Спрос рождает поражение
Казахстанцы обходят виртуальные прилавки стороной.
Казахстанцы обходят виртуальные прилавки стороной.
Темпы развития интернет-торговли в Казахстане можно охарактеризовать как ползучие: если пять лет назад в Казнете насчитывалось порядка
Дочки-матери
Вместе с тем у казахстанских интернет-магазинов успели сформироваться свои отличительные особенности:
Менеджер интернет-магазина элитной парфюмерии «Чудесный мир ароматов» Денис Пирогов рассказал Ф, что электронная коммерция для его компании, специализирующейся на оптовых поставках, — это своего рода побочный бизнес, пробный шар, попытка опытным путем проверить перспективы и рентабельность новой торговой ниши. За три года работы онлайн-магазина он так и не стал ни основным бизнесом, ни сколько-нибудь заметным: прибыль, по словам менеджера, не покрывает даже расходов на обслуживание и доставку. Скорее интернет-магазин стал подспорьем для основного рода деятельности, поспособствовав расширению географии поставок и поиску региональных партнеров.
Интернет-магазины, рискнувшие стартовать с нуля — выхода в интернет и склада продукции, — ждет, по всей вероятности, непростая судьба. Любопытен в этой связи пример проекта dorba.kz, специализировавшегося поначалу на доставке продуктов питания (наименее популярный сегмент торговли в интернете) и переквалифицировавшегося затем в информационно-справочный портал Restoran.kz, на котором можно найти информацию (телефоны, адреса, меню, график работы) о заведениях общепита и досуга в различных регионах Казахстана. По словам менеджера проекта Ербола Алимтая, доход порталу приносят компании, размещающие баннеры на главной странице.
Почта молчит?
Столь робкие темпы развития электронного бизнеса в Казахстане председатель правления группы компаний «Зерде» Адильбек Сарсенов объясняет тремя причинами: невысокой степенью интернетизации населения (по различным оценкам, от 19 до 32 проц.) и уровня «продвинутости» пользователей, недостаточным развитием платежных систем, и, наконец, низким уровнем качества почтовых услуг.
«Чудесный мир ароматов», пожалуй, одно из редких исключений в этом ряду.
Менеджер интернет-гипермаркета Homeshop.kz Айнур Шалаганова (судя по узнаваемому логотипу и дизайну портала, проект создан в качестве поддержки платежных систем «Казкоммерцбанка») пояснила Ф, что доставкой товара, представленного в интернет-магазине (почти 170 тыс. наименований), занимаются сами компании-поставщики (45 партнеров), но только по городу Алматы. Точную стоимость доставки
Виртуальный безнал
Сегодня в Казахстане помимо международных сетевых платежных систем (Webmoney и Яndex.Деньги) действует одна собственно казахстанская — на базе процессингового центра «Казкоммерцбанка». Все денежные операции производятся непосредственно на портале электронных платежей банка: клиенту даже нет необходимости сообщать номер своей кредитной карточки интернет-продавцу — таким образом обеспечивается конфиденциальность данных.
Председатель правления холдинга «Зерде» Адильбек Сарсенов, беседуя с Ф, упомянул, правда, еще и платежный шлюз электронного правительства, интегрированный с Налоговым комитетом и Минюстом, посредством которого можно оплатить 45 видов госуслуг и 120 налоговых сборов (кроме того, чиновники надеются включить в этот перечень различные штрафы и коммунальные услуги).
Одной из причин, тормозящих электронную коммерцию, обычно называют отсутствие законодательной базы — профильного закона об электронных деньгах. Однако, похоже, эта проблема может быть решена в ближайшее время: в начале февраля в нижней палате парламента был презентован соответствующий законопроект. Зампред Нацбанка Батырбек Альжанов, защищавший документ перед мажилисменами, рассказал, что сегодня почти 200 тыс. казахстанцев являются клиентами платежной системы WebMoney, но только 30 тыс. из них аттестованы (то есть представили паспортные данные при регистрации), а потому «эти сделки необходимо узаконить». Упомянул
Главное, чтобы костюмчик сидел
Одна из ключевых проблем интернет-торговли — доверие клиента к продавцу — по мнению наших собеседников, решается самым неожиданным образом. По словам
— Если в классическом магазине нечестный продавец плохо обойдется с клиентом, об этом, как правило, не узнает никто, — говорит
Таким образом, по мнению
По словам
Вероятно, консервативные казахстанцы не готовы к виртуальным обновкам, пока не убедятся в том, что и фасон, и расцветка им к лицу. Впрочем,
Комментарии