Казахстан на пороге цифровой революции
Интервью с Карлом Йоханнессоном, управляющим партнером компании J’son & Partners и председателем конференции Digital Communications Event 2010 о предстоящей конференции.
Рынок широкополосных услуг в Казахстане в ближайшие
Эти и другие вопросы будут обсуждаться в Алматы на конференции Digital Communications Event 2010, обещающей собрать самых влиятельных игроков рынка — включая министров, руководителей крупнейших компаний телекоммуникационного сектора, а также известных экспертов международного масштаба из Казахстана, России, стран Азии и Европы. У делегатов конференции будет возможность обсудить ключевые аспекты и перспективы подключения Центральной Азии к цифровому миру.
В преддверии мероприятия «Капитал.kz» встретился с Карлом Йоханнессоном, управляющим партнером компании J'son & Partners и председателем конференции Digital Communications Event 2010.
— Господин Йоханнессон, расскажите о предстоящей конференции. Какие основные вопросы планируется обсудить?
— Главная цель этого большого мероприятия — собрать вместе всех ключевых игроков сектора цифровых коммуникаций. Цифровые коммуникации сейчас затрагивают все сегменты современного общества, такие как мобильные коммуникации, телекоммуникации, Web 2.0, широкополосный доступ, интернет, реклама, образование и цифровой контент. Кроме того, мы поговорим о внедрении цифрового телевидения и его перспективах в Казахстане. Подобной конференции еще не проводилось в вашей стране, поэтому сейчас подходящее время взглянуть на текущие и будущие перспективы этого направления.
Цифровые коммуникации — это очень динамичный сегмент, который не был затронут кризисом и начал быстро развиваться в 2010 году. Центральная Азия и Казахстан сформировали очень интересную картину, так как в ближайшие
Одной из значимых тем, которая также будет затронута на конференции, станут электронные платежные системы, их важность для индивидуальных предпринимателей и для представителей малого бизнеса, так как этот сегмент рынка только начал развиваться.
Все зарегистрированные участники смогут построить бизнес-связи посредством модуля делового общения. Каждый делегат получит свой собственный профиль и возможность отправлять сообщения, комментарии и интерактивно общаться с другими пользователями.
Во время конференции мы планируем провести конкурс на лучший проект в области цифровых коммуникаций, цифрового бизнеса среди нашей талантливой молодежи. Жюри, состоящее из лидеров данной индустрии, определит победителей в номинации «Лучший бизнес-план», и мы надеемся поддержать этот проект. Все подробности конкурса можно получить на официальном сайте мероприятия.
— Как бы вы оценили инвестиционные возможности телекоммуникационного рынка Казахстана на текущий момент?
— Я думаю, что технически рынок развит достаточно хорошо, и это значит, что рынок услуг сейчас может развиваться и расти. Но для привлечения большего числа инвестиций на цифровой рынок потребуется больше цифрового контента, соответственно.
Хотелось бы выделить 3 категории инвестиций в этот сектор. Первая затрагивает крупные компании, такие как «Казахтелеком»,
И третья категория, интересующая инвесторов, — это молодые, талантливые ребята с отличными идеями. Наиболее распространенная проблема, в данном случае, это отсутствие четких бизнес-планов и опытного управления. Эти стартапы или растущий бизнес требуют меньшего капитала и, по моему мнению, нуждаются в помощи в построении бизнес-плана и поиске выходов на подходящих инвесторов.
— Что, по вашему мнению, может стать катализатором роста телекоммуникационного рынка Казахстана?
— Я занимаюсь управленческим консалтингом уже около 30 лет, видел тысячи проектов и могу сказать точно, что важнейшую роль играет время, когда ты выходишь на рынок. Даже у самой хорошей идеи или концепта могут возникнуть проблемы
Важным катализатором для Казахстана является привлечение новейших цифровых продуктов и услуг на рынок и нахождение всеми крупными предпринимателями новых способов формирования контента и монетизации услуг с помощью рекламы, микро-платежей и подписок на услуги.
Кроме того, крупный проект, такой как цифровое телевидение, которое мы обсуждаем на конференции, имеет большой потенциал развития в Казахстане, несмотря на то, что на сегодняшний день данное направление только начинает развиваться. Если говорить о цифровой рекламе, то необходимо «включить» дополнительные услуги, предлагаемые на рынке мобильными операторами и провайдерами мобильного контента и мобильного маркетинга, которые имеют большой потенциал. Внедрение новых технологий, таких как LTE, даст большие возможности, поскольку оно обеспечит
— На конференции одна из сессий будет посвящена цифровому стилю жизни. Каким вы видите его в Казахстане?
— У Казахстана потрясающая древняя культура и великая история с различными традициями, но цифровые технологии уже вошли в жизнь. Молодое поколение Казахстана — это активные блогеры и пользователи социальных сетей. По данным J’son Partners , в Казахстане около 4 миллионов пользователей социальных сетей. Наиболее популярные
Жители Европы имеют больший доступ к цифровым технологиям, но Казахстан развивается бурно. Число пользователей фиксированного и мобильного широкополосного интернета может достичь 30% в течение двух лет. Половина населения или даже большая его часть будет иметь доступ в интернет к концу 2014 года. Такие тенденции будут активно проявляться, и одна из главных задач для нашей компании — предоставление исследований рынка и анализа, подготовка бизнес-планов и помощь игрокам рынка в привлечении как зарубежных, так и местных партнеров для развития этого рынка.
Большинство компаний не являются противниками таких влиятельных компаний, как «Казахтелеком». Наоборот, конкуренция и новые компании увеличивают долю рынка для каждого игрока. Эти тенденции наблюдаются во всем мире, с тех пор, как конкуренция в секторе телекоммуникаций началась в Европе в 1981 году (в Великобритании).
Другой вопрос — казахстанский контент. Сейчас 80% пользователей социальных сетей используют мобильный интернет для доступа к платформам. Несколько участников нашей конференции как раз будут говорить на данную тему. И поэтому для продвижения казахстанского контента одним из инструментов должен быть мобильный интернет. Сейчас у нас, к примеру,
— Как вы оцениваете эффективность корпоративных блогов компаний и первых руководителей?
— Корпоративные блоги — это первый шаг в общении с клиентами, и такой подход становится уже популярным в Казахстане. Следующий шаг — это то, как использовать блоги и социальные медиа в целях интерактивной коммуникации, PR и как средство маркетинга. Это отличный метод для достижения новых аудиторий и клиентов для казахстанских компаний. Для этого не требуется больших средств, тем не менее, необходимы четкая стратегия и высокая потребность в регулярном развитии и мониторинге деятельности социальных медиа и их влияния. Молодые люди проводят в сети интернет по
Участвуя в нашей конференции, на протяжении двух дней вы сможете встретить и выслушать ключевых игроков на одной площадке. Мы ожидаем, что слаженные совместные действия по разработке бизнес-инициатив будут предприняты по мере того, как Казахстан
Комментарии