие как «Дойч Телеком», «Бритиш Телеком» или «Телефоника», участвуют и в мобильном секторе, и в широкополосном доступе, предоставляя абонентам ряд пакетных услуг. Более того, они являются прибыльными компаниями. Поэтому, я считаю, что именно опыт таких компаний нам надо брать на вооружение.
— С какими проблемами сталкивается компания при внедрении услуги?
— Сегодня главное рыночное требование к динамично развивающейся компании — предоставлять клиентам качественные услуги и демонстрировать высокий уровень обслуживания. Вслед за технологической модернизацией всегда идет качественный сервис, на формирование которого уходят годы. Для этого в каждом филиале компании теперь есть человек, который ответственен за качественный сервис. Более того, в каждом Call-center мы ввели услугу оповещения о работе операторов. Это положительно сказалось на их работе и на имидже компании в целом.
— Сколько потребуется АО «Казахтелеком» финансовых вливаний для внедрения данной инновационной услуги по технологии FTTH? Назовите, пожалуйста, сроки окупаемости этого проекта.
— Согласно мировой практике, стоимость строительства сетей FTTH из расчета на одного абонента (или одного порта) составляет от $1000 до 1500. При этом сроки окупаемости проектов FTTH обычно составляют от 10 до 20 лет.
Но, говоря о сроках окупаемости, не стоит забывать, что АО «Казахтелеком» работает при плавающих показателях.
Кроме этого, на данные показатели влияет стоимость закупаемого нами трафика.
— Эксперты утверждают, что любая система строится не на один год и даже не на пять лет, и при этом она должна иметь возможность дальнейшего развития, которое не приведет в будущем к строительству практически новой сети. Насколько технология FTTH позволяет в будущем расширить спектр услуг для абонентов?
— В соответствии с утвержденной Программой построения широкополосных сетей на
— Планируется ли в линейке продуктов компании в целом добавляться новый класс услуг?
— C учетом роста потребностей клиентов и интеграции широкополосного доступа, фиксированной телефонии и контента компания уже сегодня предоставляет абонентам ряд пакетных услуг. Что касается новинок, то это будут дополнительные сервисы к уже существующим классам услуг.
— Расскажите, пожалуйста, об инвестиционной стратегии компании за рубежом. Какие активы наиболее привлекательны для АО «Казахтелеком»? С какими компаниями вы планируете заключать партнерские межоператорские соглашения?
— Мы только начинаем присматриваться к зарубежным активам, и нам наиболее привлекательны именно российские. Но, учитывая сегодняшнюю конъюнктуру рынка, пока «Казахтелеком» будет фокусироваться только на внутреннем рынке.
— Вы отмечали, что не исключаете проведения IPO. Можете ли сейчас назвать предварительно год, биржу, на которой планируете размещаться, и количество акций?
— Размещаться мы планируем, но не сейчас однозначно, поскольку компания формирует свою поведенческую модель во время, когда рынок выходит из кризиса. IPO возможно для АО «Казахтелеком», если компания подойдет к реализации крупного проекта. Сегодня, реализуя инновационные проекты, мы укладываемся в бюджет. Но, к примеру, при охвате технологией FTTH всего многоквартирного Казахстана нам уже понадобятся дополнительные средства, которые можно будет выручить от IPO.
Справка
Консолидированная неаудированная прибыль АО «Казахтелеком» за первое полугодие 2010 года составила 20 млрд. 635 млн. тенге, перевыполнение по отношению к плану — 66%, консолидированные доходы от реализации услуг за 6 месяцев 2010 года, по предварительным данным, составляют 75 956 млн. тенге. Всего по АО «Казахтелеком» объем капитальных вложений, по оперативным данным, за отчетный период составил 4 742 млн. тенге. Показатель EBIDTA — 25 млрд. 631 млн. тенге.
Наиболее крупными акционерами компании являются АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» — 51%, компания Bodam B.V. (Амстердам) — 16,87%, Deran Services Limited — 9,61%. В структуру группы компаний АО «Казахтелеком» по состоянию на 31.03.2010 года входят: АО «АЛТЕЛ» (100%), ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (49%), АО «НУРСАТ» (77,08%), ООО Сигнум» (100%), ТОО «ВОСТОКТЕЛЕКОМ» (100%), ТОО «Кептер телеком» (100%), ТОО «Radio Tell» (100%), ООО «Online.kg» (100%).
Комментарии