Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Спрос рождает поражение

    Казахстанцы обходят виртуальные прилавки стороной.

    4 марта 2010 14:08, Жанар Тулиндинова, Фокус
    Рубрики: Интернет

    Казахстанцы обходят виртуальные прилавки стороной.

    Темпы развития интернет-торговли в Казахстане можно охарактеризовать как ползучие: если пять лет назад в Казнете насчитывалось порядка 20–25 интернет-магазинов и эксперты говорили о зачаточном состоянии сектора, то сегодня их чуть больше 50, и снова можно рассуждать разве что о робких ростках интернет-торговли. Проводить параллели между казахстанским и российским рынком интернет-продаж — занятие и вовсе неблагодарное.

    Дочки-матери

    Вместе с тем у казахстанских интернет-магазинов успели сформироваться свои отличительные особенности: во-первых, как правило, они развиваются на стартовой площадке успешно действующих классических магазинов. К примеру, из 33 интернет-магазинов, торгующих бытовой, аудио-, видеотехникой, телефонами, компьютерами и комплектующими, большая часть работает на базе сетей классических ритейлеров. Sulpac.kzmobitec.kzplaneta.kz и shop.euroset.kz, — примеры самые заметные, но далеко не единственные.

    Менеджер интернет-магазина элитной парфюмерии «Чудесный мир ароматов» Денис Пирогов рассказал Ф, что электронная коммерция для его компании, специализирующейся на оптовых поставках, — это своего рода побочный бизнес, пробный шар, попытка опытным путем проверить перспективы и рентабельность новой торговой ниши. За три года работы онлайн-магазина он так и не стал ни основным бизнесом, ни сколько-нибудь заметным: прибыль, по словам менеджера, не покрывает даже расходов на обслуживание и доставку. Скорее интернет-магазин стал подспорьем для основного рода деятельности, поспособствовав расширению географии поставок и поиску региональных партнеров.

    Интернет-магазины, рискнувшие стартовать с нуля — выхода в интернет и склада продукции, — ждет, по всей вероятности, непростая судьба. Любопытен в этой связи пример проекта dorba.kz, специализировавшегося поначалу на доставке продуктов питания (наименее популярный сегмент торговли в интернете) и переквалифицировавшегося затем в информационно-справочный портал Restoran.kz, на котором можно найти информацию (телефоны, адреса, меню, график работы) о заведениях общепита и досуга в различных регионах Казахстана. По словам менеджера проекта Ербола Алимтая, доход порталу приносят компании, размещающие баннеры на главной странице. Г-н Алимтай подчеркивает, что обороты его бизнеса весьма и весьма скромны.

    Почта молчит?

    Столь робкие темпы развития электронного бизнеса в Казахстане председатель правления группы компаний «Зерде» Адильбек Сарсенов объясняет тремя причинами: невысокой степенью интернетизации населения (по различным оценкам, от 19 до 32 проц.) и уровня «продвинутости» пользователей, недостаточным развитием платежных систем, и, наконец, низким уровнем качества почтовых услуг. Г-н Сарсенов обратил внимание Ф на то, что большинство интернет-магазинов работают в Алматы (по некоторым оценкам, до 70 проц.) и Астане (20 проц.); они осуществляют доставку посредством собственных курьерских служб в пределах одного города, для большинства же регионов их товары недоступны.

    «Чудесный мир ароматов», пожалуй, одно из редких исключений в этом ряду. Г-н Пирогов, конечно, сетует на дороговизну услуг почтовой доставки (полная ее стоимость — 650 тенге, клиентам же компании она обходится в 390 тенге), однако признает, что его компания делает ставку именно на провинцию, где ассортимент местных магазинов вряд ли может удовлетворить запросы взыскательных клиентов. Г-н Пирогов подчеркивает, что даже в сельских населенных пунктах живут состоятельные клиенты, заказывающие дорогой парфюм.

    Менеджер интернет-гипермаркета Homeshop.kz Айнур Шалаганова (судя по узнаваемому логотипу и дизайну портала, проект создан в качестве поддержки платежных систем «Казкоммерцбанка») пояснила Ф, что доставкой товара, представленного в интернет-магазине (почти 170 тыс. наименований), занимаются сами компании-поставщики (45 партнеров), но только по городу Алматы. Точную стоимость доставки г-жа Шалаганова не назвала: она варьируется в зависимости от стоимости товара — от бесплатной до 200–500 тенге, максимальный срок ожидания составляет 32 часа.

    Виртуальный безнал

    Сегодня в Казахстане помимо международных сетевых платежных систем (Webmoney и Яndex.Деньги) действует одна собственно казахстанская — на базе процессингового центра «Казкоммерцбанка». Все денежные операции производятся непосредственно на портале электронных платежей банка: клиенту даже нет необходимости сообщать номер своей кредитной карточки интернет-продавцу — таким образом обеспечивается конфиденциальность данных.

    Председатель правления холдинга «Зерде» Адильбек Сарсенов, беседуя с Ф, упомянул, правда, еще и платежный шлюз электронного правительства, интегрированный с Налоговым комитетом и Минюстом, посредством которого можно оплатить 45 видов госуслуг и 120 налоговых сборов (кроме того, чиновники надеются включить в этот перечень различные штрафы и коммунальные услуги). Г-н Сарсенов особенно выделяет тот факт, что платежный шлюз был создан в первую очередь для государственных нужд, и доступ к нему частных структур, в том числе интернет-магазинов, закрыт, однако не исключил, что так будет не всегда.

    Одной из причин, тормозящих электронную коммерцию, обычно называют отсутствие законодательной базы — профильного закона об электронных деньгах. Однако, похоже, эта проблема может быть решена в ближайшее время: в начале февраля в нижней палате парламента был презентован соответствующий законопроект. Зампред Нацбанка Батырбек Альжанов, защищавший документ перед мажилисменами, рассказал, что сегодня почти 200 тыс. казахстанцев являются клиентами платежной системы WebMoney, но только 30 тыс. из них аттестованы (то есть представили паспортные данные при регистрации), а потому «эти сделки необходимо узаконить». Упомянул г-н Альжанов и о тридцати отечественных интернет-магазинах, которые принимают оплату за товары и услуги только посредством электронных денег.

    Г-н Альжанов пообещал депутатам, что после принятия закона снизится себестоимость транзакций (что позволит осуществлять мини-платежи от одного тенге до нескольких); кроме того, сама собой исчезнет необходимость использования платежной карточки для произведения электронного расчета — это особенно хорошо для тех, кто не хочет обнародовать свои персональные данные.

    Главное, чтобы костюмчик сидел

    Одна из ключевых проблем интернет-торговли — доверие клиента к продавцу — по мнению наших собеседников, решается самым неожиданным образом. По словам г-на Пирогова, в случае с интернет-магазинами срабатывает принцип «сарафанного радио». При этом, на его взгляд, у покупателя гораздо больше шансов разочароваться в услугах классического продавца, нежели онлайн-магазина.

    — Если в классическом магазине нечестный продавец плохо обойдется с клиентом, об этом, как правило, не узнает никто, — говорит г-н Пирогов. — Если же какие-то проблемы возникнут с интернет-магазином, жертва обмана имеет возможность выложить негативную информацию на любом из тематических форумов.

    Таким образом, по мнению г-на Пирогова, у интернет-магазина практически нет права на ошибку. При этом, на его взгляд, ключевым фактором доверия является наличие контактной информации — адреса и телефоны компании, выложенные на портале.

    По словам г-жи Шалагановой, наибольшей популярностью у интернет-покупателей пользуются такие товары, как бытовая техника (всего на портале размещены 1,8 тыс. наименований), книги (134 тыс.), компьютеры (15,6 тыс.), косметика (1,4 тыс.), музыка и фильмы (2,5 тыс.) и, наконец, сувениры (1,3 тысячи). Чуть беднее ассортимент одежды и обуви (127), продуктов питания и напитков (182).

    Вероятно, консервативные казахстанцы не готовы к виртуальным обновкам, пока не убедятся в том, что и фасон, и расцветка им к лицу. Впрочем, г-жа Шалаганова считает, что в этом отношении у онлайн-магазинов еще есть потенциал роста, учитывая то, какой популярностью в мире пользуется одежда, заказываемая по каталогам. Целевая же группа интернет-шопинга, по мнению экспертов, — это офисные служащие среднего звена, располагающие неограниченным доступом к интернету, но при этом весьма ограниченным ресурсом свободного времени.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии