Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Куанышбек Есекеев: «Будущее за широкополосным доступом в интернет»

    Интервью с Куанышбеком Есекеевым, председателем правления АО «Казахтелеком», о ключевых проектах компании.

    2 сентября 2010 11:55, Капитал.kz
    Рубрики: Бизнес, Связь

    Сегодня группа компаний АО «Казахтелеком» охватывает все основные целевые рынки потребителей информационно-коммуникационных услуг. Компания уже давно вышла за рамки того, что она предлагала 10 лет назад. Предоставляя своим клиентам услуги телефонии, сетей передачи данных, доступа в интернет, интерактивного цифрового телевидения IPTV, хостинга, SIP-телефонии и т.д., «Казахтелеком» занимается реализацией ряда крупных инфраструктурных проектов, модернизацией и цифровизацией сетей телекоммуникаций, внедрением новых технологий и телефонизацией сел, а также развитием широкополосного доступа в интернет.

    О ключевых проектах компании, дополнительных сервисах, потенциале принципиально нового бренда для Казахстана — iD и сроках его окупаемости в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал Куанышбек Есекеев, председатель правления ведущего оператора связи республики.

    Куанышбек Есекеев, председатель правления АО— Какой стратегии придерживается ваша компания в развитии новых технологий на  2010–2020 годы? Существует ли потребность в дополнительных финансовых ресурсах для расширения, модернизации и развития сети? Если «да», то из каких источников планируете привлекать средства?

    — В рамках стратегии развития группы компаний «Казахтелеком» важное место, наряду с улучшением качества предоставления услуг, повышением уровня обслуживания клиентов, занимает реализация новых крупных проектов. Сегодня таким проектом остается развитие широкополосного доступа в интернет (ШПД). Уже более трех лет мы являемся лидерами по продаже услуги ШПД на основе технологии ADSL, которая известна под брендом Megaline. Вместе с тем в прошлом году мы вышли на рынок с новыми услугами под зонтичным брендом iD, в частности, с услугой iD Net. Это наше «ноу-хау», созданное с использованием технологии FTTH (Fiber to the home — оптоволокно до дома/квартиры). Классической связью потребителей не удивишь, поэтому мы и развиваем такие крупные проекты, которые позволяют получить высокоскоростной интернет для наших пользователей. В данном случае, будучи коммерческой компанией, мы заботимся о том, чтобы удовлетворить в полной мере потребности наших пользователей. В то же время мы стараемся своему потребителю предлагать комплекс услуг. В частности, новая услуга доступа в интернет iD Net будет предоставляться по разным тарифным планам, таким как iD Net Motor и iD Net Lights.

    Вместе с тем, мы активно участвуем в мобильном секторе страны через наши дочерние структуры — 100% «дочку» АО «АЛТЕЛ», которая предоставляет новый продукт — услугу JET — мобильный доступ в интернет в 3G-режиме, и ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (бренды Activ и Kcell), где наша доля в пакете равна 49%. Что касается услуги JET, то мы планируем через мобильный ШПД подключить в этом году порядка 15 тыс. пользователей, а до 2015 года — 200 тыс.

    Стоит отметить и наши проекты по развитию сельской сети телекоммуникаций с использованием беспроводной технологии CDMA-450. Зона покрытия базовой станции в сельской местности составляет 25–35 км. Одна такая станция в состоянии обслуживать до 1000 абонентов и позволит увеличить телефонную плотность на селе до 19,5 телефонных линий на 100 жителей. Телефонная плотность в Казахстане, по итогам 2009 года, составляет в среднем 23,15 телефонов на 100 человек. С учетом таких показателей, я думаю, что в самое ближайшее время мы внедрим новые решения в селах в части ШПД в интернет.

    Кроме того, мы работаем и над лояльностью нашей аудитории. Для этого мы разрабатываем дополнительные сервисы, в частности, инновационный проект внедрения услуг цифрового телевидения IPTV, имеющий более широкий функционал по сравнению с кабельным телевидением. Мы планируем, что к концу 2010 года у нас будет около 28 тыс. подключений (учитывая, что в 2009 году было 7–8 тыс.) и порядка 34 тыс. в 2011 году. IPTV — это новая для Казахстана услуга в телевидении, которая позволяет получать видео по запросу, управлять телевещанием, просматривать кинофильмы, не выходя из дома («виртуальный кинозал»), а также включает в себя дополнительные интерактивные сервисы. Поэтому я считаю, что будущее будет за ШПД.

    Что касается дополнительных финансовых ресурсов, то пока АО «Казахтелеком» обходится своими внутренними резервами. В случае дефицита собственных средств будет рассматриваться возможность привлечения заемных средств. Сегодня мы практикуем «товарные кредиты», которые нам выдают производители, кроме сельской сети телекоммуникаций, которая субсидируется государством; работаем на рынке стандартного заимствования через Банк развития Казахстана, RBS, Citi. Расчет по кредитам ведется за счет собственных средств, поскольку наша компания является финансово устойчивой. Если мы и дальше будем работать на ритейл-рынке достаточно агрессивно, как мы это делаем сейчас, то такую же устойчивость мы сохраним.

    — Как вы оцениваете потенциал бренда iD? Насколько он будет востребован среди казахстанцев в ближнесрочной и долгосрочной перспективах? Каковы ваши маркетинговые шаги и планы по охвату Казахстана широкополосным доступом в интернет. Перенимает ли компания опыт других стран, развивающих инновационные технологии?

    — Бренд iD представлен такими новыми услугами, как интерактивное цифровое телевидение iD TV, услуги хостинга iD Host, услуги доступа в интернет iD Net и новыми решениями телефонии iD Phone. Бренд iD позволил компании уйти в дополнительные сервисы, что, в свою очередь, сохранило лояльность наших клиентов.

