Торги продолжаются
О ходе заседания Совета инвесторов, где обсуждались вопросы развития сотовой связи Казахстана.
Затянувшийся процесс внедрения нового поколения связи 3G в
Поскольку заседание Совета инвесторов проходило уже после распространения сообщения о претензиях, предъявленных Агентством РК по защите конкуренции сотовым операторам, работающим в Казахстане, то, в принципе, этот вопрос был уже, как говорится, на слуху. И тут, наверное, мало удивительного в том, что после выступления главы телекоммуникационной компании TeliaSonera Ларса Ниберга президент РК обратил внимание на его обращение, прозвучавшее в конце.
Гость заявил о крайней важности «абсолютной приверженности правительства Казахстана и поддержки в обеспечении равноправного и открытого отношения ко всем операторам связи, а также равноправного поля деятельности для всех игроков» для претворения идеи (проекта) в жизнь. Обращаясь к президенту, как, собственно, и делают многие в своих спичах, большей частью прославляя его, глава скандинавской компании подчеркнул намерение продолжать инвестиции в будущее развитие телекоммуникационной инфраструктуры и услуг в Казахстане. Но президент РК вдруг попросил уточнить слова «о необходимости правительству РК открыто обеспечить равноправный доступ всем операторам на равноправной основе.
«А что вы имели в виду?», — спросил Нурсултан Назарбаев у Ларса Ниберга. «То, о чем я говорил, прежде всего это основной доступ для инвесторов к лицензиям, частотам, а также очень важно, чтобы этот вопрос решался в режиме полной транспарентности. Я прекрасно понимаю, что для этого необходимо принимать административные решения по выделению частот или лицензий по ипользованию спектра 3G. Я думаю также, что важно, чтобы этот процесс давал одинаковые шансы по использованию этих технологий в Казахстане не только нам, но любым операторам, потому что я более чем убежден, что государству необходимы эти технологии», — пояснил Ларс Ниберг.
Тут инициативу перехватил премьер-министр РК Карим Масимов. «Я прокомментирую этот вопрос, который поднял руководитель компании TeliaSonera», — вмешался он в начавшийся диалог. Премьер сослался на то, что и другими операторами подняты те же самые вопросы. По словам премьера, правительством в начале года было принято решение, согласно которому часть частот из военного сектора были перенесены в гражданский для введения этих операторов 3G. «Это решение по вашему поручению было принято», — заметил он при этом. Он также пояснил, что правительством было принято решение о выделении трех лицензий трем операторам на равной основе, но все трое сказали, что «цена, которую правительство поставило» в соответствии с налоговым кодексом, не позволяет им вести коммерческие операции. Правительство своим решением снизить цену за лицензию 3G не может. Для этого нужно внести изменения в налоговый кодекс.
Он также заметил, что соглашения со всеми тремя операторами по той коммерческой цене, которая позволяет им получить ее и получить коммерческую целесообразность, уже достигнуты. А в настоящее время правительством внесены в парламент предложения об изменениях в статью налогового кодекса. «Это не вопрос, что правительство не дает лицензии. Частоты выделены. Вопрос в цене, которую операторы готовы заплатить. В этом вопрос», — пояснил Масимов Назарбаеву.
Тут гость попытался внести умиротворение:
Однако и Нурсултан Назарбаев сделал свой акцент, обратив внимание на роль компании: «Все же ваша деятельность в Казахстане… поэтому будем следить, чтобы все задуманное: бизнес, совместная работа — было продвинуто дальше… при совместной работе».
После заседания совета корреспондент «ДН» обратилась к министру связи и информации Аскару Жумагалиеву с просьбой пояснить причину: почему глава TeliaSonera поднял такую тему и когда все же будут выданы лицензии? Но после паузы министр решил сначала пояснить особенности технологий 3G и 4G. О чем «ДН» уже рассказывала в прошлом номере. И все же, возвращаясь к вопросу, который озвучивался на заседании, он заметил, что на сегодняшний момент налоговый кодекс предполагает годовую оплату для
На вопрос о необходимости замены базовых станций для 3G и 4G и насколько соразмерны затраты, министр заметил, что там предусматривается дополнение соответствующего оборудования, но в целом такая работа, по его мнению, будет достаточно планомерной. «На 3G, я думаю, они в целом уже готовы перейти. Их сегодня беспокоят некоторые элементы, которые присутствуют в Налоговом кодексе, которые, по их мнению, являются достаточно проблемными для развития». Операторы на самом деле занимаются инвестициями, а правительство РК и соответствующее ведомство со своей стороны работают с ними по конверсии и выделению этих частот. Проведено заседание соответствующей совместной межведомственной комиссии по радиочастотам, на которой было принято решение о распределении данных частот. Он уточнил, что
Если говорить об известных брендах этих компаний, то речь идет о Neo (основной учредитель — шведская компания Tele-2), Beeline, (основной учредитель ОАО «Вымпелком»), а также Kcell (АО «Казахтелеком» — 49%, TeliaSonera — 51%).
Между тем на этой неделе в интервью агентству Reuters председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев заявил, что стратегия развития компании на
Напомним, что после дискуссий в прошлую пятницу министр связи и информации РК на официальной блог-платформе руководителей государственных органов сообщил, что с 1 июня этого года АО «Казахтелеком» провел 5% понижение тарифов для операторов связи, а во втором полугодии планируется еще 10% спуск.
На совещании 8 июня с представителями Совета операторов связи Казахстана, в числе которых Национальная телекоммуникационная ассоциация РК, АО «Казахтелеком», АО «Транстелеком», АО «KazTransCom», АО «Нурсат» министр призвал крупнейших операторов связи увеличить доходы отрасли в этом году.
План на 2010 год по объему дохода отрасли связи должен составить чуть менее 450 млрд. тенге. По его мнению, эти показатели достижимы посредством расширения видов доступа и повышения качества услуг, развития информационных технологий и планомерного снижения тарифов на доступ к сети интернет. После заявления премьер-министра РК о том, что правительство и мобильные операторы Казахстана близки к компромиссу по вопросу внедрения сети 3G и инициативы правительства по внесению поправки в налоговый кодекс для удешевления лицензии 3G, оператор ТОО «КарТел» заявил, что согласен со стоимостью лицензии 3G, но оспаривает стоимость за пользование частотами. А пресс-служба ТОО «GSM Казахстан» распространила опровержение обвинений антимонопольных органов, предоставив разъяснения специалистов компании.
Таким образом, пока выходит, что услуги мобильной связи 3G появятся в Казахстане нескоро. В прошлом году Агентством информации и связи РК (до реорганизации) заявлялось, что три оператора сотовой связи смогут оказывать услугу в формате 3G уже в феврале-марте в Астане и Алматы. Но как скоро теперь решится вопрос в парламенте, судя по словам министра, зависит от того, как скоро компании предоставят «достоверные» бизнес-планы правительству. Что же касается новых технологий, то «ДН» уже рассказывала, что связь стандарта 4G на базе технологии LTE (Long Term Evolution) уже была успешно протестирована.
Напомним, что 4G (LTE) обеспечивает теоретическую скорость передачи данных до 326,4 Мбит/с от базовой станции к пользователю и 172,8 Мбит/сек в обратном направлении. Но, как пояснил «ДН» министр Жумагалиев, 3G — стандарт позволяет увеличить скорость передачи данных до 256 килобит в секунду, «а 4G даст совсем большие скорости, которые позволят населению получить ценные услуги интернета, равноценные тем услугам интернета, которые мы получаем по волоконно-оптическим линиям связи. Сегодня это уже можно получить как в «Казахтелекоме», так и у других операторов».
Комментарии