Интернет так и не стал бизнесом в Казахстане
О прошедшем 29-30 апреля в Алматы форуме «Развитие интернет-сферы в Центральной Азии», где обсуждались проблемы интернета, его инвестиционная привлекательность на казахстанском рынке, целевая аудитория сайтов и порталов, основные тенденции их развития.
На форуме был представлен рейтинг тридцати самых популярных сайтов в Казахстане за 2009 год. Возглавляет список российский портал mail.ru, следом социальная сеть vkontakte.ru и на третьем месте — портал google.kz. Сайт «Одноклассники.ru» занял восьмое место, позицией ниже расположился видеохостинг youtube.com, популярная энциклопедия wikipedia.org — на 11 строчке рейтинга. В первой десятке в основном находятся проекты, нацеленные на общение в формате форумов на открытом коде, доски объявлений, базы данных и отдельные ресурсы информационного характера (новостные агентства, агрегаторы новостей, некоторые онлайн-издания, особенно те из них, которые позволяют своим посетителям оставлять комментарии к новостям).
Исследование также определило, что основной аудиторией Казнета является молодежь от 15 до 25 лет. Наверное, поэтому уровень сложности пользования ресурсами интернета вот уже который год остается невысоким и ограничивается использованием услуг электронной почты, членством в популярных социальных сетях и скачиванием развлекательного контента, игр и приложений по обмену сообщениями. В гендерном соотношении целевая аудитория Казнета выглядит следующим образом — 51% мужчин и 49% женщин.
«Очень сложно казахстанским ресурсам соревноваться с зарубежными компаниями и в сегменте контекстной рекламы. Однако и казахстанские, и центральноазиатские интернет-ресурсы вполне способны бороться за место под солнцем в области локальных сервисов и социальных сетей», — считает руководитель проектов компании Namba Media Камшыбек Касымбеков.
В одном из исследований был дан опрос жителей Алматы, в котором на вопрос, каким видом деятельности казахстанцы занимаются в интернете в течение последнего года, чаще всего респонденты отвечали — «поиском отзывов других людей о товарах и услугах» (56,3%), «сравнением цен на товары и услуги» (55,1%). Чем потенциально могли бы воспользоваться рекламодатели, однако, как отмечают эксперты отечественного интернет-пространства, этого не произошло. По оценкам игроков, объем рынка рекламы в Казнете составляет около $5 млн., что составляет около 1% затрат на рекламу на радио, в прессе и на телевидении в Казахстане. Впрочем, рейтинг самых популярных сайтов говорит о развитом информационно-развлекательном рынке в интернете, нежели коммерческих услуг и банкинга, так что если уж говорить о рынке рекламы в Сети, то его развитие можно проследить по рекламным заставкам в социальных сетях и блогам. Это говорит о большей направленности рекламы на самого потребителя, а не на компании и предприятия. В следующем отчете среди услуг в Казнете популярными оказались: общение в чатах — 36,6% опрошенных, звонки с помощью информационно-коммуникационных технологий (34,1%), обновление своего статуса в социальных сетях (на Facebook, Twitter, vkontakte.ru, mail.ru — мой мир и др.). Менее популярные — написание статей в блогах (11,7%) и комментирование других записей (12,7%). «Однако это должно со временем измениться, потому что этот целевой потребитель постепенно взрослеет», — считает один из авторов исследования Адиль Нурмаков.
Всего в разных доменных зонах насчитывается около 6000 работающих казахстанских сайтов, причем пять лет назад их было в три раза меньше. Наиболее распростараненными являются коммерческие сайты: корпоративные онлайн-магазины, платные сетевые сервисы (59%). Сайты информационной направленности — каталоги, форумы, порталы и блоги, а также персональные, образовательные и некоммерческие сайты занимают около 32% от всего Казнета, на государственные ресурсы приходится около 9%. По тематике особо популярны сайты, посвященные вопросам бизнеса и экономики, интернета, отдыха и развлечений. Здесь лидируют развлекательные ресурсы и файлообменные
По информации республиканского Агентства информатизации и связи РК (АИС), в 2007 году уровень проникновения интернета по стране составлял 11% — 1,6 млн., через год — до 14%, но уже в октябре прошлого года этот показатель возрос до 30% (4,7 млн. человек). По словам экспертов, этот показатель на самом деле едва достиг 12%. Кроме того, казахстанцы гораздо чаще посещают Рунет, чем Казнет, отчего нашим рекламодателям приходится следом за потребителем выкладывать свою рекламу на зарубежных сайтах.
«Несмотря на кризис и другие факторы, последние два года наблюдается наполнение казахстанского контента, причем радует тот факт, что в это стал вкладываться бизнес, более того, Казнет — также стал площадкой для развития бизнеса. Но вместе с этим развитие содержательной и инструментальной частей Казнета я бы назвал затрудненным. Людей у нас и так, в принципе, мало, а пользователей среди них еще меньше. Потому пока на эту целевую аудиторию ориентироваться бизнесу еще сложно», — заключает Адиль Нурмаков. «Главным препятствием в развитии Казнета остается высокая стоимость телекоммуникаций. За 4260 тенге казахстанский провайдер предлагает безлимитный доступ на скорости 256 Кбит/сек на внешние ресурсы и 512 Кбит/сек — на внутренние, тогда как у российской «Корбины» — 1,6 Мбит/сек в обоих направлениях», — сказал Дармен Аманбаев, разработчик сайтов из Астаны. Впрочем, преимущество на фоне России и Украины казахстанского рынка в том, что «в Казнете можно делать все что угодно, и при надлежащем качестве это будет иметь успех
Комментарии