    Развивая этот бренд, мы не открываем Америку, мы просто развиваем на территории Казахстана международную практику. Многие международные телефонные компании, такие как «Дойч Телеком», «Бритиш Телеком» или «Телефоника», участвуют и в мобильном секторе, и в широкополосном доступе, предоставляя абонентам ряд пакетных услуг. Более того, они являются прибыльными компаниями. Поэтому, я считаю, что именно опыт таких компаний нам надо брать на вооружение.

    — С какими проблемами сталкивается компания при внедрении услуги?

    — Сегодня главное рыночное требование к динамично развивающейся компании — предоставлять клиентам качественные услуги и демонстрировать высокий уровень обслуживания. Вслед за технологической модернизацией всегда идет качественный сервис, на формирование которого уходят годы. Для этого в каждом филиале компании теперь есть человек, который ответственен за качественный сервис. Более того, в каждом Call-center мы ввели услугу оповещения о работе операторов. Это положительно сказалось на их работе и на имидже компании в целом.

    — Сколько потребуется АО «Казахтелеком» финансовых вливаний для внедрения данной инновационной услуги по технологии FTTH? Назовите, пожалуйста, сроки окупаемости этого проекта.

    — Согласно мировой практике, стоимость строительства сетей FTTH из расчета на одного абонента (или одного порта) составляет от $1000 до 1500. При этом сроки окупаемости проектов FTTH обычно составляют от 10 до 20 лет.

    Но, говоря о сроках окупаемости, не стоит забывать, что АО «Казахтелеком» работает при плавающих показателях. Во-первых, неоднозначен прогноз рынка стоимости порта, который устанавливает компания. Один порт Megaline, который подходит к абонентскому устройству, стоит $445. Порт, который компания устанавливает по технологии FTTH, обходится в $1015. При этом если в прошлом году услуга установки конечного оборудования стоила $500, то в этом году она упала до $100. Во-вторых, АО «Казахтелеком» работает на снижающихся тарифах. Ведь когда компания рассчитывает окупаемость проекта, она принимает в расчет текущий тариф. Но рынок тоже диктует условия, и мы как коммерческая организация должны реагировать на поведение рынка. А ему нужно следующее — высокая скорость при низкой ценовой политике. В среднем порт окупается за 3–4 года, но если он завтра будет стоить $50, то сроки будут уже совершенно другими.

    Кроме этого, на данные показатели влияет стоимость закупаемого нами трафика.

    — Эксперты утверждают, что любая система строится не на один год и даже не на пять лет, и при этом она должна иметь возможность дальнейшего развития, которое не приведет в будущем к строительству практически новой сети. Насколько технология FTTH позволяет в будущем расширить спектр услуг для абонентов?

    — В соответствии с утвержденной Программой построения широкополосных сетей на 2010–2015 годы предоставление АО «Казахтелеком» услуг ШПД в новых многоэтажных застройках, жилых комплексах класса «А» будет происходить с использованием оптических систем FTTH. На основе сетей FTTH в будущем возможно внедрить большой спектр услуг, таких как интерактивное телевидение и видеотелефония в формате HD, широкий спектр мультимедийных услуг на основе сетей IMS.

    — Планируется ли в линейке продуктов компании в целом добавляться новый класс услуг?

    — C учетом роста потребностей клиентов и интеграции широкополосного доступа, фиксированной телефонии и контента компания уже сегодня предоставляет абонентам ряд пакетных услуг. Что касается новинок, то это будут дополнительные сервисы к уже существующим классам услуг.

    — Расскажите, пожалуйста, об инвестиционной стратегии компании за рубежом. Какие активы наиболее привлекательны для АО «Казахтелеком»? С какими компаниями вы планируете заключать партнерские межоператорские соглашения?

    — Мы только начинаем присматриваться к зарубежным активам, и нам наиболее привлекательны именно российские. Но, учитывая сегодняшнюю конъюнктуру рынка, пока «Казахтелеком» будет фокусироваться только на внутреннем рынке.

    — Вы отмечали, что не исключаете проведения IPO. Можете ли сейчас назвать предварительно год, биржу, на которой планируете размещаться, и количество акций?

    — Размещаться мы планируем, но не сейчас однозначно, поскольку компания формирует свою поведенческую модель во время, когда рынок выходит из кризиса. IPO возможно для АО «Казахтелеком», если компания подойдет к реализации крупного проекта. Сегодня, реализуя инновационные проекты, мы укладываемся в бюджет. Но, к примеру, при охвате технологией FTTH всего многоквартирного Казахстана нам уже понадобятся дополнительные средства, которые можно будет выручить от IPO.

    Справка
    Консолидированная неаудированная прибыль АО «Казахтелеком» за первое полугодие 2010 года составила 20 млрд. 635 млн. тенге, перевыполнение по отношению к плану — 66%, консолидированные доходы от реализации услуг за 6 месяцев 2010 года, по предварительным данным, составляют 75 956 млн. тенге. Всего по АО «Казахтелеком» объем капитальных вложений, по оперативным данным, за отчетный период составил 4 742 млн. тенге. Показатель EBIDTA — 25 млрд. 631 млн. тенге.

    Наиболее крупными акционерами компании являются АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» — 51%, компания Bodam B.V.  (Амстердам) — 16,87%, Deran Services Limited — 9,61%. В структуру группы компаний АО «Казахтелеком» по состоянию на 31.03.2010 года входят: АО «АЛТЕЛ» (100%), ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (49%), АО «НУРСАТ» (77,08%), ООО Сигнум» (100%), ТОО «ВОСТОКТЕЛЕКОМ» (100%), ТОО «Кептер телеком» (100%), ТОО «Radio Tell» (100%), ООО «Online.kg» (100%).

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии