Казнет: мы растем!
Анализ показателей развития Казнета в 2009 году.
С февраля 2010 года Агентство по статистике РК стало в своих отчетах по отрасли связи более четко разделять курьерские и почтовые услуги от услуг электрической связи (телефонной, мобильной, интернета). И это правильно, т.к. говоря о рынке связи, мы
Ситуация в I квартале наглядно демонстрирует продолжение общих трендов рынка. Но нас сейчас интересует только отдельный его сегмент — интернет. Однако, чтобы видеть картину целиком, приведем статданные за прошлый год по всей отрасли. В 2009 году предприятиями связи было оказано услуг на сумму 441,4 млрд. тенге, что в сопоставимых ценах на 8,3% больше объема 2008 года, доходы от реализации услуг связи населению составили 188,5 млрд. тенге, что на 2,3% больше объема 2008 года. При этом доходы от услуг междугородной телефонной связи составили 52,1 млрд. тенге (что на 5,4% меньше чем в 2008 году), городской (местной) телефонной связи — 31 млрд. тенге (на 8,1% больше), интернета — 42,6 млрд. тенге (на 26,5% больше) и сотовой связи — 237 млрд. тенге (на 10,6% больше). Таким образом, наибольшие доли в общем объеме доходов предприятий связи в 2009 году составили доходы от услуг мобильной связи (53,9%), междугородной телефонной связи (11,8%), интернета (9,6%), городской (местной) телефонной связи (7,0%).
Если сопоставить данные 2009 года и I квартала 2010 года, то мы увидим, что доходы от интернет-услуг растут стабильно высокими темпами, а доля интернета в общей структуре доходов заметно растет. Так, если по итогам 2009 года на интернет пришлось 9,6% от общих доходов предприятий отрасли связи в Казахстане, то уже в I квартале этого года показатель вырос до 10,9% (здесь мы для чистоты цифр учли также доходы от курьерской и почтовой связи, поскольку в данных за 2009 год они учитывались при расчете долей). Однако поскольку квартальные показатели не так репрезентативны, как годовые, то мы будем иметь их в виду, но далее за основу будем брать отчетность за 2009 год.
Итак, интернет не только занял заметное место в структуре доходов отрасли связи Казахстана, но и показывает самые высокие темпы роста — по итогам 2009 года на интернет-доступе было заработано 42,6 млрд. тенге, что на 26,5% больше, чем годом ранее. Причем если мы посмотрим на объем интернет-услуг, оказанных в 2009 году населению, то увидим, что здесь рост еще более впечатляющий — 57,8% (было оказано услуг почти на 17 млрд. тенге). Также очень высокими темпами прирастает «село» — доходы от интернет-услуг в сельской местности составили в 2009 году 1,9 млрд. тенге, показав рост 117% к показателям предыдущего года (из них сельскому населению было оказано интернет-услуг на 1,15 млрд. тенге — рост 149%). Т.е. можно уверенно говорить о том, что интернет охватывает все более широкие слои населения Казахстана.
При этом сохраняется сильный дисбаланс в структуре доходов в разрезе областей: львиная доля — 51% — приходится на Алматы. Затем идет Астана (7%), Карагандинская (6%), Атырауская (5%), Восточно-Казахстанская (4%) области.
Любопытно, что аналогичным образом распределяются и доли посетителей сайтов Казнета (по данным интернет-счетчика CountZero): около 48% приходится на Алматы, 8% — на Астану, 6,5% — на Караганду, 3,5% — на Павлодар, по 2,5% — на Атырау и Актобе.
Что касается казахстанской интернет-аудитории в количественном выражении, то тут мы наблюдаем очень большой разброс в называемых цифрах. Все то же Агентство РК по статистике заявляет о 734,4 тыс. абонентов. Председатель правления АО «Казахтелеком» в начале февраля сказал об 1,8 млн. абонентов (из них 1,4 млн. используют широкополосный доступ). Исследовательская компания ICT Marketing называет цифру 3,16 млн. пользователей. А вот в интернет-компании PROFIT Online аудиторию казахстанских пользователей оценили в 4,3 млн. человек.
Скорее всего, главная причина расхождений кроется в терминологии. Если исследовательские компании под «абонентом» понимают отдельного пользователя, то для телекомкомпании «абонент» фактически равен «абонентской линии». А сколько пользователей у этой линии — вопрос второстепенный. А ведь одной линией могут пользоваться и несколько членов семьи, и несколько сотен сотрудников крупной компании. Тем не менее, интересны все цифры. Данные от Статагентства прежде всего привлекательны тем, что в них раскрыта структура в разрезе по областям. «Казахтелеком», как доминирующий оператор, позволяет сориентироваться по использованию широкополосного доступа домашними пользователями. У ICT Marketing раскрыта структура аудитории. А PROFIT Online, как представляется, наиболее точно показывает ее численность.
Итак, по результатам ежегодного исследования интернет-аудитории, проведенного компанией
В основном доступ в интернет осуществляется с компьютера или ноутбука. Доля тех, кто пользуется интернетом с мобильного телефона, невелика и составляет 7% взрослых (16 лет и старше) интернет-пользователей, живущих в городах РК с населением 70 тысяч и более человек. Аудитории пользователей интернета с мобильного телефона и с компьютера/ноутбука ощутимо пересекаются: 7 из 10 человек, использующих интернет с мобильного телефона, также пользуются интернетом с помощью компьютера/ноутбука, что необходимо учитывать при определении реального размера интернет-аудитории в Казахстане, сообщает
Кроме того, исследование показало, что в 2009 году продолжился и рост интенсивности использования интернета. Ежедневные пользователи интернета, которые формируют ядро аудитории, составляют 42% взрослых интернет-пользователей в городах с населением 70 тысяч и более человек. В конце 2008 года доля ежедневных пользователей интернета составила 32%.
Активную аудиторию (используют ресурсы интернет минимум раз в неделю) в ноябре 2009 года в городах РК с населением от 70 тысяч человек составляли 79% взрослых интернет-пользователей. В конце 2008 года доля активной аудитории составляла 68% от всех взрослых пользователей интернета в Казахстане.
В конце 2009 года к регулярной интернет-аудитории (использующие интернет хотя бы несколько раз в месяц) относилось 92% взрослых пользователей из городов Казахстана с населением от 70 тысяч человек. В конце 2008 года аналогичный показатель составил 84%.
Основным местом использования интернета
Важным фактором, влияющим на развитие интернета в Казахстане, является уровень компьютеризации домохозяйств. За последний год он также возрос. Если в октябре 2008 года 42% семей городов РК с населением от 70 тысяч человек имело компьютер, то в ноябре 2009 года этот показатель составил уже 47%. Продолжается и рост количества семей с ноутбуками. Этот показатель вырос с 4% в октябре 2008 года до 7% в ноябре 2009 года.
За прошедший год увеличилась не только доля семей, имеющих компьютер, но и доля домохозяйств с подключением к интернету. В ноябре 2009 года 26 из 100 домохозяйств городов Казахстана с населением от 70 тысяч человек имело подключение к интернету (в октябре 2008 года этот показатель составлял 19 из 100 домохозяйств). Общее количество домохозяйств с подключением к интернету в городах Казахстана с населением от 70 тысяч человек увеличилось за прошедший год более чем на 30%.
Еще более укрепились позиции широкополосного доступа в интернет среди населения. По сравнению с 2007 годом картина рынка полностью поменялась. Если в сентябре 2007 года около 70% городских домохозяйств подключалось к интернету с помощью коммутируемого
Развитие широкополосного интернета позволяет привлекать к его использованию все большее количество домочадцев. В ноябре 2009 года в среднем в одной семье, проживающей в городе с населением от 70 тысяч человек и имеющей подключение ко Всемирной Сети, интернетом пользовались 2,4 члена семьи (в октябре 2008 года этот показатель составлял 2 человека).
Также приведем альтернативную оценку количества пользователей интернета в Казахстане. Так, в интернет-компании PROFIT Online интернет-аудиторию в Казахстане, по состоянию на январь 2010 года, оценили в 4,3 млн. пользователей, а ядро аудитории — в 1,2 млн. человек. Таким образом, прирост интернет-аудитории за прошлый год составил 72% — год назад, в январе 2009, в PROFIT Online количество пользователей интернета в Казахстане оценивали в 2,5 млн. человек. В этом году, прогнозируют в компании, ряды интернетчиков в Казахстане пополнит еще как минимум
Интересно проследить и изменения в посещаемости некоторых сайтов. Так, по статистике портала Mail.ru, средняя суточная аудитория из Казахстана в декабре 2009 года была равна 720 тыс. человек против 455 тыс. посетителей в сутки еще в начале августа 2009 года. В социальной сети «ВКонтакте» на начало августа было зарегистрировано 616 тыс. казахстанцев, а в середине января 2010 года — уже больше 1 млн. А по данным казахстанского счетчика CountZero, сайты Казнета в будний день (точнее — за сутки) посещает около 1,08 млн. казахстанцев против 680 тыс. человек еще в начале августа 2009. Как видим, очевиден рост посещаемости в
Кстати, по данным исследовании рынка социальных сетей в России, странах Восточной Европы и СНГ, проведенного J'son & Partners Consulting, среди казахстанских пользователей социальных сетей наиболее популярен проект МойМир@Mail.ru. Также проект лидирует по числу пользователей в Узбекистане, Киргизии и Молдове. В Белоруссии и Украине первое место занимает Livejournal.com, в Армении — Odnoklassniki.ru. В России лидируют социальные интернет-проекты Vkontakte.ru и МойМир@Mail.ru, ежемесячная аудитория которых на конец 2009 года составила 17,7 миллионов и 15,6 миллионов пользователей, соответственно.
Рейтинг самых посещаемых казахстанцами сайтов составили и в лаборатории «Сарафанное радио». В ходе исследования выяснилось, что большинство сайтов не принадлежат зоне KZ. Сайты оценивались по нескольким показателям — посещаемость ресурса пользователями из Казахстана и его место среди всех ресурсов мира по версии The Web Information Company Alexa, тематический индекс цитирования Яндекс, оценка важности страницы, присваиваемой Google, процент пользователей из Казахстана на ресурсе и динамика изменения посещаемости за несколько месяцев. В первой пятерке рейтинга оказались mail.ru, google.com, google.kz, vkontakte.ru и yandex.kz. Самая популярная двадцатка также демонстрирует в основном развлекательные цели посещения интернета. Она состоит из таких порталов, как youtube.com, megatorrents.kz и некоторых других сайтов соцсетей и блогов.
Впрочем, интерес к доменной зоне KZ остается довольно высоким, о чем свидетельствует ее активный рост. В 2009 году, по данным интернет-компании PROFIT Online, было подано более 16,5 тысяч заявок на регистрацию доменов в зоне KZ. Всего в 2009 году, по данным компании, было подано 16658 заявок на новые домены, что соответствует среднемесячной активности 1388 имен. «Как и раньше, не все поданные заявки оплачиваются, — комментируют представители PROFIT Online. — И если в предыдущие годы, по нашей статистике, реально покупалось
Таким образом, можно предположить, что доменная зона KZ реально пополнилась за 2009 год лишь на
Действующих сайтов в Казнете тоже прибавилось. Так, в каталоге рейтинга CountZero на начало 2010 года было зарегистрировано 8,5 тыс. сайтов (для сравнения — в начале 2008 года в каталоге числилось около 5 тыс. сайтов). Т.е., по грубым оценкам, за два года Казнет прирос 3,5 тысячью сайтов. Значительно выросла и посещаемость казахстанских ресурсов (в скобках — данные на начало 2008 года):
Свыше 10000 пользователей — 14 сайтов (5)
Свыше 1000 пользователей — 125 сайтов (50)
Свыше 500 пользователей — 200 сайтов (100)
Свыше 200 пользователей — 340 сайтов (200)
Свыше 100 пользователей — 500 сайтов (300)
Свыше 10 пользователей — 1200 сайтов (700)
Как видим, действительно произошел не только количественный, но и качественный рост, о чем говорит значительное увеличение числа сайтов с высокой посещаемостью. И эти процессы будут продолжаться, все больше трафика будет оставаться в Казнете, который действительно взрослеет. Что касается перспектив роста интернет-аудитории, то они колоссальны — интернетом будут охватываться все большие массы населения, — регионы таят в себе огромный потенциал. Нынешний дисбаланс, когда Алматы обеспечивает половину доходов от интернет-доступа в стране, будет постепенно исправляться. Параллельно будет продолжать расти интенсивность использования интернета, и уже в ближайшие
Рейтинг самых посещаемых казахстанцами сайтов по версии «Сарафанного радио»
1. mail.ru
2. google.com
3. google.kz
4. vkontakte.ru
5. yandex.kz
6. yandex.ru
7. google.ru
8. wikipedia.org
9. youtube.com
10. odnoklassniki.ru
11. ucoz.ru
12. yahoo.com
13. rambler.ru
14. narod.ru
15. ct.kz
16. facebook.com
17. vk.com
18. megatorrents.kz
19. live.com
20. kiwi.kz
21. nur.kz
22. depositfiles.com
23. marketgid.com
24. zaycev.net
25. advmaker.ru
26. radikal.ru
27. kaztorka.org
28. kolesa.kz
29. msn.com
30. microsoft.com
31. liveinternet.ru
32. gov.kz
33. novoteka.ru
34. megaline.kz
35. letitbit.net
36. 2lycosu.com
37. travian.ru
38. rbc.ru
39. conduit.com
40. gismeteo.ru
41. krisha.kz
42. blogger.com
43. twitter.com
44. lenta.ru
45. zakon.kz
46. rapidshare.com
47. kino.kz
48. kinopoisk.ru
49. ya.ru
50. qip.ru
51. rutracker.org
52. 1e100.net
53. rian.ru
54. gazeta.kz
55. com.kz
56. imdb.com
57. sport-express.ru
58. ebay.com
59. eurosport.ru
60. ifolder.ru
61. garena.com
62. inform.kz
63. partypoker.com
64. ask.com
65. homebank.kz
66. ozon.ru
67. google.com.tr
68. torrents.ru
69. rfca.kz
70. nomad.su
71. yvision.kz
72. livejournal.com
73. wordpress.com
74. teasernet.com
75. diary.ru
76. turbobit.net
77. mozilla.com
78. sape.ru
79. urldirecting.com
80. alfa.kz
81. salyk.kz
82. hotfile.com
83. infox.ru
84. idhost.kz
85. doubleclick.com
86. baribar.kz
87. pornolab.net
88. torrentino.ru
89. km.ru
90. multitran.ru
91. allegro.kz
92. flipflapflo.info
93. newsru.com
94. peregruz.com
95. kaz.kz
96.
97. kase.kz
98. begun.ru
99. xnxx.com
100. centrasia.ru
Комментарии